«RRR: рядом ревёт революция»: Болливуд покоряет мир

На днях Американская киноакадемия объявила номинантов на премию «Оскар», и среди претендентов на награду за лучшую песню ожидаемо оказалась Naatu Naatu – композиция из фильма-сенсации, индийского блокбастера «RRR: рядом ревёт революция». Сам же этот экшн-мюзикл собрал массу восторженных отзывов как от критиков, так и от зрителей по всему миру, ему поют дифирамбы Стивен Спилберг и Джеймс Кэмерон.
После эпохальной победы в начале января на «Золотом глобусе» в той же песенной категории номинация на «Оскар» не особо удивительна. «RRR: рядом ревет революция» (в оригинале – RRR: Rise, Roar, Revolt) получает престижные награды, о нём взахлеб пишут топовые издания, а национальный совет критиков США включил его в список лучших фильмов прошлого года. При бюджете в 70 миллионов долларов лента собрала в мировом кинопрокате 155 миллионов, а недавно она стала доступна на стриминговых платформах.

И тут очевидной становится неудачность решения Индии выдвинуть на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» не RRR, а другую картину – автобиографическую драму режиссёра Пана Налина «Однажды в кино», не вызвавшую таких же восторгов и не сумевшую прорваться в номинанты. Конечно, и одна номинация для страны на премию такого уровня – это почётно, но две (как на том же «Золотом глобусе») было бы много лучше.
К индийскому блокбастеру многие поначалу отнеслись скептически, ожидая привычной для Болливуда мыльной оперы, замешанной на танцах с песнями. Да, здесь вроде бы есть всё то, что мы привыкли видеть в индийском кино ещё со времен «Зиты и Гиты» и «Танцора диско» – и надрывно-драматичный сюжет, и песни-пляски, и гипертрофированные драки. Но в RRR всё это снято креативно и с небывалым размахом, плюс замиксовано с тем лучшим, что можно было взять из голливудского и мирового жанрового кино. В итоге этническое замешано с глобальным, индийские кинотрадиции – с традициями супергеройского кино. Летающие в бою главные герои отсылают и ко вселенным Marvel и DC, и к ревизионистки-переосмысленной «Матрице». Одновременно напоминает RRR и классику приключенческих buddy-movies (вроде «Бутча Кэссиди и Сандэнса Кида»), и фильмы голливудского индийца Тарсема Сингха, и спагетти-вестерны.
Режиссёр С.С. Раджамули говорил, что вдохновлялся «Бесславными ублюдками» Квентина Тарантино, также создавая альтернативную историю, поскольку оба главных героя, о которых идёт речь в RRR, – это реально существовавшие индийские революционеры, Аллури Ситарама Раджу и Комарам Бхим, восставшие в начале XX века против британских колонизаторов. Однако в реальности они никогда не встречались, и Раджамули позволил себе пофантазировать на тему: а что, если бы два национальных героя встретились и подружились? Если бы боролись не по отдельности, а плечом к плечу? При этом тотальной свободой и бескомпромиссностью своего антиколониального, антирасистского посыла, смелостью и креативом в постановке боевых сцен RRR напоминает «Джанго освобождённого» того же Тарантино.
Что, пожалуй, самое любопытное в этом фильме – то, как много разных смыслов и слоёв скрывается под классической, на первый взгляд, болливудской историей разлучённых родителей и детей, братьев и сестёр. Сюжет, сфокусированный на двух героях, один из которых идёт искать похищенную британцами сестру, а второй – служит в элитном подразделении колониальных войск, поначалу выглядит вполне расхожим, но в течение фильма вырастает в почти шекспировскую трагедию.
В какой-то момент понимаешь, что песни, танцы и длинные пролёты в слоу-мо в своей оригинальной, этнически-аутентичной манере преподносят нам сильнейшую историческую боль индийского народа. За почти карикатурной утрированностью изображения колонизаторов и гипертрофированной жестокостью боёв и драк видишь нежелание больше ходить вокруг да около наболевшей темы и порыв раз и навсегда – пусть и в хардкорно-гиперболизированной художественной реальности фильма – разделать мучителей под орех, как они того и заслуживают – так же, как это сделано в «Джанго освобождённом».

