Роботы и лаборатории: как развить инженерное мышление у детей

cover Мадина Мурсатова

Технические специальности за последнее десятилетие приковали к себе больше внимания, чем любые другие. Дети любят собирать конструкторы, складывать оригами, а также настольные игры. Всё это не только развивает мелкую моторику, но и прививает ребёнку инженерное мышление. Как современные технологии помогают юношам и девушкам найти себя, рассказывает Orda.kz.

Мадина Мурсатова, десятиклассница из Аксу, увлеклась робототехникой сразу, как только этот предмет появился в списке факультативов. На занятиях ученики собирали роботов из конструкторов, просчитывали формулы и занимались автоматизацией – каждый урок увлекал Мадину всё больше. Лучший ученик года среди школ города и поселков, президент школы, отличница, претендент на нагрудный знак «Алтын белгі», победитель и призер олимпиад разных уровней; она всерьёз интересуется точными науками, разбивая гендерные стереотипы, якобы инженерные науки – не для девочек. Мадине по душе физика и математика. Она отлично собирает кубик Рубика в нескольких вариациях, а также превосходно играет в тогыз-кумалак и шахматы. 

«Я люблю заниматься конкретным делом, где нужно думать и мыслить логически. Робототехника в этом плане мне дает безграничные возможности для реализации самых смелых идей. Свое будущее я буду связывать с технической специальностью», – делится планами десятиклассница.

А вот Нуржан Болат, ученик 9-го класса Аксуской школы №1, больше интересуется 3D-принтерами, а также Arduino. Последнее – конструктор, применяемый для проектирования электронных устройств, где нет ограниченного набора деталей и, следовательно, каких-либо лимитов – собрать можно всё что угодно. Всё свободное время Нуржан проводит в классе робототехники, где каждый раз открывает для себя что-то новое. 

То, что класс робототехники стал сердцем школы, подтверждает и учитель информатики Гульдана Кульмагамбетова: 

«Занятия проводятся для всех желающих, начиная с 5-го класса и заканчивая 11-м. Учащиеся приобретают на таких уроках знания, умения и навыки именно в технической области. Также технологическое мышление развивает интерес к профессии и является важным фактором в будущем профессиональном самоопределении школьников».

Такие возможности для молодёжи в Аксу, Бестобе и Жолымбете открыла золотодобывающая компания «Алтыналмас». Она оснастила кабинеты робототехники всем необходимым для качественного обучения и развития детей. Многие школьники, выбирая технические специальности, в перспективе пополняют кадровый резерв, поэтому вклад в их развитие нужно делать со школьной скамьи, считают в горнорудной компании. 

Многие учащиеся с развитым инженерным мышлением в будущем выбирают соответствующие профессии: собственно инженера, конструктора, архитектора, строителя и другие. Это позволяет им пользоваться спросом на рынке труда. Для точной профориентации производственники проводят встречи со школьниками, рассказывая об особенностях профессий горного дела.

Также предприятие с 2019 года сотрудничает со Степногорским горнотехническим колледжем. Именно туда поступает множество детей, выбравших технические профессии, и именно там в 2022 году компания совместно с руководством колледжа запустила научно-техническую лабораторию Аltynalmas Metlab. Это единственная в Казахстане лаборатория в учебном заведении, оснащённая уникальным металлургическим оборудованием. В ней представлен производственный цикл по процессам пробоподготовки как на реальном производстве золотоизвлекательной фабрики с дроблением и измельчением золотосодержащей руды. 

Студент колледжа Азамат Зайтонов от лаборатории в восторге. Он отмечает: теперь можно оказаться в реальных производственных условиях, будучи в стенах колледжа! Учиться стало интереснее:

«Какие бы интересные лекции не читались, в голове остаются те знания, которые мы добыли собственными руками во время выполнения лабораторных работ и прохождения производственной практики. Это поможет нам быстрее адаптироваться на производстве и применить полученные знания для профессионального развития. А значит мы будем более конкурентоспособны среди остальных выпускников». 

Теперь студенты проводят экспериментальные научные исследования. К их услугам делитель Джонса, мельница, концентратор, дробилка, флотационная машина и другое уникальное оборудование горной промышленности и металлургии, извлекающее из руды золотосодержащие вещества.

Директор ГККП «Горнотехнический колледж» Елена Тарасова подчеркивает: 

«Совместная реализация проекта Altynalmas MetLab нацелена на подготовку специалистов-обогатителей на реальном лабораторном производственном оборудовании. Кроме того, инженерно-педагогические работники колледжа получили возможность проходить стажировку на инновационном импортном оборудовании в стенах колледжа.

Программа практики предусматривает не только закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время обучения, но и даёт возможность оценить деловые и профессиональные качества студентов-практикантов. За три года нашего сотрудничества реализовано порядка 200 договоров об организации практики с последующим трудоустройством порядка 80% выпускников-обогатителей».

Дети, открывая для себя новые возможности, уже стремятся к большему, отмечают учителя и педагоги. Со своей стороны крупные компании заинтересованы в подготовке высококвалифицированных работников, поэтому внедряют инновации в систему образовательных учреждений.

Лента новостей

все новости