Съедаем половину того, что зарабатываем. Почему выросли цены на продукты?

cover Фото: shkola-zdorovia.ru

Казахстанцы возмущены стоимостью продуктов. ORDA. выяснила, как и почему выросли цены на самое необходимое – еду.

«Продукты стали намного дороже. Литр подсолнечного масла еще три месяца назад был дешевле примерно на 300 тенге. Раньше один поход в магазин мне обходился в 2,5 тысячи, а сейчас за такой же набор продуктов отдаю почти 4 тысячи тенге. Хлеб стоил 70 тенге, сейчас – 76. Яйца почти в два раза подорожали. Этой нехитрой аналитикой поделилась с нашим корреспондентом покупательница одного из супермаркетов Алматы».

Рост цен на продукты стал одной и самых популярных тем и в социальных сетях.

Сколько тратят на еду в Казахстане и в мире?

Согласно данным исследования РИА Новости, в 2020 году в списке 40 стран Казахстан оказался на первом месте по доле расходов в семейном бюджете на продукты. Аналитики этого медийного ресурса утверждают, что мы тратим на еду почти половину того, что зарабатываем!

На продукты у рядового казахстанца уходит 49,4% семейного бюджета.

На втором месте – Украина (47,9%), на шестом – Беларусь (35,8), на десятом – Россия (29,7). Оказывается, меньше всех на еду тратят в Люксембурге – 8,4%, Нидерландах и Великобритании – по 10,6%. Стоит отметить, что наше положение в этом рейтинге за год ухудшилось. В 2019 году Казахстан был на втором месте, а продукты питания забирали 47,6% бюджета среднестатистической семьи. Эксперты отмечают, что большие расходы на продукты являются негативным показателем для страны.

А специалисты компании Ranking.kz пришли к выводу, что во втором квартале 2020 года денежные расходы домохозяйств составили 566,3 тысяч тенге и за год увеличились на 4,2%. Доля же расходов на продукты питания в общей сумме расходов составила 53,2% или 301,1 тысяч тенге. Из прожиточного минимума 2021 года, а это 34 302 тенге, на продовольственную корзину приходится 18,6 тысяч.

Как выросли цены на продукты?

По данным Бюро национальной статистики, индекс цен на продовольственные товары в ноябре 2020 года составил 101,3%.

Например, килограмм сычужного сыра стоил в среднем 3060 тенге, творога – 2742, сметаны – 1171. Литр кефира обходился в 312 тенге, молока – в 250.

За килограмм сливочного масла мы платили 2673 тенге, кстати годом ранее, в ноябре 2019, оно было на 328 тенге дешевле, подсолнечное масло 4 месяца назад стоило 533 тенге, яйца – 337 тенге, сахар-песок – 245 тенге.

Заметно подорожали и овощи. Средняя цена килограмма моркови в ноябре 2020 составила 111 тенге. Заметно выросла и стоимость картофеля. Килограмм этого самого популярного продукта подорожал на 14 тенге.

Как оценивают ситуацию предприниматели?

В администрации Зеленого рынка утверждают, что цены на социально-значимые товары не берутся с потолка – торговцы ориентируются на рекомендации акимата.

Однако, администрация контролирует только часть арендаторов, поэтому сдерживать цены на всём рынке она не может. Также здесь отметили, что разница в стоимости овощей по сравнению с прошлым годом варьируется от 50 до 100 тенге. По мнению руководства этого рынка, цены растут из-за того, что стоимость продукции повышают поставщики, а не торговцы.

Хозяин одного из розничных магазинов тоже назвал причины, которые, по его версии, заставляют цены взлетать.

«Дорожает сырье. На стоимость некоторых товаров влияет курс валют. Иногда компании накручивают цены за транспортировку. В результате, даже по сравнению с январем в феврале резко подорожала молочная продукция, яйца и даже хлеб. Рис и сахар чуть-чуть поднялись в цене. Поставщики говорят, что есть недостаток сырья, транспорта и т.п. Одна молочная компания нам написала, что поднимет цену на молоко на 20 тенге, потому что у них дорожает сырье, и его не хватает».

У PR-специалиста крупнейшей казахстанской торгово-розничной сети Magnum Дмитрия Шишкина своя версия роста цен на продукты питания.

«Основным фактором роста цен в последнее время стало обесценивание тенге весной 2020 года – примерно на 20%. А курс национальной валюты неизбежно сказывается на стоимости практически всех товаров. Даже тех, что произведены в Казахстане, потому что в каждом товаре есть импортная составляющая».

Дмитрий Шишкин утверждает, что супермаркет только в некоторой степени может влиять на цены.

«Товары не растут на полках супермаркетов – цена на них формируется рынком, который у нас очень конкурентный. Мы можем только выбирать поставщиков товаров, которые обеспечат наилучшие цены, при этом гарантируя объемы поставок. Поставщикам выгодно сотрудничать с Magnum, поэтому мы можем выставлять товары по ценам ниже, чем в среднем на рынке, но при этом не убыточными для поставщика».

Шишкин объяснил, как Magnum удалось сдержать цены весной 2020 года, когда грянул карантин и тенге резко обесценился.

«Учитывая опыт предыдущих девальваций, практически все наши контракты предусматривают, что поставщик не может изменить цену, не предупредив об этом за месяц и не обосновав рост цены. Это позволило нам избежать ажиотажа в магазинах и дефицита товаров. В 2020 году в стране рост цен на продукты в среднем составил 11%, а в Magnum только 10%. Один процент, учитывая оборот крупнейшей торгово-розничной сети – это существенная разница».

Какие меры предпринимают власти?

В акимате Алматы еще в декабре заявляли, что для стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары из городского бюджета будет выделено около 9 млрд тенге. Это должно было позволить расширить список товаров по фиксированным ценам. Но на последней встрече с населением эту цифру подкорректировал аким Сагинтаев – на стабилизационные меры выделено всего 7 миллиардов тенге.

Повлиять на ситуацию обещает еще одно решение местных властей. В Алматы открывают шесть лавок, где будут продавать социально значимые продовольственные товары по фиксированным ценам. Стоить продукты здесь, как обещают в акимате, будут ниже среднерыночных на 20-30%.

Адреса рынков:

  • Зелёный базар, Жибек Жолы, 53;
  • Тастак, Толе би, 266
  • Алматы-1, Шолохова, 2д/1;
  • Таусамалы, ул. Таксамалы-1;
  • Жаңа Ақбұлақ, Розыбакиева, 33/1;
  • Сары Арка, микрорайон 4, дом 27 б.

Удастся ли властям составить конкуренцию городской торговле и при помощи этих лавок приостановить рост цен или всё закончится тем, что два миллиона горожан начнут скандалить в очередях? Ждать ответы на эти вопросы мы, скорее всего, будем не очень долго.

Тем не менее, сейчас каждый занят своим делом: предприниматели меняют ценники, покупатели бегают в поисках более дешевых продуктов, власти заботятся, выделяют деньги, объясняют и предпринимают меры. А нам остается надеяться, что кто-то возьмется за решение тех самых проблем, которые, по мнению наших респондентов, и вызывают рост цен – обесценивание тенге, нехватка сырья и высокие транспортные расходы.

А пока, несмотря на попытки властей как-то сдержать цены, казахстанцы, чьи заработные платы давно застыли в одной позиции, вынуждены тратить всё больше денег на продукты.

Напрашивается неутешительный вывод: как правило, непомерно дорогая продуктовая корзина, снижает уровень жизни и, конечно, вызывает рост социального недовольства.

Лента новостей

все новости