Спектакль Shelter: чем датский бункер лучше алматинского

cover Фото: Алина Малина

Британский драматург, датский режиссёр, алматинское бомбоубежище – «география» нового спектакля театра «АсАбАлАр» впечатляет. В Shelter объединились драматичные пьесы Сары Кейн, клоунада и танец, но понятнее от обилия форм не стало.

То, что арт-пространству Bunker категорически не идут позитивные постановки, – не секрет. И ждать от премьеры с названием Shelter («Убежище») чего-то доброго, светлого, вечного не приходилось. Особенно, когда на пороге встречают говорящие мимы, сходу посылающие матом (его в спектакле неоправданно много, хоть это и отсылка к исходнику). Они провожают зрителей вглубь бункера, играя на музыкальных инструментах, – эдакие четыре всадника апокалипсиса. Всё, что происходит в залах бомбоубежища, напоминает армагеддон – только в рамках одной человеческой головы.

Фото: Алина Малина

Shelter – сайт-специфик в классическом понимании, в каждом закутке что-то да происходит. Правда, чтобы понять, как всё это между собой связано, потребуется не меньше часа – именно поэтому спектакль идёт в два акта. Артисты свободно передвигаются по локации, меняют комнаты, вступают в диалоги друг с другом. Между ними также свободно двигаются озадаченные зрители – их на входе наградили одноразовыми масками, чтобы в полумраке сразу отличить от актёров.

Фото: Алина Малина

Вскоре неявно начинают проступать общие очертания конфликта: кто-то кого-то убил, похоже, на почве неразделённой и очень болезненной любви. Под «причудливыми изгибами человеческой души», фигурирующими в описании, надо понимать целый букет: сумасшествие, любовную аддикцию, созависимость, суицидальные мысли и дальше по списку. И не забывать, что в основе лежат тексты Сары Кейн, которая за недолгие 28 лет жизни успела закрепиться в статусе королевы депрессивной драматургии.

После первых сорока минут отсутствие выраженного сюжета и разрозненность композиции начинают напрягать. Остаётся надежда на режиссёра – что он даст хоть какую-то зацепку, но Денни Деннис лишь загадочно улыбается: ничего не скажу, каждый понимает так, как может. Ох уж эта нордическая скрытность!

Фото: Алина Малина

Хотя Денни обычно представляют, как режиссёра из Дании, он, скорее, человек мира. За плечами у него многолетний опыт обучения и выступлений в Европе, США и Канаде, работа в России, где он начинал с питерских «Лицедеев», а потом попал в театральную академию, где преподавал несколько лет. Когда же европейский паспорт стал преградой, по приглашению студентов Денни приехал в Казахстан.

И хотя скандинавский менталитет предельно далёк от нашего, Денни отмечает, что давно нигде не чувствовал себя так комфортно. К тому же в Дании тема с бомбоубежищами, переделанными под нужды искусства, крайне популярна: со времён Холодной войны их осталось немало, и добрая часть ушла под техноклубы и артхаусные галереи.

«Я давно начал работу над пьесами Сары Кейн, но не мог найти подходящего пространства. И когда ребята показали мне Bunker, я понял – вот оно! Идеальная локация для перфоманса, который случается в момент глобальной мировой нестабильности. Единственное, чем копенгагенские подвалы лучше алматинских, – в них не бывает землетрясений»,   смеётся режиссёр.

Лучшее в Shelter удалось как раз благодаря европейской школе. А именно – скрещивание клоунады и нуара. Чтобы получились не просто готические комедианты, а выразительные и жутковатые персонажи. Кроме самого запоминающегося лица перфоманса Артура Асланяна, который даже в роли сумасшедшего мима смотрится очаровательно.

Фото: Алина Малина

Пока что Shelter сыроват, и в буквальном смысле тоже. Тяжёлый влажный запах бункера хоть и придаёт колорит, но сквозящий местами непрофессионализм артистов не перекрывает. Это ожидаемо, когда остросоциальную драму исполняют танцоры, клоуны и начинающие актёры. При этом в спектакле есть своя фишка – он строится в том числе вокруг зрителя, меняясь походу. А значит, первые показы точно будут отличаться от финального – 27 октября.

Те же, кому не по душе гнетущие убежища, смогут увидеть другой перфоманс Денни Денниса 23 октября в Esentai Gallery. Это будет альтернативный «Гамлет» – кому, как не датскому «принцу», его переосмысливать?

Лента новостей

все новости