Скандал вокруг господдержки кино: что происходит с казахстанской анимацией?

cover Работа над мультфильмом «Алтын адам». Источник - Instagram проекта @altyn.adam.cartoon

Копья вокруг государственной поддержки отечественного кино и не думают прекращать ломаться. Развязка конфликта не выглядит близкой, и мы в «Ордынке» продолжаем публикации по теме. На этот раз на горизонте всплыл такой вроде бы безобидный и добрый жанр, как анимация. В прошлом году казахстанская анимация отметила 55-летний юбилей – мультфильм «Почему у ласточки хвост рожками» режиссёра Амена Хайдарова вышел в 1967-м. Где находится казахстанская анимация сейчас, какое будущее её ждёт – вопросы, на которые нет ясных ответов. На днях к нам обратился один из работников киноиндустрии с предложением опубликовать текст по теме. По просьбе автора сохраняем его инкогнито.

Более чем за полвека казахстанскими кинематографистами было создано около 200 анимационных картин, среди которых и лауреаты международных конкурсов. Сегодня в Казахстане насчитывается около 30 действующих частных анимационных компаний.

Но какой отечественный мультфильм, произведённый за последние лет десять, вы помните? Или какую казахстанскую анимацию смотрят ваши дети? И смотрят ли?

Как говорила ещё пять лет назад кинодраматург и редактор Салтанат Дунгенбаева, раньше в анимации работали художники с именами.

«Современные выпускники Жургеновки хорошо рисуют, отлично делают анимацию, но, к сожалению, они часто не начитаны, поверхностны и их больше интересуют деньги, – сказала она в интервью Kapital.kz. – В советский период темы также спускались «сверху», но была свобода творчества, люди не исполняли заказ, а творили искусство. Это были очень интересные и зрелые личности. Сейчас же молодые мультипликаторы больше стараются угодить властям, чтобы им дали деньги на проект».

Доля правды в её словах есть. Анимация сейчас в Казахстане не приносит ничего, это полностью дотационный процесс. На мультфильмы в кинотеатры зрители идут за качеством, которое наши студии пока дать не могут.

Развитие мультипликации в Казахстане не предусматривает долговременной стратегии. Средства выделяются на текущие, утверждённые государством проекты, их расходование – тайна, коммерческий успех не важен.

Кадр из «Колыбельной»

Финансирование около 90% отечественных мультфильмов происходит за счёт государственных средств. Часть денег получает единственный казахстанский детский телеканал «Балапан», часть проходит через питчинги Государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК, киноцентр). А в прошлом году на базе киностудии «Казахфильм» имени Шакена Айманова открылось новое творческое объединение «Казаханимация», и теперь финансовая река протекает и через него.

Получается, госзаказ – единственное, что позволяет казахстанской мультипликации оставаться на плаву.

Такое положение дел создало условия для появления кучки анимационных студии, которые живут лишь за счёт государства. Они забирают почти все госзаказы и стараются никого не подпускать, работая только с лояльными партнёрами, согласными на все их условия. Их не заботит качество продукта, как и его дальнейшее продвижение, выход в свет – важно освоить бюджетные деньги и вовремя сдать отчёты. Но даже с этим возникают проблемы.

Начнём с ГЦПНК. За время своего существования эта организация поддержала 13 анимационных проектов: два мультсериала, четыре полнометражных и семь короткометражных мультфильмов. Ни один из них так и не дошёл до широкого зрителя…

Кадр из «Колыбельной»

Ещё в 2020 году на создание пяти анимационных фильмов было выделено 1 млрд 100 млн тенге. Два из них – короткометражка «Колыбельная» и мультсериал «Кенже қыз» – были показаны на Short Anima Doc, организованном киноцентром. Кроме того, «Кенже қыз» увидели азербайджанские зрители в рамках Дней казахстанского кино в Баку.

