Скандал в оборонной промышленности: министерство против Kazakhstan Paramount Engineering

cover Фото Kazakhstan Paramount Engineering

На днях редакция Orda.kz опубликовала материал А если завтра война? Чем живёт оборонная промышленность Казахстана. Часть I о бронированной колесной технике отечественного прозводства и закупе аналогов из Турции. Министерство обороны распространило в СМИ текст с объяснениями целесообразности закупа бронемашин у турецкого производителя. В Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстана в ответ прокомментировали каждый пункт.

Мы публикуем доводы обеих сторон:

Министерство обороны: Потребности внутреннего рынка – незначительные, а в вооружении и военной технике тем более. Поэтому производителю такой продукции необходимо диверсифицировать производство и ориентироваться на экспорт.

Ассоциация предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстана: При создании предприятия были подписаны меморандумы, в которых министерство обороны подтверждало потребность, от которой сегодня отказывается. Ввиду отсутствия военно-технической политики и смены руководства министерства все планы пересматривались каждый год. По оценкам специалистов, сегодня большая часть эксплуатируемой техники в армии Казахстана – советского образца, морально и материально устаревшая и требующая замены, а не модернизации.

МО: Ни министр обороны, ни какое-либо должностное лицо, только специально созданный коллегиальный орган на основе оценок военных экспертов, учёных, боевого состава Вооруженных сил и характере возможных боевых действий определяет, какое вооружение и какую технику приобретать. Ни одна страна мира подробно не объясняет, почему приобретается то или иное вооружение, той или иной модели, типа и количества.

Ассоциация: Коллегиальный орган полностью состоит из подчинённых министра и следует его указаниям и приказам, поэтому снятие с себя ответственности и перекладывание её на подчинённых выглядит неуместным.

МО: Один из учредителей Kazakhstan Paramount Engineering – Paramount Group Limited – южноафриканская корпорация, специализирующаяся на оборонной и аэрокосмической технике. Её бронетехника стала прототипом казахстанской бронированной колёсной машины. Изначально бронированная колёсная машина (БКМ) «Арлан» представляла собой копию южноафриканского бронетранспортёра Marauder.

Ассоциация: Kazakhstan Paramount Engineering является полностью самостоятельной структурой и не зависит от Paramount Group Limited. В компании работают только граждане Казахстана. Kazakhstan Paramount Engineering имеет собственное конструкторское бюро, которое позволяет разрабатывать и испытывать машины самостоятельно. Только 35% компании принадлежит Paramount Group Limited.

Скриншот с Egov.kz
Скриншот с Egov.kz

МО: В 2011 году юаровская компания, являющаяся прародителем
ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering», заключила сделку с Singapore Technologies Kinetics (STK) по поставке бронированного транспорта на сумму 90 млн евро. Однако начиная с 2016 года не осуществила поставки в полном объёме, и в феврале 2018 года STK подал заявку на объявление PCS банкротом. В 2018 году юаровская компания из-за финансовых трудностей и несвоевременного исполнения взятых на себя обязательств была объявлена банкротом и прекратила своё существование.

Ассоциация: Совладельцем Kazakhstan Paramount Engineering на 35% является компания Paramount Group Limited, а не PCS (та самая юаровская компания), как может показаться в тексте. И эта обанкротившаяся компания никакого отношения к ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering» не имеет. Хотели бы ещё раз напомнить, что Kazakhstan Paramount Engineering – абсолютно самостоятельная компания, с собственным конструкторским бюро, имеющая полные права и техническую документацию на производимые машины, способная сегодня создавать собственные разработки.

Kazakhstan Paramount Engineering/ Фото БОРТ N1
Kazakhstan Paramount Engineering/ Фото БОРТ N1

МО: Министерством оборонной промышленности Азербайджана ранее было закуплено 45 БКМ «Марадёр» и «Матадор», ещё 65 машин произведены на предприятии «Завод ЭВМ» в Азербайджане. Дальнейшее производство на его территории также прекращено. В 2008 году Paramount Group и компания KADDB (Иордания) заключили соглашение о совместном производстве БКМ «Марадёр». При этом серийный выпуск на иорданском предприятии осуществлен не был. В 2011 году оборонное ведомство Грузии отказалось от производства БКМ «Марадёр»в пользу БКМ «Дидгори», разработанной на базе Ford Super Duty. Таким образом, единственной компанией, производящей невостребованную продукцию, остаётся ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering».

Ассоциация: «Арлан» прошёл все необходимые испытания и принят на вооружение приказом министра обороны в 2017 году. Вся эксплуатация идёт при полном техническом сопровождении и в сотрудничестве с министерством обороны, которое не может об этом не знать.

«Арлан»
«Арлан»

МО: Модель («Марадёр» – Прим. ред.) снята с производства, завод обанкрочен, нигде в армиях мира эта БКМ не используется. Поэтому техническая документация была передана ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering». Затраты на документацию включены в стоимость продукции данного ТОО.

Ассоциация: Документация конструкторским бюро была передана бесплатно, в себестоимости не присутствует.

МО: Министерство обороны на постоянной основе осуществляет мониторинг рынка вооружения и военной техники. Порядок принятия образцов на вооружение чётко регламентирован Правилами принятия на вооружение, являющимися официальным нормативным актом. Что касается турецких машин, они также изучаются в соответствии с процедурой, определённой данным документом. Вопрос закупки турецких БКМ будет рассмотрен только в случае принятия положительного решения внутриведомственным совещательным органом по итогам испытаний.

Ассоциация: Эта статья ещё раз доказывает предвзятое отношение к Kazakhstan Paramount Engineering и подтверждает доводы о лоббировании министром турецкой компании, что подтверждается согласно дорожной карте: ускоренное принятие на вооружение без проведения соответствующих испытаний согласно приказу №30, с выездом наших военных и других на территорию иностранного государства. Хотя эти машины находятся в Казахстане.

