Сказочная красота, горы мусора и скандальная заброшка: как сейчас выглядит Кок-Жайляу

cover Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Тема урочища Кок-Жайляу, которую, казалось бы, в 2019 году закрыл Касым-Жомарт Токаев, в этом году снова вернулась в повестку. Поводом послужили слова премьер-министра Олжаса Бектенова, о том, что на Кок-Жайляу будут строить горнолыжную инфраструктуру. Ожидаемо в ответ раздались голоса общественников, выступающих против строительства в урочище. В этой уже слегка наэлектризованной обстановке журналист Orda.kz отправился на Кок-Жайляу, чтобы посмотреть, как оно выглядит сейчас — в июле 2025 года. 

1000 гектаров и несколько цитат

«Я сегодня запрещаю заниматься этим проектом. То есть строительством горнолыжного курорта в Кок-Жайляу. Не надо. Не нужен он. Тем более против него выступают все профессиональные экологи и компетентная общественность», дословная цитата Касым-Жомарта Токаева от 29 октября 2019 года. 

Прозвучали эти слова после нескольких лет протестов экологов против строительства на Кок-Жайляу горнолыжного курорта. Для него даже успели возвести электроподстанцию и начали прокладку канализационной системы. 

В юридическом плане более 1000 гектаров земли на Кок-Жайляу в 2014 году перевели из категории особо охраняемой природной территории в земли запаса Медеуского района Алматы. Как раз-таки под строительство горнолыжного курорта. Они, кстати, в этом статусе пребывали больше двух лет после слов Токаева. В состав Иле-Алатауского нацпарка их вернули только в феврале 2022 года.

23 мая 2025 премьер-министр Олжас Бектенов провёл в Алматы совещание по теме развития алматинского горного кластера. Тогда-то, впервые с 2019 года, вновь прозвучали слова о горнолыжном курорте на Кок-Жайляу. 

Фото: правительство РК
«Отдельного внимания заслуживает проект по Кок-Жайляу. Он основан на принципах экологического устойчивого развития, грамотном использовании природных ресурсов. Весь мир сегодня движется в этом направлении. После прошлого обсуждения проект Кок-Жайляу был приостановлен, но тем не менее мы знаем, что во всём мире, особенно в нашем регионе, идёт большое развитие. Наступило время решительных действий. Давайте этим займемся. Давайте соединим горные курорты Шымбулак и Ой-Қарағай, разовьём все эти небольшие курорты, которые находятся между ними. Будем развивать алматинский горный кластер и в том числе проект Кок-Жайляу», это слова генерального секретаря Национальной лыжной ассоциации Казахстана Аскара Валиева, приведённые на сайте правительства.

Нам том же совещании сам Бектенов заявил, что потенциал гор Алматы от Талгара до Каскелена оценивается в 700 километров горнолыжных трасс. И заявил, что государство готово взять на себя строительство инфраструктуры: транспортной, горнолыжной и коммуникаций. 

«Специалисты говорят, что целесообразно начать с центральной зоны, которая имеет достаточно развитую инфраструктуру. Центральная зона, в свою очередь, позволит нам соединить, начиная от курорта Oi-Qaragai, уже сегодня функционирующего, с Пионером, Бутаковкой, ущельем Кимасар, Шымбулаком. Шымбулак получит вторую фазу развития. Мы уйдём вверх, ближе к ледникам, и в сторону запада будет это развитие — до пика Кумбель и урочища Кок-Жайляу. Это очень серьёзный масштабный проект», сказал тогда Олжас Бектенов.

На пресс-конференции 15 июля премьер  ещё раз подтвердил намерение использовать Кок-Жайляу в качестве составной части горного кластера. Причём строить туристическую инфраструктуру там, по его словам, начнут уже в этом году. 

Ожидаемо по этому поводу в соцсетях началась и всё больше поднимается волна возмущения со стороны тех, кто с этой идеей не согласен. В первую очередь это касается общественников, которые в 2010-х уже протестовали против строительства горнолыжного курорта на Кок-Жайляу. 

Вот на таком фоне журналист Orda.kz, вооружившись фотоаппаратом и трекинговыми палками, прибыл на автобусную остановку Акбулак на улице Горной.

Очень популярный маршрут

Маршрут от Акбулака (он же маршрут от Просвещенца) — это, пожалуй, самый популярный до Кок-Жайляу. Очереди там, конечно, не выстраиваются, но пройти по тропе в одиночестве у вас почти нет шанса. Журналисту постоянно попадались те, кто спускался с урочища и те, кто так же, как он, решил туда подняться. И вообще: то, что тропа эта мегапопулярна, видно по её состоянию. Первые несколько сот метров подъёма от Акбулака — это лестница, где ступенями служат деревянные брусья.

