Спектакль «ЧЯрли ГордАн»: белые вороны и солнечные мыши

cover Фото – Ая Марал

Роман Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» давно стал поводом для сетевых мемов – уж больно часто читатели вначале гневаются на бестолкового редактора, который пропустил столько ошибок в книге при отправке в печать. Те, кто дочитывают до середины, уже понимают, в чём соль: рассказ идёт от лица умственно отсталого парня. И как такое перенести на сцену? Театр 2act попробовал, и получилось – даже без текста.

Спектакль «ЧЯрли ГордАн» режиссёр Виталий Шенгиреев задумал ещё восемь лет назад. Но как-то не складывалось. Однако за эти годы он настолько «врос» в идею, что решил всё сделать сам: и поставить, и сыграть главную роль. Самость здесь очень важна: персонажей, кроме Чарли Гордона, в спектакле нет. Есть только намёки, например, висящие под потолком медицинские халаты: когда доходит до врачебных диалогов, их сопровождает запись голосов и свет софитов. 

Два часа, что длится постановка, Виталий Шенгиреев находится на сцене один и раскрывается, как весьма талантливый драматический актёр.

Трансформация ему предстоит громадная. В начале сюжета Чарли Гордон пишет неграмотно и разговаривает по-детски наивно, хотя ему уже 32 года. Его IQ 68, и весь мир давно поставил на нём крест – что взять с идиота. Однако двое врачей готовы дать ему шанс и предлагают стать подопытным: операция, которая до этого проводилась только на животных, должна сделать Чарли гением. Всё проходит успешно, и теперь уникумов двое – Гордон и мышонок Элджернон.

Фото – Ая Марал

Если с человеком понятно, то как внедрить на сцену гениальную мышь, не применяя кукол и не скатываясь в пародию? 2act нашёл простое беспроигрышное решение – использовать зайчика. Солнечного! Всё сценическое пространство решено в тёмных тонах, и как только Чарли достает из нагрудного кармана зеркальце, световой Элджернон выбегает то на стены, то на пол или потолок. 

Что касается Чарли Гордона, то чем умнее он становится, тем меньше в нём остаётся наивности и доброты.

Гениальный Чарли – резкий, циничный, даже заносчивый. Оказывается, «друзья» смеялись не вместе с ним, а над ним; мать не просто пыталась оградить сыночка от злого мира, а буквально запирала его в подвале, когда в дом приходили люди.

Ни разу не потерять зрителя на полностью текстовом материале – большая и сложная работа, отлично исполненная Виталием Шенгиреевым. Из атрибутов – белая занавеска и несколько световых вставок по ходу спектакля, остальное – только эмоции. Ну и кубик Рубика, который Виталий под светом прожектора собрал с нуля за минуту.

Фото – Ая Марал

Внешний минимализм постановки режиссёр объясняет цитатой Хичкока: нет ничего страшнее закрытой двери. Материал сам по себе очень чувствительный, зрителя нельзя перегружать ещё и сценографией. Каждый переживает свой собственный опыт, в голове дорисовывая, что за этой дверью; в данном случае – за белой шторой.

Белый цвет здесь сам по себе символичен: больничные халаты, белоснежная мышь, сам Чарли – белая ворона. Потому что «ЧЯрли ГордАн» – это история человека, которому нет места нигде: ни когда он кретин, ни когда гений. Это глубокий и бесконечно грустный спектакль, и не только потому, что за пиком славы главного героя следует страшный регресс. Увы, за шестьдесят лет с момента выхода романа ничего не поменялось. Ни отношение людей друг к другу, ни то, что испытание медными трубами – самое сложное. Но если Чарли Гордон справляется с ними с трудом, то театру 2act пока удаётся держать заданную предыдущими спектаклями планку.

Лента новостей

все новости