Спасение банка или сговор – депутат о ситуации с Jusan Bank

cover

Депутат мажилиса VII созыва Канат Нуров вновь потребовал начать расследование действий ответственных должностных лиц правительства, Нацбанка и АРРФР на предмет их возможного группового сговора с Jusan Bank и иными банками по хищению государственных средств в особо крупном размере.

Премьер-министр, к барьеру!

В начале января депутат мажилиса Канат Нуров заподозрил правительство Казахстана в сговоре с Нацбанком и Jusan Bank для хищения бюджетных средств. И, хотя запрос был адресован в Генеральную прокуратуру и Антикор, ответил на него глава правительства Алихан Смаилов.

По его словам, правительство и Нацбанк приняли все меры для спасения банков и сохранения депозитов казахстанцев:

«Эти меры поддержки были оказаны для того, чтобы стабилизировать финансовую ситуацию в этих финансовых учреждениях. Вопрос идёт о том, что нужно обеспечить сохранность депозитов населения и бизнеса. И если бы такой солидарной поддержки не было, мы бы оказались в ситуации, когда со стороны государства мы бы выплачивали на порядок большие суммы для того, чтобы потом урегулировать ситуацию, связанную с потерей депозитов граждан и бизнеса и дестабилизацией финансовой системы. Поэтому здесь речь идёт о том, что из двух зол выбирали меньшее».

Что касается Jusan Bank, добавил Смаилов, в настоящее время идёт анализ ситуации, чтобы вернуть государственные заёмные деньги.

Что не так

Ответ премьер-министра Каната Нурова не устроил. И он развёрнуто расписал, почему именно. Далее мы приводим его претензии от первого лица "без купюр".

Канат Нуров, депутат VII созыва Мажилиса Парламента РК:

Канат Нуров. Фото www.parlam.kz

Хотя мой депзапрос был адресован к Генпрокуратуре и Антикору, на него через СМИ ответил премьер-министр РК.

Основной его смысл, что должностные лица правительства, Нацбанка и АРФРР (Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка – Прим. ред.) не нарушали законодательства и старались стабилизировать финансовую ситуацию в поглощённых банках, чтобы потом не потратить ещё больше государственных денег, мол, "выбирали из двух зол меньшее". Такой ответ премьер-министра снова меня не удовлетворяет и выглядит так, будто мои вопросы непонятны. Поэтому я попытаюсь более полно раскрыть их суть.

Во-первых, сегодня правительство и АРРФР уже фактически признали, что выплата дивидендов частным акционерам банка за счёт прибыли от госпомощи – это неправильно, более того – преступно. Сейчас по поручению главы государства это стало законодательно запрещено делать без согласия регулятора. Но ведь ничто не мешало это сделать ранее. Возможно, такие коррупционные лазейки были оставлены и/или использованы в законодательстве намеренно.

Во-вторых, по мировым стандартам бремя по оздоровлению проблемных банков должно целиком ложиться на плечи их акционеров, доведших их до этого. Значит, государство не должно было возмещать им убытки или дарить прибыль от госпомощи – это же прописная истина.

В-третьих, правительство, Нацбанк, и АРРФР оказывали госпомощь в том числе и не совсем системообразующим банкам, что нашим законодательством не запрещается, а по программе Нацбанка по повышению финустойчивости банков от 2017 года это напрямую разрешается. Однако это не значит, что коррупционная практика одаривания их прибылью от госпомощи была правильной. Jusan банк – это чудовищный пример намеренного создания и/или использования лазеек в законодательстве с целью обогащения частных акционеров за счёт таких не прикрытых "подарков".

Государство потратило на оздоровление только одного Цеснабанка (был переименован в Jusan Bank – Прим. ред.) 1,5 трлн тенге. Помимо выкупа проблемных кредитов, в этой сумме есть также и долгосрочные займы по льготной ставке примерно в 4% годовых. Такая госпомощь выглядит вроде разумной, даже несмотря на то, что после глобального финкризиса 2008 года наше законодательство по проблемным кредитам было значительно улучшено, и за прошедшие почти 10 лет наши банки к 2017 году давно уже обрели достаточный опыт по работе с проблемными кредитами, т. е. стандартных условий оказания госпомощи банкам уже не было.

