Спектакль Mamluk: история Бейбарса через музыку и спецэффекты
![cover](/uploads/posts/2024-02/sizes/1440x810/photo_2024-02-14_13-45-32.webp)
Фигура султана Бейбарса не одно столетие вызывает дискуссии среди историков. Как парень из степей Дешт-и-Кипчака, проданный в рабство, стал одним из сильнейших правителей Ближнего Востока, уложившим на лопатки монголов и крестоносцев? Режиссёру Фархату Молдагали в новом спектакле Mamluk, поставленном в театре «Алатау», почти не понадобилось слов. Историю великого правителя он рассказывает через… музыку.
Само название редкого в наших краях жанра soundrama отсылает к тому, что весь накал в постановке обеспечивается игрой не актёров, а инструментов. Гудящие, хрипящие, воющие духовые всех размеров; симфонические барабаны и перкуссия; лирические струнные – зал наполняется гулом с первых секунд. Формируется плотное и волнующее музыкальное полотно. Даже когда на сцене появляется массовка из трёх десятков человек, на них не сразу обращаешь внимание.
Mamluk во всём сделан с размахом. Чего только стоят маски воронов – проводников сквозь спектакль, с такими можно и на венецианский карнавал, не меньше. Мифические птицы встречают новорождённого султана, как бы противореча своей смертоносной репутации. Они всегда рядом: и когда Бейбарс попадает в плен, и когда заявляет о себе и своей силе в мамлюкской армии, и когда вступает на престол.
Сам Бейбарс в исполнении Асета Есжана – могучий, даже немного неотёсанный, но по-своему притягательный.
Чего у спектакля не отнять, так это реверанса мужественности и силе. Молодые мамлюкские воины виртуозно дерутся в духе капоэйры, а от их трюков с холодным оружием перехватывает дыхание.
Колорита добавляют ноты Востока с гаремом султана, молитвой муэдзина в Мекке и кюем на домбре, звучащем будто между строк.
И вдруг медитативная сцена сменяется штурмом крепости под гром барабанов, в которые под самым потолком стучат те самые вороны – одним словом, хореограф Адлет Таменов вместе с композитором Серикжаном Айткалиевым не поскупились на «спецэффекты».
Mamluk – спектакль весьма динамичный, теряющий ритм только на двух диалогах Бейбарса со своим учителем. Если все прочие сцены понятны без слов, то здесь их на контрасте слишком много. С другой стороны, на фоне общего праздника хореографии, костюмов и звуков, эти философские вставки будто дают отдышаться, чтобы снова ринуться в бой, зрителю в том числе.
Новый спектакль Фархата Молдагали, уж извините за пафос, не стыдно показать гостям, приехавшим в Казахстан впервые. Тут и красота этнических мотивов, и исторические хитросплетения, понятные без знания языка. А главное – это качественная и продуманная постановка. Даже такая простая деталь, как ездящая по сцене и раздвигающаяся задняя стена (хотя на ней и проецируется только название места действия) дарит ощущение многомерного пространства и сопричастия.
Для театра «Алатау», находящегося практически на окраине города, иметь такой спектакль – настоящий подарок и праздник. Как и для всех зрителей, кто впервые увидит Mamluk.
Лента новостей
- Сборная Казахстана с флагом страны на Олимпийских играх в Париже
- Челябинская область: прорыв плотины, затопило несколько сёл
- «Переводчик смеётся, обвиняемый протестует»: Айтбек Амангельды возмущён судом над Айтеновым
- В Париже началась церемония открытия XXXIII летних Олимпийских игр
- Арест и выдворение: иностранца задержали в Астане за домогательства к женщине
- Суд в Алматы вынес приговор избившему детей в лифте
- Олимпиада в Париже: волна преступлений захлестнула город
- Рэпер Снуп Догг пронёс олимпийский огонь перед открытием Олимпиады
- «Не сможем простить его»: родные погибших супругов, которых сбил полицейский
- Подрядчик сорвал сроки, но продолжает получать миллионы от акимата Алматинской области
- Казахстан хочет принять международные нормы по минимальной зарплате
- Леса в двух регионах отдали совместной казахстанско-китайской компании
- Шуточный срок: как казахстанцы отреагировали на арест комика Александра Меркуля
- Котельная в сельской школе горела в Жамбылской области
- «Я обнимал её, а она дубасила» — что Айтенов сказал в суде
- «В Шымкенте похитили девушку, полиция отказалась заводить дело» — Дина Смаилова
- Комфортные школы: что правда, а что миф?
- Зампрокурора Алматы Нурлан Ауганбаев вернулся на работу
- Бывшей супруге Марата Айтенова вынесли предупреждение
- «Здесь просто отмывают деньги!»: жители улицы недалеко от Акорды устали от многолетнего ремонта