Спектакль «Рок-н-ролл на закате»: танцы за стеклом

cover Фото Дмитрия Поваляева

Музыкальный театр Stages представил свой первый камерный спектакль – и сразу зашёл с козырей. Led Zeppelin на виниле и колоритный актёрский тандем из Елены Набоковой и Еркена Губашева – чем не рецепт успеха?

Сколько раз мы уже видели сюжет про двух людей, которые находят друг друга в преклонном возрасте. Дети-внуки далеко, жизнь вроде бы заканчивается, и тут случается встреча, причём начинается она обязательно с неприязни.

«Рок-н-ролл на закате» по пьесе советско-израильского драматурга Михаила Хейфеца в этом плане не приносит ничего нового: финал спектакля можно предсказать спустя примерно пару минут с его начала. 

Ведь обычно такие истории заканчиваются на ноте любви. И здесь всё так же, если бы не одно но: главная любовь в спектакле – к музыке.

Двое пенсионеров знакомятся в танцевальном кружке. Их имён мы так и не узнаем, как не узнаем почти ничего из их прошлого. Разве что по героине Елены Набоковой сразу считывается, что она не то, что синий – тёмно-фиолетовый чулок. Чего стоит одна норковая шапка, которую она не снимает даже в квартире. Учительница, как потом выясняется, периодически приходит в гости к герою Еркена Губашева, который решил бросить кружок – не получается у него танцевать.

И правда: у обоих нет ни чувства ритма, ни слуха – и терпимости друг к другу тоже.

Фото Дмитрия Поваляева

Тут можно было бы сказать пару слов про то, как это влияет на сюжет, если бы… он там был. По сути, «Рок-н-ролл на закате» – это набор зарисовок в стенах одной квартиры. Персонажи постепенно оттаивают, становятся друг другу роднее, при этом бесконечно мило ссорясь и споря. Но нет никакого глобального конфликта, катарсиса: даже заветный танец они так и не разучивают. Плохо ли это? Отнюдь нет.

Если предыдущие спектакли Stages были о чём-то высоком, будь то биографии великих музыкантов или вариации эпосов, то «Рок-н-ролл на закате» – история максимально приземлённая. И работает она исключительно на актёрской харизме. Особенно в первой части, когда между персонажами ещё не случилась химия, и местами они затянуто препираются.

Тут надо отдать должное Елене Набоковой и Еркену Губашеву, которые даже в очевидно комичных образах выглядят убедительно: плоские бытовые шутки заставляют зал взрываться искренним хохотом вместе с героями. Режиссёр Никита Патуев в плане подбора артистов попал в яблочко.

Фото Дмитрия Поваляева

Пару слов надо сказать про сценографию Евгения Лемешонка. С одной стороны, отделить героев стеклянными перегородками вместо стен квартиры – отличное решение для малой сцены театра имени Лермонтова, где с декорациями особо не развернёшься. С другой – ты словно смотришь фильм, потому что персонажи всё время находятся за стеклом. Сглаживает восприятие музыка: Чак Берри, Элвис Пресли, Алла Пугачёва, Led Zeppelin.

Фото Дмитрия Поваляева

Лучшее достижение «Рок-н-ролла на закате» – спектакль не скатывается в надрывные монологи. В «я одинок, вы одиноки, и, кроме друг друга, у нас никого на целом свете нет», чем обычно грешат истории про пенсионеров. Здесь всё работает наоборот: как герои решают отказаться от книжных шаблонов, чтобы прочувствовать полноту танца, так и весь спектакль доказывает – можно отойти от традиций жанра и конкретного театра, и на выходе получить нечто прелестное.

Лента новостей

все новости