Ну да бог с этим, нам ведь непонятно другое:

1. Зачем надо было потом, при смене собственника Цеснабанка, ещё раз пересматривать и без того льготные займы, не только гос- и квазигоссектора, кстати, в сторону удлинения сроков и снижения 4% ставки почти до нуля, чтобы у Jusan Bank появилась эта подарочная прибыль в 125 млрд тенге от снижения финансовой нагрузки?

В сентябре 2018 года Фонд проблемных кредитов (ФПК), согласно аудированной отчётности, заплатил 450 млрд тенге за проблемные активы Цесны стоимостью в 46 млрд, а в январе 2019 г. – уже 604 млрд тенге за проблемные активы стоимостью в 119 млрд, итого с убытком в 890 млрд. После чего чистые активы (капитал) бывшего Цеснабанка на конец 2019 г. составили те самые 241,4 млрд тенге ($636,5 миллионов), которые были бесплатно переданы акционерам Jusan банка, как показывает их аудированная финотчётность. Отсюда тоже возникают вопросы:

2. Зачем государству было нужно почти в 10 раз дороже выкупать проблемные кредиты и тем самым дарить эти суммы таким мошенническим образом, если эту разницу можно и нужно было отразить как временное капиталовложение государства в уставной капитал банка?

3. Как стала вообще возможной бесплатная передача так возникшей прибыли? Думаю, капитал Цеснабанка к моменту передачи его Jusan Bank был полностью обнулён с помощью фиктивных 100%-х (и даже возможно более!) провизий на все оставшиеся его кредиты. Только зная заранее о таком последующем сокрытии прибыли от выкупа проблемных кредитов, правительство, Нацбанк и иные регуляторы могли пойти на этот выкуп обесценившихся активов Цесны почти по десятикратно завышенной цене. Но, увы, Jusan Bank не стал ждать даже года и тут же расформировал все провизии для признания этой прибыли у себя на балансе с целью её немедленного изъятия в виде дивидендов своим акционерам, тем самым "сдав с потрохами" всю эту тщательно разработанную госорганами финансовую махинацию в пользу акционеров Jusan Bank.

По той же аудированной отчётности ФПК за 2020 год, им были выкуплены за 174,0 млрд тенге проблемные активы АТФБанка со стоимостью всего в 35,3 млрд тенге, опять же с убытком на 138,7 млрд. Естественно, АТФБанк зеркально отразил этот подарок как прибыль. Но почему-то впоследствии этот частный банк безвозмездно передал этот прирост капитала не менее частному Jusan Банку.

Значит, это было запланировано с самого начала, при получении этого подарка от государства ещё АТФБанком. Так, по аудированной отчётности Jusan Bank стоимость чистых активов АТФБанка на момент покупки составила 205,1 млрд тенге, а взамен бывшие владельцы АТФ получили возмещение в виде акций Jusan банка лишь в 34,5 млрд тенге.

Разница вполне сопоставима с прибылью Jusan Bank в 170,6 млрд тенге от поглощения АТФБанка, которая тоже была сокрыта (обнулена) тем, скорее всего, что живые деньги по выкупу проблемных кредитов АТФ пришли лишь позже на счёт уже Jusan банка по ранее неучтённому требованию АТФ к ФПК. Получается, снова мошенничество: либо учётное (по неотражению данного требования), либо операционное (по сокрытию от учёта материально существенного договора). Отсюда вопрос:

