Казахстанцы возмущены стоимостью продуктов. ORDA. выяснила, как и почему выросли цены на самое необходимое – еду.

«Продукты стали намного дороже. Литр подсолнечного масла еще три месяца назад был дешевле примерно на 300 тенге. Раньше один поход в магазин мне обходился в 2,5 тысячи, а сейчас за такой же набор продуктов отдаю почти 4 тысячи тенге. Хлеб стоил 70 тенге, сейчас – 76. Яйца почти в два раза подорожали. Этой нехитрой аналитикой поделилась с нашим корреспондентом покупательница одного из супермаркетов Алматы».

Рост цен на продукты стал одной и самых популярных тем и в социальных сетях.

Съедаем половину того, что зарабатываем. Почему выросли цены на продукты?

Сколько тратят на еду в Казахстане и в мире?

Согласно данным исследования РИА Новости, в 2020 году в списке 40 стран Казахстан оказался на первом месте по доле расходов в семейном бюджете на продукты. Аналитики этого медийного ресурса утверждают, что мы тратим на еду почти половину того, что зарабатываем!

На продукты у рядового казахстанца уходит 49,4% семейного бюджета.

На втором месте – Украина (47,9%), на шестом – Беларусь (35,8), на десятом – Россия (29,7). Оказывается, меньше всех на еду тратят в Люксембурге – 8,4%, Нидерландах и Великобритании – по 10,6%. Стоит отметить, что наше положение в этом рейтинге за год ухудшилось. В 2019 году Казахстан был на втором месте, а продукты питания забирали 47,6% бюджета среднестатистической семьи. Эксперты отмечают, что большие расходы на продукты являются негативным показателем для страны.

А специалисты компании Ranking.kz пришли к выводу, что во втором квартале 2020 года денежные расходы домохозяйств составили 566,3 тысяч тенге и за год увеличились на 4,2%. Доля же расходов на продукты питания в общей сумме расходов составила 53,2% или 301,1 тысяч тенге. Из прожиточного минимума 2021 года, а это 34 302 тенге, на продовольственную корзину приходится 18,6 тысяч.

Съедаем половину того, что зарабатываем. Почему выросли цены на продукты?

Как выросли цены на продукты?

По данным Бюро национальной статистики, индекс цен на продовольственные товары в ноябре 2020 года составил 101,3%.

Например, килограмм сычужного сыра стоил в среднем 3060 тенге, творога – 2742, сметаны – 1171. Литр кефира обходился в 312 тенге, молока – в 250.

За килограмм сливочного масла мы платили 2673 тенге, кстати годом ранее, в ноябре 2019, оно было на 328 тенге дешевле, подсолнечное масло 4 месяца назад стоило 533 тенге, яйца – 337 тенге, сахар-песок – 245 тенге.

Заметно подорожали и овощи. Средняя цена килограмма моркови в ноябре 2020 составила 111 тенге. Заметно выросла и стоимость картофеля. Килограмм этого самого популярного продукта подорожал на 14 тенге.

Съедаем половину того, что зарабатываем. Почему выросли цены на продукты?

Как оценивают ситуацию предприниматели?

В администрации Зеленого рынка утверждают, что цены на социально-значимые товары не берутся с потолка – торговцы ориентируются на рекомендации акимата.

Однако, администрация контролирует только часть арендаторов, поэтому сдерживать цены на всём рынке она не может. Также здесь отметили, что разница в стоимости овощей по сравнению с прошлым годом варьируется от 50 до 100 тенге. По мнению руководства этого рынка, цены растут из-за того, что стоимость продукции повышают поставщики, а не торговцы.

Хозяин одного из розничных магазинов тоже назвал причины, которые, по его версии, заставляют цены взлетать.

«Дорожает сырье. На стоимость некоторых товаров влияет курс валют. Иногда компании накручивают цены за транспортировку. В результате, даже по сравнению с январем в феврале резко подорожала молочная продукция, яйца и даже хлеб. Рис и сахар чуть-чуть поднялись в цене. Поставщики говорят, что есть недостаток сырья, транспорта и т.п. Одна молочная компания нам написала, что поднимет цену на молоко на 20 тенге, потому что у них дорожает сырье, и его не хватает».

У PR-специалиста крупнейшей казахстанской торгово-розничной сети Magnum Дмитрия Шишкина своя версия роста цен на продукты питания.

«Основным фактором роста цен в последнее время стало обесценивание тенге весной 2020 года – примерно на 20%. А курс национальной валюты неизбежно сказывается на стоимости практически всех товаров. Даже тех, что произведены в Казахстане, потому что в каждом товаре есть импортная составляющая».

Дмитрий Шишкин утверждает, что супермаркет только в некоторой степени может влиять на цены.

«Товары не растут на полках супермаркетов – цена на них формируется рынком, который у нас очень конкурентный. Мы можем только выбирать поставщиков товаров, которые обеспечат наилучшие цены, при этом гарантируя объемы поставок. Поставщикам выгодно сотрудничать с Magnum, поэтому мы можем выставлять товары по ценам ниже, чем в среднем на рынке, но при этом не убыточными для поставщика».

Шишкин объяснил, как Magnum удалось сдержать цены весной 2020 года, когда грянул карантин и тенге резко обесценился.

«Учитывая опыт предыдущих девальваций, практически все наши контракты предусматривают, что поставщик не может изменить цену, не предупредив об этом за месяц и не обосновав рост цены. Это позволило нам избежать ажиотажа в магазинах и дефицита товаров. В 2020 году в стране рост цен на продукты в среднем составил 11%, а в Magnum только 10%. Один процент, учитывая оборот крупнейшей торгово-розничной сети – это существенная разница».

Какие меры предпринимают власти?

В акимате Алматы еще в декабре заявляли, что для стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары из городского бюджета будет выделено около 9 млрд тенге. Это должно было позволить расширить список товаров по фиксированным ценам. Но на последней встрече с населением эту цифру подкорректировал аким Сагинтаев – на стабилизационные меры выделено всего 7 миллиардов тенге.

Повлиять на ситуацию обещает еще одно решение местных властей. В Алматы открывают шесть лавок, где будут продавать социально значимые продовольственные товары по фиксированным ценам. Стоить продукты здесь, как обещают в акимате, будут ниже среднерыночных на 20-30%.

Съедаем половину того, что зарабатываем. Почему выросли цены на продукты?

Адреса рынков:

  • Зелёный базар, Жибек Жолы, 53;
  • Тастак, Толе би, 266
  • Алматы-1, Шолохова, 2д/1;
  • Таусамалы, ул. Таксамалы-1;
  • Жаңа Ақбұлақ, Розыбакиева, 33/1;
  • Сары Арка, микрорайон 4, дом 27 б.

Удастся ли властям составить конкуренцию городской торговле и при помощи этих лавок приостановить рост цен или всё закончится тем, что два миллиона горожан начнут скандалить в очередях? Ждать ответы на эти вопросы мы, скорее всего, будем не очень долго.

Тем не менее, сейчас каждый занят своим делом: предприниматели меняют ценники, покупатели бегают в поисках более дешевых продуктов, власти заботятся, выделяют деньги, объясняют и предпринимают меры. А нам остается надеяться, что кто-то возьмется за решение тех самых проблем, которые, по мнению наших респондентов, и вызывают рост цен – обесценивание тенге, нехватка сырья и высокие транспортные расходы.

А пока, несмотря на попытки властей как-то сдержать цены, казахстанцы, чьи заработные платы давно застыли в одной позиции, вынуждены тратить всё больше денег на продукты.

Напрашивается неутешительный вывод: как правило, непомерно дорогая продуктовая корзина, снижает уровень жизни и, конечно, вызывает рост социального недовольства.

Поделиться: