Сакральное – не кантовать
Новый перфоманс художницы Дарьи Спиваковой стартовал в Алматы. Показы «Потлача тишины» продлятся до 17 апреля – каждый вечер в доме купца Шахворостова, который сейчас получил название «Дом на Фурманова 99».
Это вторая локация социально-культурного пространства «Дом» (алматинцы уже знают «Дом на Барибаева 36»). «Дом на Фурманова 99» всё ещё обнесён высоким металлическим забором, оставшимся в наследство от бывших арендаторов – посольства США и консульства Франции. Однако новые хозяева обещают, что забор уберут, а старую архитектуру здания позапрошлого века снова можно будет рассмотреть с улицы без препятствий. А пока именно МИДовское наследие постройки становится частью сайт-специфической составляющей «Потлача тишины».
О чём это?
Жанр «Потлача» – мокьюментари-медитация. Псевдодокументальный нарратив перфоманса заключается вот в какой истории. На чердаке дома купца Шахворостова найдены документы об исследовании биокоммуникаций, а также относящиеся к этим исследованиям артефакты. Так как в советское время в здании находились медучилище и музей медицины и здравоохранения, такой сюжет вполне мог бы быть реальным. И именно с «найденными объектами» автор предлагает коммуницировать гостям.
Попасть в пространство перфоманса можно через автоматические железные ворота. Сразу за ними зрителю предстоит пройти специальную процедуру «облучения с эффектом аполитичности», а затем подписать соглашение о неразглашении. Поэтому дальше в этом тексте будет минимум информации о том, что на самом деле происходит в «Потлаче тишины». Тем более, любой спойлер способен сформировать ожидания от перфоманса, а смотреть его и участвовать в нём лучше с чистым сознанием. Кроме того, автор не рекомендует «Потлач» тем, кто «обладает обострённым скептицизмом и не готов к новым впечатлениям».
Тем не менее, даже без спойлеров по содержанию, есть, о чём рассказать. Во-первых, аполитичное облучение чудесным образом действительно работает, несмотря на то, что оно, само собой, просто игра и имитация. И только постфактум, выйдя из вселенной «Потлача тишины», случается осознание, как много можно здесь себе придумать аллюзий на мировую ситуацию. Мне вот вспомнился свежий мем: «Пока люди стыдятся национальности или места рождения, я мыслю масштабнее: мне в целом жаль, что я человек, а не, например, гриб».
Во-вторых, часть объектов, использованных в перформансе, Дарья Спивакова рассекретила в промо-материалах, видео можно посмотреть в её инстаграме. Среди «артефактов нечеловеческих агентов» вам могут попасться растения, грибы, камни, а также кое-что нематериальное: ощущения, запахи, мысли и эмоции.
Как это?
Это опыт, который сама художница называет «небытовым». Он станет доступен, в первую очередь, тем, кто готов принять условия игры, открыться, пробовать новое и сохранять чувство самоиронии – чрезмерно всерьёз к происходящему относиться противопоказано, можно чересчур увлечься и затеряться в выдуманных мирах.
При этом, в отличие от «Утопии», предыдущей совместной работы Спиваковой и «Дома», опыт для каждого участника не будет персональным – одновременно в каждом показе «Потлача тишины» участвуют десять человек, и друг с другом, а не только с артефактами, тоже важно коммуницировать. Каким образом – рассказывают в процессе.
Дарья Спивакова фанатична и педантична в том, что касается структурирования и создания инструкций (один из её спектаклей, режиссерская работа в инклюзивном театре «Действие буквально», даже так и называется – «Инструкция, как правильно плакать»). Поэтому недостатка в разнообразии действий, которые можно совершать внутри перфоманса, у зрителя точно не будет. Здесь можно трогать, нюхать, смотреть, видеть, слушать, наблюдать, прикасаться – в конкретном порядке или в произвольном. Возможностей настолько много, что 55 минут, которые заложены на «Потлач», может быть недостаточно для полного опыта – впрочем, не запрещено вернуться на новый показ, чтобы уже с пониманием атмосферы прожить заново те части, которые вы не успели захватить и попробовать.
Однако не исключено, что всех ответов на свои вопросы вы ни в процессе, ни после него, не получите. Особенно в мокьюментальной части, но её автор «Потлача» надеется продолжить в новых своих работах. Впрочем, это компенсируется обилием опыта другого рода, Спивакова – уникальный мастер чувственного театра, и одного только звучания её голоса и её музыки (тексты и музыка здесь – авторские) достаточно и для ощущения причастности, и для принятия факта: театр – это великое многообразие форм.
Для кого это?
Для всех, кто готов прикоснуться. Для тех, кто был на первой и второй «Утопии» в «Доме на Барибаева 36» и хотел бы вернуться. «Потлач тишины» не стал прямым продолжением предыдущего проекта, но обладает тем же авторским почерком и наследует от него множество вещей, в том числе способы взаимодействия со вселенной перфоманса.
Хотя существует целый пул разнообразных проектов, происходящих вне сцены, вне драматургии, где не задействованы актёры, а границы между специально выстроенными декорациями и готовыми пространствами стерты.
Такие работы регулярно создаёт на разных городских площадках «Трансформа», пока находящаяся в поиске постоянного места для себя; они встречаются в репертуаре «ARTиШОКа»; вот уже третий такой проект создали Дарья Спивакова и «Дом»; случаются частные продюсерские проекты; на территорию альтернативных форм постепенно заходят и государственные театры.
И опыт показывает, что пока лучший (не всегда самый эффективный, правда) способ продвижения такого театра – «сарафанное радио». Поэтому если вы уже ощутили такой опыт, если были на «Утопии», или на «Потлаче тишины», или на «Куда дальше», или на «Встань в угол», разделите его с теми, кто близок по духу вам.
«Соблюдайте пустоту» – гласит одна из надписей в локации «Потлача тишины». Добавлю: соблюдайте её вместе с кем-нибудь ещё. Вместе – это важно.
Лента новостей
- Токаев принял министра иностранных дел Великобритании Дэвида Кэмерона
- Возбуждено уголовное дело после пожара в природном резервате Алматинской области
- Джо Байден подписал закон о новом пакете военной помощи Украине
- Судебное следствие по смертельному ДТП с автобусом закончено
- Визит Кэмерона в Астану: подписано соглашение о стратегическом партнёрстве и сотрудничестве
- Бишимбаев признал свою вину в убийстве Салтанат Нукеновой, но без особой жестокости
- Задержан подозреваемый в изнасиловании несовершеннолетней в Туркестанской области
- К гадалкам ходят только дураки? Как устроен мировой эзотерический рынок
- О трудностях перевода: в Астане большинство судебных процессов проводятся на русском языке
- Вместе к победам: спортсменам с ограниченными возможностями из Жанаозена подарили новый спортцентр
- Била детей в детском саду: воспитателя оштрафовали в Костанае
- Удар в живот чуть не закончился плачевно для школьницы из Талдыкоргана
- В Атырау ждут прихода большой воды
- Дожди в Алматы: власти готовятся к борьбе с подтоплениями
- «Вы тоже меня поймите» — Бишимбаев пытался оправдаться за жуткие издевательства над Салтанат
- Сессия Ассамблеи народов Казахстана пройдёт в онлайн-формате
- В Жанаозене с 2025 года заработает завод по производству товаров необходимых для добычи нефти и газа
- «Думала, что это пьяный бред» — «ясновидящая» рассказала, зачем ей звонил Бишимбаев в день убийства Салтанат
- История захвата водоохранной зоны в Алматинской области, или При чём тут друзья Болата Назарбаева
- Судья получил взятку от педофила в Алматинской области