4. Зачем и кто от регуляторов участвовал в этом мошенничестве с ФПК при внешнем управлении АТФБанком? При этом никакой консолидированной ответственности акционеров Jusan банка за докапитализацию по факту не было. По его отчётности на начало 2019 г. акционерный капитал банка составлял всего 13,6 млрд тенге. Затем владельцы банка за 2019–2020 годы дополнительно вложили в капитал банка всего лишь 112 млрд и тут же, в том же 2020 году забрали их все обратно в виде дивидендов на сумму 113,4 млрд тенге. Оставшиеся изначальные вложения на конец 2020 года составляли всего 12,1 млрд, но и их они тут же забрали в следующем, 2021 году в виде дивидендов на сумму 124 млрд. Итого 237 млрд дивидендов на вложенные 13,6 млрд тенге всего за чуть более два года инвестиций в банк – какое прекрасное бизнес-провидение!

Таким образом, за 2019-2020 годы государство вложило в капитал Jusan Bank 536,6 млрд тенге (241,4 млрд на Цеснабанк, 170,6 млрд на АТФБанк и 124,6 млрд на снижение финнагрузки на Jusan Bank), что составляет 1 млрд 350 млн долларов США по финотчётности самого банка и конечного бенефициара банка. Отсюда более общие вопросы:

5. Зачем и кто из должностных лиц госорганов прописал в рамочном ДСП соглашении с Jusan Bank все условия этих неприкрытых дарений частному банку?

6. И почему нам, депутатам, не могут представить эти документы по поглощению банков, чтобы опровергнуть все приведённые здесь логические выводы по аудированной финотчётности?

Если копнуть глубже, ближе к 2017–18 годам, то этот пример Jusan Bank банка хоть и чудовищен, но он не самый крупный. В аудированной финотчётности Фонда проблемных кредитов отражено, что он уплатил 2,64 трлн тенге за проблемные активы Казком-БТА банка стоимостью всего лишь в 270 млрд, т. е. в 10 раз больше. Получается, в состав выкупленных ФПК обесценившихся активов не входили никакие ценные активы, и все они остались в распоряжении хозяев нефункционирующего зомби Казком-БТА банка, а ФПК получило лишь убыток в 2,37 трлн тенге. Отсюда ещё один интересный вопрос:

7. Где эта подарочная прибыль зеркально осела, как того требуют национальные и международные стандарты финансовой отчётности?

По аудированной финотчётности ФПК на конец 2019 года был чистый убыток в 720 млрд тенге. Он возник так: государство вложило в ФПК 3,01 трлн тенге капитала, и он понёс убытки на сумму 3,73 трлн тенге. Из них 3,26 трлн – приобретение проблемных активов по цене гораздо выше рыночной стоимости и 0,37 трлн тенге – кредитование банков по процентным ставкам гораздо ниже рыночных.

ФПК был создан в 2012 году при Нацбанке для «очистки» балансов БВУ от «неработающих» займов. Однако крупные операции по фонду пошли лишь в 2017–19 годах почти на 5 трлн тенге. При этом за счёт госбюджета и Нацфонда было профинансировано чуть более 2 трлн, а все остальные 2,710 трлн просто за счёт ничем необеспеченной эмиссии печатного станка Нацбанка!

Отсюда последний, скорее риторический вопрос:

8. Зачем и кем это всё было разработано так неэффективно для валютного рынка (повышение обменного курса), инфляции, повышения цены импорта, да и в целом для экономического роста нашей страны?

В связи со всеми выше заданными вопросами хотелось бы, чтобы Генпрокуратура и Антикор ответили по сути моего депутатского запроса, а не о соответствии действий правительства, Нацбанка, и АРФРР законодательству, которое позволяло и где-то до сих пор позволяет одаривать прибылью частные банки за счёт госпомощи.

Нам нужен запуск полномасштабного публичного расследования действий ответственных должностных лиц правительства, Нацбанка и АРРФР на предмет их возможного группового сговора с Jusan Bank и иными банками по хищению государственных средств в особо крупном размере. Депутатский запрос был только в этом!

Источник

Лента новостей

все новости