«Шахристан»: когда тесть не дожил до горячего

cover

До прошлого года словосочетание «казахстанский детектив» считалось оксюмороном. Ну нет у нас исторически ни Шерлоков, ни Эркюлей, ни, прости господи, Эрастов Петровичей и уж тем более Бенуа Бланков. Зато родился собственный, неповторимый стиль сыщика «следак РОВДшный матерящийся». Именно такого мы встретим в новом сериале «Шахристан»

Что за сериал? Попытка поиграть в герметичный триллер-расследование, провалившаяся практически в первом кадре.

Кто в ролях? Адиль «Коломбо» Ахметов; Айдос «Где мундир, генерал?» Ауеспаев; Тамирис «Плачущая невеста» Жангазинова.

О чём? В самый разгар кыз узату в подсобке ресторана зарезан отец невесты – владелец строительной компании. Брат покойника, генерал Арыстан, звонит следователю Сапару, но запрещает тому вызывать криминалистов и вообще какую-либо подмогу. Начинаются допросы с пристрастием, а позднее возникают и анонимные угрозы в убийстве всех присутствующих.

Кому и зачем смотреть? Любителям советских театральных детективных постановок и ментовских сериалов (не путать с полицейскими процедуралами).

«Шахристан» с пинка открывает дверь в основной замес. Первый труп будет найден на второй минуте сериала, потому что «нет времени на экспозицию, дальше флэшбеками всё поясним».

И, собственно, уже с первых секунд в весь этот сеттинг (среду, в которой происходит действие) не верится ни разу.

Сама по себе идея запихнуть каноны герметичного детектива/триллера в условия казахского тоя выглядит как перспективный хай-концепт, но то ли продюсеры пожалели денег на массовку, то ли авторам не хватило креатива, но свадьба дочери довольно состоятельного мужика выглядит как вечер вторника в придорожной шашлычной.

Где обязательно носящиеся по танцполу дети; тамада в костюме из шторы и рухнувших актёрских надежд; друзья жениха и невесты и так далее? Здесь набор персонажей ровно тот, который нужен авторам, и состоит он в основном из очень угрюмых мужиков с претензиями.

Что забавно, те, кто для сюжета не нужен (большая часть гостей и почти весь персонал), в середине первой серии испаряются, хотя за пять минут до этого вообще никого не хотели выпускать из ресторана.

Да и в целом повествование строится не вокруг логики и дедукции, а по принципу «Кто кого на понт возьмёт». Например, между братом убитого (тем самым генералом) и прибывшим следователем возникает такой диалог:

Надо хотя бы криминалистов вызвать.

Нельзя поднимать шумиху.

Я тогда расследовать не буду…

А мне говорили, что ты лучший следак.

– Ага, такое дело за ночь не расследуют. Месяц всех таскать будем.

Ощущение, что персонажи не убийство раскрывают, а торгуются на СТО.

В другом эпизоде генерал буквально угрожает пистолетом одному из гостей, если тот попытается уйти, на что крайне хладнокровная «жертва» отвечает: «Ну ладно, час побуду, но потом уеду». Следователь в это время стоит рядом, не подавая никаких признаков участия в «торжественном мероприятии».

Раскрытие подозреваемых, прямо скажем, несильно помогает погрузиться в историю. Особенно поясняющие субтитры в духе «Трупова жена» и «Труповы дети». Тут бы разобраться, кто такой этот потерпевший и куда он пошёл, авторы же наворачивают ещё с дюжину ничем не выделяющихся персонажей.

Отдельной жирной строкой можно выделить игру всего актёрского ансамбля, который очень лениво изображает хоть какую-то заинтересованность в происходящем. Особенно забавно смотреть сцены, где на переднем плане разговаривают персонажи, а на заднем сосредоточенно молчит массовка. Как будто смотришь стрим компьютерной игры, где NPC (неигровой персонаж) включается только в тот момент, когда к нему подходят главные герои.

Про детективную линию говорить что-то сложно. То целая куча охраны не выпускает гостей из ресторана, то внезапно труп остаётся без присмотра, не говоря уже об отсеивании подозреваемых через камеру свадебного оператора (мол, кто попал в объектив, точно не убийца).

Ближе к финалу первого эпизода основной актёрский состав дважды (!) падает в обморок из-за пущенного газа и оказывается в заложниках у убийцы. Теперь это не только детектив, но и триллер. Спасибо, не надо!

P.S. А как так вышло, что режиссёр и вся съёмочная группа напрочь забыли прописать шумы и практически все диалоги сопровождает гробовая тишина?

Лента новостей

все новости