С 1 июля курьеров и таксистов начнут облагать налогами: зачем и что им это даст

cover Фото Orda.kz

Совсем скоро в Казахстане будет запущен проект, по которому таксисты и курьеры, предоставляющие услуги через онлайн-платформы такси и доставки, будут облагаться налогом

В Казнете обсуждается новость о том, что с 1 июля этого года в Комитете государственных доходов (КГД) совместно с интернет-платформами запустят пилотный проект, в рамках которого наёмные работники малого бизнеса, в том числе таксисты и курьеры, предоставляющие услуги через онлайн-платформы, будут облагаться налогом.

Также в Казахстане готовятся ввести 4%-ный единый налог для наёмных работников малого бизнеса. Этот обязательный платеж коснётся таксистов и курьеров, предоставляющих услуги через онлайн-платформы.

«При оказании услуг такси или курьерской доставки обязательна уплата налогов и социальных платежей путём регистрации ИП либо оформления в качестве работника. Эти требования не новы, но не всеми выполняются в силу разных причин, одной из которых мы видим неготовность к исполнению административных процедур, связанных с исполнением обязательств», – говорят в КГД.

Многие работники этой категории в замешательстве. Некоторые считают, что это нововведение только усложнит их работу, а также скажется на ценах за услуги. Чего опасаются водители и курьеры приложений и чего им стоит ожидать на самом деле? Корреспондент Orda.kz взял комментарии у одного из работников этой сферы, а также у представителя ведомства, которое и запускает грядущий проект.

Это провал Минфина?

Куралбай – обычный водитель в "Яндекс.Такси", а значит, нововведения коснутся и его непосредственно. Однако сам он считает, что проект не оправдает задумки министерства финансов, а только усложнит работу ему и его коллегам.

"Введение 4%-ного налога отразится на поездках и для пассажиров. Соответственно вырастут цены. Думаю, что этот пилотный проект не оправдает задумки министерства финансов. У нас, таксистов, и без этого собирают по 22% за каждый заказ".

"Нам невыгодно, чтобы ещё дополнительно проценты удерживали. Ведь нет никаких гарантий, что мы вообще до пенсионного возраста дотянем с нашим уровнем жизни. Через медицинскую страховку невозможно в больнице провериться. Это очередной провал министерства финансов".

Ответ Минтруда

Фото пресс-служба Минтруда

Тем временем корреспондент Orda.kz обратился за комментарием к Жадыгеру Тащегулову, руководителю управления трудовых отношений и социального партнерства при Министерстве труда и социальной защиты населения РК.

Специалист рассказал, что всему предшествует то, что в Казахстане платформенная занятость – это совсем новый и только недавно формализованный вид занятости. То есть можно сказать, что деятельность таксистов и курьеров долгое время считалась как бы нелегализованной:

"С 1 июля для законодательного регулирования мы принимаем поправки. Будет определённый понятийный аппарат, который будет определять сторону оператора интернет-платформы, второй стороной будет заказчик, а третьей – исполнитель. Также прописываются порядок взаимоотношений сторон, их права и обязательства. В вопросах налогообложения работа будет оглашена на втором этапе, то есть это будут поправки в Налоговый кодекс. Но поскольку уполномоченные органы – министерство нацэкономики и министерство финансов, мы с ними эту работу сейчас и ведём. Будет внедряться специальный налоговый режим. Для этой категории он будет подразумевать фиксированный размер, единый, который приблизительно будет 4% по по каждому из социальных платежей и индивидуальных подоходных налогов".

Как рассказали в ведомстве, эта работа ведётся давно, и предполагается, что официально в силу это нововведение вступит не раньше следующего года. Причём в рамках нового Налогового кодекса. Со слов Жадыгера Тащегулова, сейчас в министерстве нацэкономики разрабатывается новый Налоговый кодекс, в котором и планируется принять эти поправки.

"Помимо налогового режима, также будут поправки в части того, что операторы интернет-платформ, то есть сами компании, будут признаны налоговыми агентами. То есть они за тех граждан, которые у них зарегистрированы, допустим, водителей такси, будут обязаны уплачивать социальные платежи, включая индивидуальный подоходный налог, соцотчисления, пенсионные и медицинское страхование. Но это всё будет производиться из доходов самих водителей. С их дохода компании будут, допустим, 4% изымать и, соответственно, уплачивать уже в соответствующие инстанции", – отметил Жадыгер Тащегулов.

Не пострадает ли тогда зарплата курьеров и таксистов?

Изображение от Freepik

На этот вопрос руководитель управления трудовых отношений ответил тем, что таксопарки и без того удерживают с тех же таксистов около 6–8% за свои услуги. Однако при поправках в закон "Об автомобильном транспорте" водителям не придётся работать через таксопарки, а тот самый процент будет уходить на их соцотчисления.

"Сегодня водители такси по закону «Об автомобильном транспорте», прежде чем зарегистрироваться на платформе, должны заключать договор с таксопарком, который является перевозчиком. В свою очередь, эти таксопарки из дохода водителей тоже взимают свой процент за свои услуги. Там это около 6–8%. Мы параллельно с Налоговым кодексом внесли в закон «Об автомобильном транспорте» поправки, которые вступают в силу с 2025 года. Там указано, что перевозчиками такси, помимо ИП и юрлиц, которыми являются сейчас таксопарки, также будут признаваться физические лица. То есть водители такси, физлица, смогут напрямую заключать договор с Яндексом, регистрироваться на платформе без таксопарка. То есть, допустим, грубо говоря, даже те 6–8%, которые они раньше платили таксопарку, с 2025 года они уже не будут вносить", – сказал Тащегулов.

Соответственно, этот же процент будет уходить в счёт самих водителей, то есть на медстрахование, пенсионные и прочее. Не будет такого, что таксисты или курьеры будут просто терять свой доход впустую. Ведь они без того сейчас платят таксопаркам, при этом зная, что эти предприятия не всегда выполняют свои обязательства.

"Например, никаких технических и медицинских осмотров таксопарки не проводят, хотя это всё они должны делать. Они же перевозчики, это их обязательства по закону. Но все прекрасно знают, что этого не делается, даже опросы проводятся. Я сам каждый день езжу на такси и спрашиваю у водителей насчёт этого. Они все говорят, что это просто для галочки, что они обычно просто заключают электронный договор, что вообще перевозчиков не видели, не слышали про них и так далее. Ну так чем те же 6% будут уходить непонятно куда, какой-то компании в карман, лучше эти деньги будут уходить на их счёт", – продолжил собеседник.

Но тем не менее поправка в части признания водителей-физлиц перевозчиками вступит в силу только в 2025 году. Однако Жадыгер Тащегулов не отрицает, что это может произойти раньше. Так, например, если поправки в Налоговый кодекс будут приняты в скором времени, то и другие поправки примут раньше. Тем не менее, по словам Тащегулова, в министерстве нацэкономики говорят, что скорее всего это случится ближе к 2025 году:

"Здесь идёт больше упрощение. Нужно правильно понимать: мы, наоборот, чуть-чуть разгружаем это всё, хотим легализовать эту категорию занятых, которая сейчас находится в тени, потому что их доход как бы не легализован. Сейчас непонятно, к какой категории занятых они относятся. Никаких отчислений за них не производится. Ни таксопарки, ни компании этого не делают. И, соответственно, эти люди выпадают из общей системы. То есть завтра, если возникнет какой-то страховой или социальный риск, допустим, таксист получит травму, станет недееспособным, инвалидом, то он не сможет получать от государства никаких гарантий, выплат или пособий. Мы же все работаем, за нас проценты отчисляются. Завтра, не дай Бог, с нами что-то случится – мы будем получать выплаты от государства. Те же самые больничные и так далее. А таксисты и курьеры в этой системе не находятся. И для того чтобы их в эту систему включить, мы и принимаем такие меры".

Что же случится 1 июля?

Изображение от wirestock на Freepik

Как рассказал руководитель управления трудовых отношений и социального партнёрства, с 1 июля вводятся вышеуказанные понятия в Социальный кодекс. Однако сами поправки, в том числе и налогообложение, признание операторов налоговыми агентами и удержание 4%, будут только после того, как будут приняты поправки в Налоговый кодекс.

