В Казахстане сладкие напитки подорожают, но здоровее нация не станет

cover коллаж Orda.kz

Так считают производители безалкогольных напитков, которые возмущены акцизами, которые с нового года может ввести государство. Orda.kz выслушала возмущенных бизнесменов, которые готовы пойти на беспрецедентный шаг.

Бизнесмены представили исследование, согласно которому казахстанцы снизили потребление сахара на 70%. Оно проводилось Агентством маркетинговых-решений «JD EXPERT» в 14 областях и 3 городах республиканского значения. При этом 99% опрошенных отметили, что тратят на продукты гораздо больше, чем 2 или 3 года назад. Введение акциза на сахаросодержащие напитки только усилит финансовое бремя для населения, уверена глава Ассоциации производителей безалкогольных напитков Алия Мамытбаева.

«В нынешних тяжелых экономических условиях члены Ассоциации предлагают не накладывать на производителей и население дополнительный акцизный налог на напитки. Цены на продукты питания, напитки и так повышаются из-за роста цен на сырье, около 70% которого – импортное, усложнения логистических цепочек, роста курса доллара и евро. Если государство хочет поддержать отечественное производство напитков, а также сахарную отрасль, где в ближайшее время планируется построить ещё один завод и полностью обеспечивать страну местным сахаром, то мы предлагаем решить вопрос путём саморегулирования отрасли", - говорит Мамытбаева.

Члены Ассоциации решили принять собственный кодекс, по которому обязуются самостоятельно сделать напитки менее сладкими, снизив содержание сахара в них на 10% в 2023 году. При этом производители обращают внимание, что сделать это не просто: приходится менять технологическую цепочку и рецептуру, что недёшево, и есть риск потерять потребителя.

История акциза на сахар

Введение акциза на сахаросодержащие напитки пролоббировал Минздрав, в рамках проекта "Здоровая нация". В ведомстве считают, что казахстанцы слишком много пьют сладкого и это отрицательно сказывается на их здоровье. Предприниматели парируют - в стране даже чай пьют обязательно сладким, это сложившаяся годами традиция. Они также напомнили, что в рационе казахстанцев очень много жиров - мяса и мучных продуктов, однако акциз на эти категории продуктов никто не вводит, а производителей сладких напитков фактически ставят в неравные условия.

"Казахстанские потребители любят сладкие напитки, поэтому для сохранения сладости необходимо добавлять сахарозаменители. Срок годности такого напитка сразу сокращается практически вдвое. Не все производители могут позволить себе разработку новых рецептур. Это – дорогоостоящий и длительный процесс. Однако индустрия пошла на это, чтобы поддержать программу «Здоровая нация», - говорят в Ассоциации.

Обратный эффект

В случае введения акциза, цена на бутылку сладкого напитка объёмом 0,5 литра в 2023 году вырастет на 40 тенге, в 2024 - на 70, а с 2025 года на 90 тенге. Государство планирует отправить полученные средства на здравоохранение, но производители считают, что эффект будет обратным. Производители безалкогольных напитков говорят, что в результате на предприятиях придётся провести сокращения, а это чревато потерей еще 7 рабочих мест в смежных отраслях - развозка, доставка и т.д. Соответственно, уменьшатся социальные отчисления, и пополнятся ряды безработных. Точные цифры пока рассчитать сложно - неизвестно, какими будут продажи после нового года.

Что делать

Лоббисты сахарного акциза приводят в пример зарубежный опыт - в ряде стран действительно есть налоги на сахаросодержащие напитки. Однако сейчас такие страны, как Великобритания и Норвегия, отказываются от них, потому что почувствовали отрицательные последствия для экономики, кроме того потребление таких лимонадов и так снижается - люди сами переходят на здоровое питание.

В Ассоциации считают, что нужно уделять внимание пропаганде здорового образа жизни и создавать в Казахстане соответствующую инфраструктуру, а также повышать уровень жизни населения - тогда люди потянутся к полкам с правильным и дорогим питанием.

В своем кодексе производители безалкогольных напитков пошли даже на меры против себя: обязались не размещать рекламу безалкогольных напитков на телевидении. В близости от школ, а также образовательных и культурно-досуговых заведений, ориентированных на работу с детьми не будет проводиться бесплатная дегустация безалкогольных напитков.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости