Сакральное – не кантовать

cover

Новый перфоманс художницы Дарьи Спиваковой стартовал в Алматы. Показы «Потлача тишины» продлятся до 17 апреля – каждый вечер в доме купца Шахворостова, который сейчас получил название «Дом на Фурманова 99».

Это вторая локация социально-культурного пространства «Дом» (алматинцы уже знают «Дом на Барибаева 36»). «Дом на Фурманова 99» всё ещё обнесён высоким металлическим забором, оставшимся в наследство от бывших арендаторов – посольства США и консульства Франции. Однако новые хозяева обещают, что забор уберут, а старую архитектуру здания позапрошлого века снова можно будет рассмотреть с улицы без препятствий. А пока именно МИДовское наследие постройки становится частью сайт-специфической составляющей «Потлача тишины».

О чём это?

Жанр «Потлача» – мокьюментари-медитация. Псевдодокументальный нарратив перфоманса заключается вот в какой истории. На чердаке дома купца Шахворостова найдены документы об исследовании биокоммуникаций, а также относящиеся к этим исследованиям артефакты. Так как в советское время в здании находились медучилище и музей медицины и здравоохранения, такой сюжет вполне мог бы быть реальным. И именно с «найденными объектами» автор предлагает коммуницировать гостям.

Попасть в пространство перфоманса можно через автоматические железные ворота. Сразу за ними зрителю предстоит пройти специальную процедуру «облучения с эффектом аполитичности», а затем подписать соглашение о неразглашении. Поэтому дальше в этом тексте будет минимум информации о том, что на самом деле происходит в «Потлаче тишины». Тем более, любой спойлер способен сформировать ожидания от перфоманса, а смотреть его и участвовать в нём лучше с чистым сознанием. Кроме того, автор не рекомендует «Потлач» тем, кто «обладает обострённым скептицизмом и не готов к новым впечатлениям».

Тем не менее, даже без спойлеров по содержанию, есть, о чём рассказать. Во-первых, аполитичное облучение чудесным образом действительно работает, несмотря на то, что оно, само собой, просто игра и имитация. И только постфактум, выйдя из вселенной «Потлача тишины», случается осознание, как много можно здесь себе придумать аллюзий на мировую ситуацию. Мне вот вспомнился свежий мем: «Пока люди стыдятся национальности или места рождения, я мыслю масштабнее: мне в целом жаль, что я человек, а не, например, гриб».

В «Потлаче» попробовать ощутить себя грибом вполне реально – это здесь одна из потенциально заложенных возможностей.

Во-вторых, часть объектов, использованных в перформансе, Дарья Спивакова рассекретила в промо-материалах, видео можно посмотреть в её инстаграме. Среди «артефактов нечеловеческих агентов» вам могут попасться растения, грибы, камни, а также кое-что нематериальное: ощущения, запахи, мысли и эмоции.

Как это?

Это опыт, который сама художница называет «небытовым». Он станет доступен, в первую очередь, тем, кто готов принять условия игры, открыться, пробовать новое и сохранять чувство самоиронии – чрезмерно всерьёз к происходящему относиться противопоказано, можно чересчур увлечься и затеряться в выдуманных мирах.

При этом, в отличие от «Утопии», предыдущей совместной работы Спиваковой и «Дома», опыт для каждого участника не будет персональным – одновременно в каждом показе «Потлача тишины» участвуют десять человек, и друг с другом, а не только с артефактами, тоже важно коммуницировать. Каким образом – рассказывают в процессе.

Дарья Спивакова фанатична и педантична в том, что касается структурирования и создания инструкций (один из её спектаклей, режиссерская работа в инклюзивном театре «Действие буквально», даже так и называется – «Инструкция, как правильно плакать»). Поэтому недостатка в разнообразии действий, которые можно совершать внутри перфоманса, у зрителя точно не будет. Здесь можно трогать, нюхать, смотреть, видеть, слушать, наблюдать, прикасаться – в конкретном порядке или в произвольном. Возможностей настолько много, что 55 минут, которые заложены на «Потлач», может быть недостаточно для полного опыта – впрочем, не запрещено вернуться на новый показ, чтобы уже с пониманием атмосферы прожить заново те части, которые вы не успели захватить и попробовать.

Однако не исключено, что всех ответов на свои вопросы вы ни в процессе, ни после него, не получите. Особенно в мокьюментальной части, но её автор «Потлача» надеется продолжить в новых своих работах. Впрочем, это компенсируется обилием опыта другого рода, Спивакова – уникальный мастер чувственного театра, и одного только звучания её голоса и её музыки (тексты и музыка здесь – авторские) достаточно и для ощущения причастности, и для принятия факта: театр – это великое многообразие форм.

Для кого это?

Для всех, кто готов прикоснуться. Для тех, кто был на первой и второй «Утопии» в «Доме на Барибаева 36» и хотел бы вернуться. «Потлач тишины» не стал прямым продолжением предыдущего проекта, но обладает тем же авторским почерком и наследует от него множество вещей, в том числе способы взаимодействия со вселенной перфоманса.

У алматинской публики есть запрос на альтернативные виды театрального продукта, на неклассический, нетрадиционный театр, но этот запрос всё ещё не сформулирован внятно.

Хотя существует целый пул разнообразных проектов, происходящих вне сцены, вне драматургии, где не задействованы актёры, а границы между специально выстроенными декорациями и готовыми пространствами стерты.

Такие работы регулярно создаёт на разных городских площадках «Трансформа», пока находящаяся в поиске постоянного места для себя; они встречаются в репертуаре «ARTиШОКа»; вот уже третий такой проект создали Дарья Спивакова и «Дом»; случаются частные продюсерские проекты; на территорию альтернативных форм постепенно заходят и государственные театры.

И опыт показывает, что пока лучший (не всегда самый эффективный, правда) способ продвижения такого театра – «сарафанное радио». Поэтому если вы уже ощутили такой опыт, если были на «Утопии», или на «Потлаче тишины», или на «Куда дальше», или на «Встань в угол», разделите его с теми, кто близок по духу вам.
«Соблюдайте пустоту» – гласит одна из надписей в локации «Потлача тишины». Добавлю: соблюдайте её вместе с кем-нибудь ещё. Вместе – это важно.

Лента новостей

все новости