"Пока мы только формализовали на законодательном уровне, определили, что есть такой вид занятости – платформенная занятость. И сторонами являются оператор, заказчик и исполнитель. Их взаимоотношения регулируются гражданским и трудовым законодательством. Именно такие поправки мы и внедрим. А уже дальше необходимо внедряться в сам Налоговый кодекс. После этого полноценно курьеры и таксисты будут вовлечены в систему социального обеспечения", – отметил Тащегулов.

Пилотный проект

Изображение от shangarey на Freepik

"Ещё в январе был принят приказ министерства финансов о применении нового порядка налогового администрирования. Работа идет в рамках этого пилотного проекта. Проект добровольный, то есть те компании, которые изъявили желание в нём участвовать, могут это сделать. На сегодня первыми изъявил желание "Яндекс". С ними сейчас заключено соглашение об участии. В настоящее время ведётся работа по технической интеграции систем. То есть информационная система "Яндекса" интегрируется с информационными системами государственных органов Республики Казахстан, чтобы это всё было систематизировано. Цель этого пилотного проекта – апробировать механизмы, которые мы хотим внедрить в Налоговый кодекс в 2025 году. То есть то, о чём я ранее и говорил. Чтобы завтра этот порядок работал бесперебойно, этот пилотный проект и внедряется. В рамках него обязательства налоговых агентов как раз-таки закрепляются за операторами. Пилотный проект полноценно вступит после завершения технической интеграции. Яндекс пригласит своих водителей участвовать в нём и, соответственно, за них он уже будет перечислять социальные платежи и индивидуальный подоходный налог", – объяснил собеседник.

Однако Жадыгер Тащегулов отметил, что водители и курьеры могут участвовать в проекте только на добровольной основе.

"Во-первых, это добровольно. Во-вторых, здесь будут применяться действующие налоговые ставки. То есть не те 4% процента, о которых мы говорили, а по действующим налоговым ставкам. Потому что пилотировать можно только по действующему законодательству, в нём нельзя менять эти процентные налоговые ставки в рамках пилота. Сейчас нам нужно пропилотировать этот процесс, этот механизм, чтобы знать, как он будет завтра работать. Сейчас будут какие-то вопросы, чтобы мы могли их доработать сразу, чтобы завтра они не возникали", – сказал Тащегулов.

Сейчас в Минфине ведут переговоры с другими курьерскими компаниями. Если они примут решение участвовать в пилоте, их тоже включат в тестовую систему.

Преимущества

Изображение от Freepik

Как рассказал глава управления трудовых отношений и социального партнёрства, после принятия всех поправок и изменений в Налоговый кодекс у курьеров и таксистов будут все гарантии от государства. То есть работники этих категорий получат право получать медицинские услуги и свои пенсионные выплаты. Банально, если работник заболеет, то он сможет получить больничный отпуск.

"Их деятельность будет формализована, можно сказать, легализована. Сейчас поступает много жалоб. Допустим, когда в такси за рулём может сидеть один человек, а когда расплачиваются с водителем в банковском приложении – выходят данные другого человека. А, допустим, завтра ДТП случится, кто тогда будет нести ответственность, кто будет виноват? Много жалоб на то, что на трассах случаются ДТП или что нелегальные водители перевозят людей из города в город. Эти моменты здесь тоже учитываются", – продолжил Тащегулов.

Также Жадыгер Тащегулов рассказал Orda.kz о том, что в дальнейшем будет проведена совместная работа заинтересованных государственных органов по интеграции информационных систем. Таким образом, если водитель такси захочет зарегистрироваться на платформе "Яндекс", например, то все базовые данные о нём будут известны. Соответственно, компания сможет видеть, есть ли у его водителя права, проходил ли он медицинское обследование, техосмотр и так далее. То есть в таком случае деятельность таксистов и курьеров будет вестись легально, официально и в соответствии с законодательством. Если у водителя будет что-то из этого отсутствовать или, допустим, будут просроченные права, то компания не допустит его работать у себя.

Лента новостей

все новости