Шанс на вторую жизнь: почему Bereke Bank необходимо продать иностранцам?

cover Bereke Bank/Фото inbusiness.kz

Бывшая подсанкционная дочка российского банка прошла несколько стадий оздоровления. Эти меры назначил холдинг «Байтерек», который теперь активно ищет нового владельца для банка. Как выяснила Orda.kz, судьба фининститута в краткосрочной перспективе может быть не столь радужной.

Нацхолдинг «Байтерек», выкупив бывшую российскую дочку «Сбербанка», использовал свои ресурсы и рычаги. Bereke Bank прошёл жёсткий путь, чтобы выйти из санкционного режима довольно легко. Банк в быстром темпе начал восстанавливать свою экосистему, чтобы стать частью рынка без относительно больших проблем. Вот только вопросы к ликвидности финучреждения по-прежнему остаются, поскольку всё это время на реанимационные мероприятия «Байтерек» направлял средства из государственных резервов. 

По словам казахстанского экономиста Эльдара Шамсутдинова, купили банк со значительной скидкой, сложной структурой выхода и различными обязательствами.

«Есть нюанс — это амбиции и необходимая политическая смекалка. Весь дисконт был переоценён, что привело к бумажной прибыли. Холдинг «Байтерек» посадил себе на баланс Bereke Bank с большим дисконтом. По итогам года переоценил справедливую оценку актива по балансовой стоимости или, проще говоря, по одному буку (Book Value – суммарные активы компании за вычетом нематериальных активов и обязательств, иначе говоря по исторической стоимости – Ред.), зафиксировав при этом бумажную прибыль в размере 30,2 млрд тенге»,  сообщил Шамсутдинов.

Отметим, что почти сразу в нацхолдинге начали говорить о продаже Bereke Bankа. Эксперты считают, что наиболее приоритетный выход из ситуации — реализовать актив как можно быстрее, пока его показатели ещё можно удержать за счёт государства. Иначе есть серьёзные риски потерять в цене. В таком случае государство не окупит своих вложений в бывший преддефолтный подсанкционный банк.

«Может вызвать сомнения тот факт, что банк, только что вышедший из сложных отношений с предыдущими акционерами и потерявший значительную долю рынка и контрагентов, просто лишённый возможности выпускать карты, может стоить целый бук. Теперь стоит ещё более амбициозная задача: объяснить катарским эмирам, почему банк, только вышедший из-под санкций и с разрушенной клиентской сетью, должен стоить больше балансовой стоимости. Если продавать его дешевле, придётся фиксировать убыток. Реализовать Bereke Bank иностранцам — это очень амбициозно, если только за этим не стоят какие-то итальянцы, совершенно не связанные с крупными нефтяными проектами»,  заключил Шамсутдинов. 

В конце октября глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова заявляла об интересе инвестора из Катара. Стороны вели переговоры и проводили due diligence (процедура составления объективного представления об объекте инвестирования – Ред.). Как заверили в АРРФР, они занимаются повышением привлекательности казахстанского банковского сектора для зарубежных инвесторов. Регулятор собирается либерализовать законодательство в части условий и требований для зарубежных инвестиций. Сейчас перед иностранцами выставляют жёсткие требования к капиталу, ликвидности и системам управления рисками. 

По истечении времени стоимость Bereke Bankа так и не стала известна. Ситуация сложилась так, что для банка существует всего два пути: либо государство продолжит оказывать поддержку за счёт налогоплательщиков, либо находит частного инвестора, который возьмёт на себя ответственность по решению всех проблем.

Согласно операционной информации депозиты юридических лиц в период с 1 февраля 2022 года по 1 марта 2023 года сократились в два раза (с 1,44 трлн тенге до 730,5 млрд тенге), а депозиты физлиц – в пять (с 1,08 трлн тенге до 222 млрд тенге). Причиной таких показателей, в том числе, стал страх клиентов, что их средства «заблокируют» в неликвидном банке. Таким образом, часть капитала фининститута была утрачена, а ссудные портфели сильно «похудели». 

«Бывший Сбербанк был крупным игроком в Казахстане с большой долей рынка. В банк шли кредитоваться компании с пониманием, что сделка не будет зависеть от внутренних элит. После введения санкций никто не смог взять на себя управление таким гигантом, за исключением Halyk Bank, который приобрёл часть кредитного портфеля»,   рассказал Шамсутдинов.

Сейчас банк находится в подвешенном состоянии. Но с приходом инвестора у него есть все шансы встать в один уровень с другими игроками финансового рынка.

Читайте также:

Лента новостей

все новости