МО: С 2016 года приобретено 138 единиц БКМ «Арлан». В 2021 году проведено сервисное техническое обслуживание 60 единиц, поставленных в 2017–2018 годах. В 2022 году поступят ещё 10 единиц с боевым модулем и 20 БКМ «Арлан» – в 2023 году. Поэтому информация о том, что заказано только шесть машин, является недостоверной. Таким образом, по итогам 2023 года общее количество достигнет 168 единиц техники.

Ассоциация: Мы утверждаем, что казахстанский завод мощностью в 300 машин в год загружался министерством обороны не многим более чем на 10%. В среднем 33 машины в год за пять прошедших лет. Документально на сегодня заключён контракт в этом году на 2023 год на шесть машин. На упоминаемые дополнительно 14 машин контракт не подписан. То есть по факту в соответствии с государственным оборонным заказом есть договор на производство шести машин, что составляет 2% от общей мощности казахстанского завода.

«Арлан»
«Арлан»

МО: Касательно утверждения о цене продукции ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering», которая в два раза дешевле зарубежных аналогов, приводим данные о стоимости:

  • БКМ «Арлан» (Казахстан) – 424 945 440 тенге
  • БКМ «Cobra 2» (Турция) – 345 600 000 тенге.

Ассоциация: Эта таблица искажает информацию и манипулирует ценами, приводя стоимость «Арлана» с учётом НДС, дополнительных опций и сопоставляет разные классы машин. При этом представленная Cobra – пустая и не является MRAP (миностойкой и защищённой от подрыва и атак из засад – Прим. ред.), тогда как «Арлан» оборудован и MRAP. Более того, Cobra надо сравнивать с машиной класса «Алан-2» производства Kazakhstan Paramount Engineering, которая стоит 275 млн тенге, что на 70,6 млн тенге дешевле турецкой машины.

МО: Производственные проблемы ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering», связанные с экономическими просчётами, маркетинговыми ошибками и кредитами в банках второго уровня, не являются предметом обсуждения с оборонным ведомством. Попытки манипулирования общественным мнением, ссылаясь на собственные финансовые проблемы, и оказания давления на министерство обороны являются бесполезными и могут в самое ближайшее время иметь правовые последствия.

Ассоциация:Ответ министерства позволяет понять, как заинтересован министр обороны в дискредитации Kazakhstan Paramount Engineering и продвижении турецкой компании.

МО: Представляем краткий сравнительный анализ БКМ «Барыс» и БКМ «АРМА» (Турция):

  1. БКМ «АРМА» состоит на вооружении в нескольких армиях мира – ОАЭ, Турция, Бахрейн, Руанда.
  2. БКМ «АРМА» производится серийно, в то время как БКМ «Барыс» является опытным образцом.
  3. Турецкая машина имеет преимущества по массе (24 тонны против 28, что выявлено в ходе войсковых испытаний) и габаритам (меньшая высота по крыше башни).

Ассоциация: Здесь также подтверждается лоббирование, так как «Барыс» 8х8 завершил испытания с выводами комиссии о целесообразности принять на вооружение эту машину. Благодаря конструкторскому бюро в процессе испытаний устранены все выявленные недостатки.

Выписка из соответствующего Акта:

«Вывод: в ходе опытно-войсковой эксплуатации бронированная колёсная машина 8х8 «Барыс» с боевым автоматическим модулем «Ансар» соответствует заявленным техническим характеристикам, указанным в программе опытно-войсковой эксплуатации, утверждённой главнокомандующим Сухопутными войсками Республики Казахстан и согласованной генеральным директором Kazakhstan Paramount Engineering. Боевой модуль необходимо привести в соответствие с прицельно-войсковым комплексом «Пеленг» или заменить на другой прицельно-поисковой комплекс. Учитывая мнения и предложения экипажа, членов рабочей группы, целесообразно принять на вооружение с внесением в технические требования изменений, отражённых в предложении».

МО: По реплике о приоритетных условиях испытания для турецкой военной техники сообщаем, что будут проведены демонстрационные испытания возможностей БКМ Cobra-2 в сертифицированном центре завода-производителя в условиях отрицательных температур (ниже -30 градусов), в соответствии с дорожной картой, утверждённой МИИР.

Ассоциация: Этот пункт полностью подтверждает приоритетность иностранного поставщика для министерства обороны, так как центр завода-изготовителя – заинтересованная сторона, он необъективен в оценке в силу конфликта интересов. Эти испытания будут проводиться за рубежом за счёт налогоплательщиков Казахстана и представлять высокий уровень заинтересованности (турецкую компанию будут проверять в Турции). Конечно, такой центр даст только положительное заключение, а нужно независимое и беспристрастное решение, а это может сделать только сам заказчик в реальных полевых зимних условиях Казахстана. Невозможно проверить машину на преодоление снежного покрова в камере центра завода-изготовителя.

Скандал в оборонной промышленности: министерство против Kazakhstan Paramount Engineering

МО: Относительно высказывания председателя наблюдательного совета ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering» А. Барысова «Главное – это цена. Проблема заключается в том, что наша армия не отделена от финансов» сообщаем, что Бюджетным кодексом РК строго закреплена процедура формирования и исполнения бюджета государственных органов, чем руководствуется уполномоченный орган по ГОЗ в лице МИИР. Задача министерства обороны определить технические требования и потребное количество.

Ассоциация: Министерством обороны заблаговременно закладываются технические параметры, которые могут соответствовать определённому продукту, который министерству обороны «приглянулся».


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram


Лента новостей

все новости