Помимо сильнейшего антиколониального месседжа, здесь есть и тема единства индийского народа – появляется линия взаимной поддержки индуистов и мусульман, уважения к дикой природе страны как источнику силы народа.
Одна из самых эффектных сцен в фильме – когда вместе с восставшими в бой вступают и дикие животные – впечатляет своей, пусть и незамысловатой, но эффектной метафоричностью: сама природа, исконная земля Индии противится бесчеловечности и жестокости колонизации.
Драматический же эффект картины строится, в первую очередь, на теме братства, единения, семьи, на желании друзей, родных, единомышленников быть вместе, несмотря на многочисленные, порой кажущиеся непреодолимыми, препятствия.
В этом визуально-роскошном, в прямом смысле слова захватывающем дух блокбастере, виден каждый доллар из заявленного бюджета. Впечатляющие масштабные батальные и экшн-сцены, очень качественно выглядящая и уместно используемая графика. Сцены танцев и песен также преподнесены с мега-размахом и снабжены небанальной хореографией.
Ключевая песенно-танцевальная эпик-сцена, исполняемая под звучание той самой Naatu Naatu – по сути, представляет собой антиколониальный данс-баттл – индийцы против британцев. А теперь стало символичным то, что снята она ещё до войны в Киеве – на фоне Мариинского дворца с большим количеством актёров массовки из Украины.
Несмотря на хронометраж в три часа, RRR не даёт заскучать ни на минуту. Экшн вовремя чередуется с лирично-драматичными сценами, танцы и песни – с напряжённо-трагичными эпизодами.
Неплохи и актёрские работы (в главных ролях снялись суперзвёзды Болливуда Рам Чаран и Н.Т. Рама), возможно, не отличающиеся особой глубиной и больше нацеленные на внешнюю эффектность, но, учитывая формат и жанровую специфику, это именно то, что здесь и требовалось.
«RRR: рядом ревёт революция» стал одним из тех фильмов, которые будят интерес Голливуда и в целом мирового зрителя к национальным кинематографам. Также он показал, что по-настоящему качественное и смело сделанное, живое и зрелищное (а не картонное и стерильное, как в Казахстане) историческое кино любой страны пользуется широким спросом и популярностью. Это как раз тот случай, когда надо внимательно присмотреться и перенять опыт и нашим создателям исторических блокбастеров. Особенно тем, кто претендует на международное признание и награды.
Лента новостей
- Без электроэнергии остался город в Павлодарской области
- Международная авиакомпания приостановила рейсы между Астаной и Абу-Даби
- Ураган в Павлодарской области: пассажирку такси убило веткой
- МИД призвал казахстанцев в Иране и Израиле соблюдать меры безопасности
- 1 июня может стать официальным праздником — Минтруда поддержало идею
- В Казахстане действовали ещё две преступные группы, продававшие человеческие органы
- Беспилотник неизвестного происхождения упал в Мангистау
- Экибастуз остался без света из-за аварии на линии электропередачи
- Утечка века: в Сеть выложили доступ ко всему, от Telegram до Apple ID
- «Экстремист» по госбазе: почему блокируют Qaznews24 и как живёт Темирлан Енсебек после приговора
- Алматы накрыл блэкаут на жаре
- Казахстанцы стали чаще покупать дешёвые авто в кредит
- Бывшую судью Светлану Жолманову приговорили к десяти годам тюрьмы
- Один и два тенге больше не чеканят, но можно ли ими ещё расплачиваться?
- Суд без шансов на УДО: сын депутата Турлыханова отозвал прошение, защита заявила о «сливе» данных
- Стало известно, сколько денег принесла изъятая у Боранбаева компания
- Как отбывает наказание Владислав Челах, осуждённый за кровавую бойню на Арканкергене
- Сенат одобрил амнистию: свободу получат более 15 тысяч казахстанцев
- Казахстан бесплатно вернул контроль над месторождением урана, которое делит с Россией
- Павлодарца, намеренно сбившего бывшую жену, приговорили к восьми годам колонии