Кадр из «Кенже қыз»

С тех пор «Колыбельная» гуляет по фестивалям, а «Кенже қыз» пылится на полке ГЦПНК, так как права на прокат и дистрибуцию картины на ближайшие пять лет принадлежат компании «Aday Production анимациялық орталығы», которой, по всей видимости, абсолютно неинтересно дальнейшее продвижение мультсериала.

Но если эти два проекта хоть как-то на слуху, то про остальные и сказать нечего. Например, производство двух полнометражных картин «Еркетай» и «Алтын адам» продолжается до сих пор – а прошло уже три года!

Кадр из мультфильма «Еркетай»

По итогам прошлогоднего питчинга, победителями стали восемь анимационных проектов с общим бюджетом 1 млрд 146 млн тенге. На них за 2022 год было выделено 615 млн 941 тысяч тенге, но по итогу было потрачено всего лишь 165 млн, так как на три проекта киноцентр подал в суд за невыполнение обязательств договора. Суды прошли в этом году и закончились победами киноцентра – в государственный бюджет должны вернуться 450 млн тенге.

На судах вообще выяснилось много интересного.

Например, в анимационном фильме «Өркеш» присутствовали кадры из фильмов «Тор. Любовь и гром» (2022) и «Экскалибур» (1981), а в проекте «Ашина» были представлены материалы из мультфильмов «Ер Тарғын» и «Алпамыс», снятых той же компанией, но… годом ранее и для другого заказчика – телеканала «Балапан», который за мультфильм уже заплатил.

Почему бы не продать то же самое во второй раз?

Можно только предполагать, почему так вышло? Но версия напрашивается сама собой. Вероятно, уже упомянутому новому творческому объединению «Казаханимация», которое было создано в прошлом году и сразу из госбюджета получило 1 млрд тенге, нужно было срочно распределить деньги. Аниматоры принялись за делёжку свежего бюджетного пирога, так и не успев закончить работы по проектам киноцентра. Видимо, решили, что «и так сойдёт», порылись в закромах и сдали их заготовки под видом новых работ в киноцентр.

Кадр из мультфильма «Алтын Адам»

Но даже не это самое занятное. А то, что в нынешнем году на питчинг ГЦПНК подались некоторые из этих проектов «Казаханимации», представляющие собой трёхминутные ролики, которые нигде и не покажешь. А чтобы из них получился полноценный проект – нужны ещё деньги. То есть опять попытка на одном проекте дважды получить деньги с государства. Более того, тот же проект «Ашина», который в итоге проиграл суд ГЦПНК, вдруг всплыл на питчинге… «Казаханимации», где числится как один из победителей этого года.

Беспредел в сфере анимации творится уже давно. При этом представители заинтересованных компаний решили, по всей видимости, что лучший способ защиты – это нападение, и с начала марта обвиняют ГЦПНК в том, что это киноцентр не даёт развиваться отечественной анимации.

После многочисленных постов в социальных сетях и публикаций в СМИ они перешли к активным действиям – несанкционированным митингам, провокационным постам, попыткам манипулировать общественным мнением.

Кадр из «Кенже қыз»

Особенно активно выступают Адай Абельдинов, который до этого пребывал на должности генерального продюсера ГЦПНК и ничем особо не запомнился, кроме того, что компания «Aday Production анимациялық орталығы», зарегистрированная по адресу его проживания, каждый год выигрывала питчинги, и Гали Мырзашев, несколько лет назад заявлявший в СМИ «Нельзя сидеть на игле государственных денег!», а теперь возмущающийся, почему на его проекты не дают бюджетные средства? Притом, что поданные им документы не соответствуют требованиям конкурса.

Это лишь малые примеры того, что творится сейчас в отечественной анимации. Как может развиваться индустрия, о каком творчестве можно вести речь – вопросы, скорее, риторические. Но ясно одно – с казахстанской анимацией действительно что-то не так.

Лента новостей

все новости