«Шахристан»: когда тесть не дожил до горячего
![cover](/uploads/sites/2/2023/07/whatsapp-image-2023-07-05-at-21.57.56-3-1440x810.jpeg)
До прошлого года словосочетание «казахстанский детектив» считалось оксюмороном. Ну нет у нас исторически ни Шерлоков, ни Эркюлей, ни, прости господи, Эрастов Петровичей и уж тем более Бенуа Бланков. Зато родился собственный, неповторимый стиль сыщика «следак РОВДшный матерящийся». Именно такого мы встретим в новом сериале «Шахристан»
Что за сериал? Попытка поиграть в герметичный триллер-расследование, провалившаяся практически в первом кадре.
Кто в ролях? Адиль «Коломбо» Ахметов; Айдос «Где мундир, генерал?» Ауеспаев; Тамирис «Плачущая невеста» Жангазинова.
О чём? В самый разгар кыз узату в подсобке ресторана зарезан отец невесты – владелец строительной компании. Брат покойника, генерал Арыстан, звонит следователю Сапару, но запрещает тому вызывать криминалистов и вообще какую-либо подмогу. Начинаются допросы с пристрастием, а позднее возникают и анонимные угрозы в убийстве всех присутствующих.
Кому и зачем смотреть? Любителям советских театральных детективных постановок и ментовских сериалов (не путать с полицейскими процедуралами).
«Шахристан» с пинка открывает дверь в основной замес. Первый труп будет найден на второй минуте сериала, потому что «нет времени на экспозицию, дальше флэшбеками всё поясним».
И, собственно, уже с первых секунд в весь этот сеттинг (среду, в которой происходит действие) не верится ни разу.
![](https://orda.kz/uploads/sites/2/2023/07/whatsapp-image-2023-07-05-at-21.57.56.jpeg)
Сама по себе идея запихнуть каноны герметичного детектива/триллера в условия казахского тоя выглядит как перспективный хай-концепт, но то ли продюсеры пожалели денег на массовку, то ли авторам не хватило креатива, но свадьба дочери довольно состоятельного мужика выглядит как вечер вторника в придорожной шашлычной.
Где обязательно носящиеся по танцполу дети; тамада в костюме из шторы и рухнувших актёрских надежд; друзья жениха и невесты и так далее? Здесь набор персонажей ровно тот, который нужен авторам, и состоит он в основном из очень угрюмых мужиков с претензиями.
Что забавно, те, кто для сюжета не нужен (большая часть гостей и почти весь персонал), в середине первой серии испаряются, хотя за пять минут до этого вообще никого не хотели выпускать из ресторана.
![](https://orda.kz/uploads/sites/2/2023/07/whatsapp-image-2023-07-05-at-21.57.56-1.jpeg)
Да и в целом повествование строится не вокруг логики и дедукции, а по принципу «Кто кого на понт возьмёт». Например, между братом убитого (тем самым генералом) и прибывшим следователем возникает такой диалог:
– Надо хотя бы криминалистов вызвать.
– Нельзя поднимать шумиху.
– Я тогда расследовать не буду…
– А мне говорили, что ты лучший следак.
– Ага, такое дело за ночь не расследуют. Месяц всех таскать будем.
Ощущение, что персонажи не убийство раскрывают, а торгуются на СТО.
В другом эпизоде генерал буквально угрожает пистолетом одному из гостей, если тот попытается уйти, на что крайне хладнокровная «жертва» отвечает: «Ну ладно, час побуду, но потом уеду». Следователь в это время стоит рядом, не подавая никаких признаков участия в «торжественном мероприятии».
Раскрытие подозреваемых, прямо скажем, несильно помогает погрузиться в историю. Особенно поясняющие субтитры в духе «Трупова жена» и «Труповы дети». Тут бы разобраться, кто такой этот потерпевший и куда он пошёл, авторы же наворачивают ещё с дюжину ничем не выделяющихся персонажей.
Отдельной жирной строкой можно выделить игру всего актёрского ансамбля, который очень лениво изображает хоть какую-то заинтересованность в происходящем. Особенно забавно смотреть сцены, где на переднем плане разговаривают персонажи, а на заднем сосредоточенно молчит массовка. Как будто смотришь стрим компьютерной игры, где NPC (неигровой персонаж) включается только в тот момент, когда к нему подходят главные герои.
![](https://orda.kz/uploads/sites/2/2023/07/whatsapp-image-2023-07-05-at-21.57.56-2.jpeg)
Про детективную линию говорить что-то сложно. То целая куча охраны не выпускает гостей из ресторана, то внезапно труп остаётся без присмотра, не говоря уже об отсеивании подозреваемых через камеру свадебного оператора (мол, кто попал в объектив, точно не убийца).
Ближе к финалу первого эпизода основной актёрский состав дважды (!) падает в обморок из-за пущенного газа и оказывается в заложниках у убийцы. Теперь это не только детектив, но и триллер. Спасибо, не надо!
P.S. А как так вышло, что режиссёр и вся съёмочная группа напрочь забыли прописать шумы и практически все диалоги сопровождает гробовая тишина?
Лента новостей
- Сборная Казахстана с флагом страны на Олимпийских играх в Париже
- Челябинская область: прорыв плотины, затопило несколько сёл
- «Переводчик смеётся, обвиняемый протестует»: Айтбек Амангельды возмущён судом над Айтеновым
- В Париже началась церемония открытия XXXIII летних Олимпийских игр
- Арест и выдворение: иностранца задержали в Астане за домогательства к женщине
- Суд в Алматы вынес приговор избившему детей в лифте
- Олимпиада в Париже: волна преступлений захлестнула город
- Рэпер Снуп Догг пронёс олимпийский огонь перед открытием Олимпиады
- «Не сможем простить его»: родные погибших супругов, которых сбил полицейский
- Подрядчик сорвал сроки, но продолжает получать миллионы от акимата Алматинской области
- Казахстан хочет принять международные нормы по минимальной зарплате
- Леса в двух регионах отдали совместной казахстанско-китайской компании
- Шуточный срок: как казахстанцы отреагировали на арест комика Александра Меркуля
- Котельная в сельской школе горела в Жамбылской области
- «Я обнимал её, а она дубасила» — что Айтенов сказал в суде
- «В Шымкенте похитили девушку, полиция отказалась заводить дело» — Дина Смаилова
- Комфортные школы: что правда, а что миф?
- Зампрокурора Алматы Нурлан Ауганбаев вернулся на работу
- Бывшей супруге Марата Айтенова вынесли предупреждение
- «Здесь просто отмывают деньги!»: жители улицы недалеко от Акорды устали от многолетнего ремонта