Спектакль Mamluk: история Бейбарса через музыку и спецэффекты

cover

Фигура султана Бейбарса не одно столетие вызывает дискуссии среди историков. Как парень из степей Дешт-и-Кипчака, проданный в рабство, стал одним из сильнейших правителей Ближнего Востока, уложившим на лопатки монголов и крестоносцев? Режиссёру Фархату Молдагали в новом спектакле Mamluk, поставленном в театре «Алатау», почти не понадобилось слов. Историю великого правителя он рассказывает через… музыку.

Само название редкого в наших краях жанра soundrama отсылает к тому, что весь накал в постановке обеспечивается игрой не актёров, а инструментов. Гудящие, хрипящие, воющие духовые всех размеров; симфонические барабаны и перкуссия; лирические струнные – зал наполняется гулом с первых секунд. Формируется плотное и волнующее музыкальное полотно. Даже когда на сцене появляется массовка из трёх десятков человек, на них не сразу обращаешь внимание.

Mamluk во всём сделан с размахом. Чего только стоят маски воронов – проводников сквозь спектакль, с такими можно и на венецианский карнавал, не меньше. Мифические птицы встречают новорождённого султана, как бы противореча своей смертоносной репутации. Они всегда рядом: и когда Бейбарс попадает в плен, и когда заявляет о себе и своей силе в мамлюкской армии, и когда вступает на престол.

Сам Бейбарс в исполнении Асета Есжана – могучий, даже немного неотёсанный, но по-своему притягательный. 

Чего у спектакля не отнять, так это реверанса мужественности и силе. Молодые мамлюкские воины виртуозно дерутся в духе капоэйры, а от их трюков с холодным оружием перехватывает дыхание.

Колорита добавляют ноты Востока с гаремом султана, молитвой муэдзина в Мекке и кюем на домбре, звучащем будто между строк.

И вдруг медитативная сцена сменяется штурмом крепости под гром барабанов, в которые под самым потолком стучат те самые вороны – одним словом, хореограф Адлет Таменов вместе с композитором Серикжаном Айткалиевым не поскупились на «спецэффекты».

Mamluk – спектакль весьма динамичный, теряющий ритм только на двух диалогах Бейбарса со своим учителем. Если все прочие сцены понятны без слов, то здесь их на контрасте слишком много. С другой стороны, на фоне общего праздника хореографии, костюмов и звуков, эти философские вставки будто дают отдышаться, чтобы снова ринуться в бой, зрителю в том числе.

Новый спектакль Фархата Молдагали, уж извините за пафос, не стыдно показать гостям, приехавшим в Казахстан впервые. Тут и красота этнических мотивов, и исторические хитросплетения, понятные без знания языка. А главное – это качественная и продуманная постановка. Даже такая простая деталь, как ездящая по сцене и раздвигающаяся задняя стена (хотя на ней и проецируется только название места действия) дарит ощущение многомерного пространства и сопричастия.

Для театра «Алатау», находящегося практически на окраине города, иметь такой спектакль – настоящий подарок и праздник. Как и для всех зрителей, кто впервые увидит Mamluk.

Лента новостей

все новости