Спектакль «Қонаев»: папа и вседозволенность

Театр «АRТиШОК» представил премьеру, к которой готовился более полутора лет. Однако обещанный «провинциальный мюзикл», в итоге, превратился в беспощадный и жёсткий аттракцион.
Уборщица в палёном «брендовом» платке и полицейский, стоя в углу, поют One Way Ticket, пока обдолбанный криминальный авторитет играет с американцем в карты и ставит на кон весь Конаев. Со шкафа на всё это взирает портрет – очень похожий на изображение первого президента, пропущенное через ИИ: вроде он, а вроде и нет. Портрет периодически падает во время землетрясения, а рядом на стене кровью написано: «Мы последние казахи».
Фото Юрия Коротецкого
Вот так в двух предложениях можно передать настроение нового спектакля «АRТиШОКа». И тут же отметить, что «Қонаев» – точно не лучший вариант первого знакомства с репертуаром театра.
То, что новый спектакль будет посвящён самому «грешному» городу Казахстана, коллектив объявил ещё в середине 2023 года. Изначально подача выглядела куда богаче: режиссёр Галина Пьянова собиралась делать жанаказахстанский мюзикл с двумя десятками артистов, которые ездили ловить вдохновение в сам Конаев. Но премьера переносилась несколько раз, и в итоговом спектакле почти невозможно узнать первичные зарисовки. «Артишоки» шутят: исполнительница единственной женской роли Айганым Сагынбаева дважды успела сходить в декрет, пока спектакль наконец поставили.
То, что публика увидела в финальном варианте, больше похоже на триллер: неспроста почти каждый зрительский отзыв отсылает к фильмам Квентина Тарантино.
Ещё до премьеры театр стал говорить загадками: что это «совершенно вымышленная, недокументальная, художественная история», которая почему-то будет разыгрываться в редакции Airan Media, которая как раз занимается документальными расследованиями – в том числе, истории бывшего Капчагая. Хотя в этом и фишка «Қонаева» – каждый раз его будут играть в новом месте, и оно – ключевой момент постановки.
Фото Юрия Коротецкого
Пятеро героев оказываются замкнуты в пространстве вместе со своими проблемами. Этим «Қонаев» как будто продолжает линию своего предшественника, «Әуежай», разве что там персонажи проходят какой-то путь и меняются. А вот в «Қонаеве» всё крутится в одной точке. Есть постоянный беспочвенный конфликт, который разгоняется весь спектакль, но ни к чему не приводит. Герои половину времени орут и кидаются друг на друга, и в крошечном помещении редакции это быстро утомляет.
Причём в «Әуежай» персонажи выпуклые, у каждого своя история. В «Қонаеве» нам не рассказывают о героях почти ничего, более-менее всё понятно только с персонажем Салима Балгазина. Это типичный криминальный авторитет в цветастой рубашке и золотыми цепями на груди, который сморкается в купюры по 100 евро. Он, указывая на портрет, отмечает, что «папа ему всё позволил», и ведёт себя крайне агрессивно. Его жертвы – трусливый полицейский, не говорящая по-русски уборщица и её пьяный муж, когда-то ограбивший казино. А под конец спектакля буквально из-под земли выползает не пойми откуда взявшийся американец, который охотится за головой хана. В общем, полный сумбур.
Фото Юрия Коротецкого
Но всё это попадает в настроение города. Казино, криминал, затопленный посёлок Илийск с его «всплывающими гробами» – об этом стоит говорить прямо, не скрываясь за водевилем. Спектакль подчёркивает абсурд, что именно этому городу дали имя Динмухамеда Кунаева, которого вспоминают всего пару раз, но с большим уважением.
Здесь – в Конаеве и «Қонаеве» – свои идеалы и понятия. Это уже не история про провинцию – это жёсткий и местами нелицеприятный боевик. И хотя актёрская отдача – в лучших традициях «АRТиШОКа», всё-таки хочется провести грань между театром и криминальной сводкой: очень уж живописно Куантай Абдимади на спор откусывает своему оппоненту палец.
Фото Юрия Коротецкого
Но если убрать всю «кровищу», то внешне спектакль совсем простой – разве что впечатляет система, спрятанная за мебелью и имитирующая землетрясение. Театр объясняет это тем, что стремился создать фестивальный спектакль, который можно будет сложить в один чемодан. Но даже при таком раскладе будущее нашей страны, в которое «АRТиШОК» пытается заглянуть через свою премьеру, выглядит совсем уж безрадостным.
Лента новостей
- «Откровенный и очень содержательный разговор» — о чём говорили главы США и Украины
- В Турции вспыхнули массовые протесты
- «Каждый год одно и то же»: в Макинске отменили уроки из-за паводка
- Вслед за другими: Усть-Каменогорск переходит на новый график работы
- Трамп созвонился с Зеленским
- «Больше мне добавить нечего» — отказывался ли Каржаубай Нурымов от адвокатов?
- Голоса Великой Степи теперь на Apple Music и Spotify: ТРК «Казахстан» выпустила уникальный аудиосборник
- Шесть лет «Эры Тигра»: чего добился Токаев за время своего президентства
- Минэкологии Казахстана отсудило у охотников право на собак породы тазы
- Ехала на заработки, попала в рабство: задержанную в Камбодже казахстанку выпустили на свободу
- Компанию по управлению возвращёнными активами обвинили в коррупции
- Очередная смерть на «Казахмысе»: компания закрывает шахты после гибели рабочего
- Из-за защитного вала едва не затопило село на севере Казахстана
- Нефтяник и цифровизатор: чего ждать от нового министра энергетики Аккенженова?
- Опустошают казино: лудоманы начали использовать лазейки, чтобы остаться в выигрыше
- Приказ поступил из Астаны: что известно о задержании соратника Саакашвили в Казахстане
- «Как раньше не получится»: управляющий директор Qarmet о старых порядках и новых ориентирах
- В Костанайской области будут пастись венгерские лошади Пржевальского
- Дело Шерзата Полата: семья погибшего отказалась от услуг Айтбека Амангельды
- Подозрительные котлеты и немытые фрукты: в Жетысу школьники отказываются от питания в столовой