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

И брусья эти местами заметно ушли в землю под тяжестью людей. Параллельно лестнице идёт тропа, которую протоптали те, кому по ступеням подниматься не хочется. Подъём этот весьма крутой, так что, да простят нас читатели, но фотографий с него нет — все мысли журналиста были о том, как бы подняться. 

Зато есть фото тех, кто преодолел первый пролёт и надеется на то, что лестница закончилась. Но нет, наверх по ней подниматься ещё довольно долго.

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Зато крутой подъём компенсируется потрясающими видами — слева Медеу, справа панорама Алматы.

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Свидетельства того, что тропа эта очень популярна у туристов, можно встретить и дальше. На некоторых участках, где она проходит напрямую через лес, земля протоптана до корней деревьев. А где-то ноги за много лет проделали тропу прямо в скальной плите. Ну и исписанные путниками указатели тоже говорят о том, что мимо них прошла не одна сотня человек. 

 

И не только человек. На тропе периодически попадаются лошади. И туристы, и конюхи на самой поляне Кок-Жайляу говорят, что они дикие. Но судя по уздечкам на мордах, это утверждение ложно. Жеребята в сбруе не рождаются. К счастью, лошади эти совершенно не агрессивны, и если их не трогать, то они не обращают на путников внимания.

Не смотри под ноги

Путь до указателя с геотегом Кок-Жайляу занял ровно три часа. И когда поднимешься туда, становится понятно, почему люди идут в урочище. Потому что там красиво. Хотя нет. Потому что там очень красиво! Пейзажи Кок-Жайляу — это действительно что-то сказочное! 

Стоящие тут же беседки, юрта, качели алтыбакан, 100 % не дикие лошади только добавляют месту умиротворения. 

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

А после длительного подъёма, тем более в жаркий день, хочется прилечь в теньке под елями, которые растут тут же. Но, как оказалось, надо ещё найти место.

По дороге на Кок-Жайляу многие из спускающихся туристов несли с собой пакеты с мусором. Но на самой поляне становится понятно, что делают так не все. Найти место для отдыха под ёлками оказалось трудно. Потому что вокруг валялись кучи мусора — пачки из-под чипсов, консервные банки, пластиковые бутылки, салфетки, туалетная бумага.

Плюс нужно маневрировать среди куч лошадиного помёта, но к этому вопросов ноль: всё-таки Кок-Жайляу — это жайляу. А вот почему туристам сложно унести с собой вниз пачку из-под чипсов или бутылку от минералки, это вопрос. 

Обязательный пункт посещения на Кок-Жайляу — это водопад Батарейка.

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Хотя бы потому, что это, пожалуй, самый доступный источник питьевой воды на основной поляне. Правда, спуститься к нему сложновато. Тысячи ног и здесь истоптали тропу к водопаду. И если бы не перила в виде столбиков с цепочками, то спуск был бы доступен далеко не всем. А подъём назад — тем более.

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Сам водопад — это иллюстрация тренда «Instagram vs реальность». Около него выстраивается небольшая очередь, которая делится на две части: первые стоят в ней, чтобы сделать удачный снимок для соцсетей, вторые стоят с бутылками, чтобы набрать воды. Иногда это одни и те же люди. 

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Техногенное влияние

Здесь же, около спуска к водопаду, стоит сооружение, которое некоторые из туристов при журналисте Orda.kz называли «той самой подстанцией», и косо смотрели в её сторону. Но нет, это не она — это метеостанция. А та самая подстанция, которую строили в 2010-х, находится примерно в километре от основной поляны Кок-Жайляу, если спускаться в сторону Казачки. 

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Прежде чем отправиться по ней в обратный путь, журналист Orda.kz встретил на поляне группу мотокроссменов. Приехали они туда на электробайках и формально никаких запретов не нарушали. Во всяком случае, на сайте Иле-Алатауского парка таковых не нашлось. 

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Один из электробайкеров, узнав, что перед ним журналист, решил поделиться своим мнением по поводу строительства горнолыжного курорта. Мнение это оказалось плюралистическим:

«Если сюда протянут канатку с Шымбулака, это же будет самый большой горнолыжный курорт в Азии. Туристы поедут. Хотя... Если честно, я против», последние слова молодой человек сказал, глядя на пейзажи Кок-Жайляу.
Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Электробайкеры уехали, а журналист Orda.kz отправился в сторону подстанции. Здание её никуда не делось. И издали даже выглядит почти как новое — зелёно-бежевый куб, обнесённый забором с колючей проволокой.

Фото: Игорь Улитин / Orda.kz

Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что подстанция заброшена. В ней выбита часть окон, сорваны с петель массивные ворота, а забор с проволокой не мешает проходу, потому что калитка в нём открыта. Внутри валяется строительный мусор, а около самого здания — отвалившаяся плитка. Под сгущающимися над горами тучами подстанция, ставшая скандальной заброшкой, становилась всё более мрачной.

А потом начался ливень.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости