Шымкентская «Разработка» – как театр из трёх человек рассмешил алматинцев

cover

В Алматы с гастролями побывал единственный частный независимый театр Шымкента «Разработка» – и сломал шаблон: как себе, так и зрителям.

Если верить «Справочнику алматинских театров», собранному студентами «ARTиШОКа», в городе около 40 независимых коллективов. А в Шымкенте всего один. Да и тот запустился только в прошлом году. Это объясняет, почему у «Разработки» пока лишь два спектакля: «Кандидаты» по мотивам пьесы Жорди Гальсерана «Метод Гронхольма» и «Жизнь после смерти» Фёдора Жельне – второй и был привезён для удивительного знакомства с алматинским зрителем.

Но давайте по порядку. Прошлым летом трое выходцев из Русского драматического театра Шымкента решили основать свой театр. Алекс Сардак вместе с Алёной и Максимом Бутаковыми стали городскими первооткрывателями: до них никто не пытался раскачать аудиторию, привыкшую к академическому театру. Шымкент начинание принял – первые постановки собрали несколько аншлагов подряд. Но, скорее, потому, что спектакль был более классическим. Чего не скажешь о «Жизни после смерти», поставленной Максимом Бутаковым.

Этот спектакль – идеальная проверка себя на вшивость. У главного и единственного героя умирает мама, и он совершенно буднично рассказывает об этом, периодически заходя на поле чёрной сатиры. До «богохульства» остаются миллиметры, но Алекс Сардак обходит их своей крышесносной харизмой.

В самой постановке нет ничего особо примечательного – ни декораций, ни сценических решений, да и какой-то глубокой мысли тоже. Но смотрится она очень органично. Ёмкая, колкая, жизненная – и, как ни странно, действительно смешная.

«Знаете, в чём главное отличие алматинского зрителя от шымкентского? – задаёт вопрос Алекс Сардак, и сам отвечает. – Он менее консервативен. У нас люди более зажаты. В этом спектакле много чернющих шуток, и у вас зал показал настоящую реакцию – ту, которая должна быть. Это тот смех, когда стыдно смеяться, и страшно, что тебя осудит рядом сидящий. В Шымкенте мы такой реакции ни разу не видели». 

Постановка и по духу, и по выбранным площадкам (в Алматы её представили в арт-убежище BUNKER и в Любительском театре Ермашова) ориентирована на современную аудиторию. «Разработка» в принципе ставит цель приобщить молодое поколение к культуре. Себя, 30-летних, «разработчики» к нему уже не относят.

«Молодых людей в Шымкенте много, и хочется давать им какую-то пищу. А заодно приобщать старшее поколение, привыкшее к закостенелой русской драме. Не все принимают, но некоторые приходят во второй раз. Часть потом перекрестилась, правда, – смеется Алекс. – У нас уже есть запросы на обучение от юных ребят, и это очень важно, потому что сейчас театр состоит всего из трёх человек. Осталось только обзавестись собственным зданием – и мы готовы расширяться!» 

Несмотря на специфичность постановки, ощущение от гастролей положительное. У «разработчиков» есть опыт, своё видение, а главное – талант. «Жизнь после смерти» с лёгкостью можно представить на сцене практически любого независимого алматинского театра, и наверняка спектакль пользовался бы успехом даже у насмотренного зрителя южной столицы.

 

Лента новостей

все новости