РФ своих не выдаёт: депутаты прокомментировали вопрос экстрадиции Балушкина

cover Фото: Facebook/ "Бипек Авто"

Почему Генпрокуратура Российской Федерации отказалась передать казахстанским властям автомобильного магната Анатолия Балушкина, которого на родине обвиняют в мошенничестве.

Сегодня корреспондент Orda.kz Махамбет Абжан задал этот и другие вопросы депутатам мажилиса.

Почему Казахстану не помог договор с РФ об экстрадиции? Можно ли считать это нарушением принципов сотрудничества в ЕАЭС? Собираются ли депутаты добиваться привлечения к ответственности лиц, которые лоббировали государственное субсидирование «Азия Авто»?

     - По условиям международных договоров о выдаче, граждан своего государства не выдают. Это обоюдные условия. Мы тоже вправе не выдавать казахстанцев по запросу других государств. По второму вопросу могу сказать, что это министерства ответственны за реализацию госпрограмм, каждый в своём направлении, и в целом правительство. Выделить кого-то отдельно едва ли возможно. За пятилетки по программам ГПИИР, ГПФИР помощь получали большинство производителей. Если у вас, как у журналиста, есть какие-либо сведения, то дайте знать, о ком идёт речь, - ответила депутат Снежанна Имашева.

      - Последняя информация, которой я владею: наша Генпрокуратура связывалась со Следственным комитетом России. И было сообщение, что его не нашли, а если найдут, то сообщат. На сегодня у нас есть разные соглашения, ратификации с Российской Федерацией - по обмену пленными, по обмену опытом, по ведению дел. Я думаю, что Россия не окажет никаких преград, - прокомментировал событие депутат мажилиса Геннадий Шиповских.

Кто такой Анатолий Балушкин

Родился в Усть-Каменогорске в 1970 году. Бизнес начал после развала Союза с продажи кухонных комбайнов. Вскоре вышел на следующий уровень – начал пригонять автомобили из России. Он - контролирующий акционер АО «Азия Авто» и АО «БИПЭК Авто Казахстан». В структуру «БИПЭК Авто Казахстан» входят 75% АО «Азия Авто Казахстан», однако блокирующим пакетом в 25% плюс одна акция владеет «АвтоВАЗ», Россия. Состояние Балушкина, по оценкам экспертов, составляет более 150 млн долларов.

К 2017 году Балушкин должен был по договору с правительством превратить завод предприятие с полным циклом производства. Но не помогли ни льготы, ни преференции. И уже в конце 2019 года Министерство индустрии и инфраструктурного развития предъявило претензии, что руководство завода не создало требуемые в рамках соглашения цеха сварки и окраски кузовов. Уже в конце января 2021 года было принято решение о взыскании с компании в пользу государства убытков в виде полученных за время существования компании льгот в размере 173,9 млрд. тенге. МИИР поддержал Специализированный межрайонный экономический суд Нур-Султана, и потребовал взыскать в доход республиканского бюджета убытки.

Известно, что у Балушкина кроме автопроизводства было множество других компаний, который занимались туризмом, продажами, медиа, причём не только на территории РК.

В Казахстане Балушкина объявили в розыск по обвинению в мошенничестве ещё летом этого года. Его ищет Межведомственная следственно-оперативная группа, КНБ, МВД и Агентство по финансовому мониторингу.

Скриншот с сайта на сайте комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК

Аналогичное требование о задержании бизнесмена пришло и в российское МВД, однако Генпрокуратура РФ ответила отказом в задержании Балушкина. Дело в том, что выяснилось, он - гражданин Российской Федерации, поэтому его и не станут выдавать Казахстану, пишет российский портал.  

Местный житель, с которым удалось поговорить, рассказал Orda.kz, что по инициативе Балушкина на территории «Бипэк Авто» работал детский сад. С родителей брали символическую плату - один тенге. Были учителя, репетиторы, а двухэтажный автобус бесплатно развозил детей. Зарплаты на предприятии были выше средних по ВКО. Говорят, Балушкин не скупился.

aziaavto.kz

Также несколько последних лет он проводил военные парады. Лично покупал реквизиты или через компанию не ясно, но на праздниках были мотоциклы, артиллерия и прочая военная атрибутика. Сотрудники компании переодевались в гимнастёрки, надевали пилотки и на машинах проезжали по городу, заканчивали путь около памятника победы.

Балушкин также владел курортным-отелем "Нуртау" и санаторием «Рахмановские ключи». Это место было доступно не каждому - цены там, говорит собеседник, были элитные. Однако богатеи из России и Казахстана очень любили там отдыхать и поправлять своё здоровье. До закрытия туристические объекты круглый год принимали тысячи таких отдыхающих. Работали на курортах сотни человек.

Закрытие стало следствием противостояния группы компаний и министерства индустрии и инфраструктурного развития.

     - С администрацией города или области у него тесных связей не было, конкретно им не подчинялся. Но были связи «на самом верху», потому что он - как князь в феодальном государстве – деньги есть, что хочу, то ворочу, - отметил собеседник.

В итоге тысячи восточно-казахстанцев потеряли постоянное место работы. В ВКО даже был создан оперативный штаб, который занимался тем, что подыскивал для высвобождающихся специалистов машиностроительной отрасли рабочие места. Затем стало известно, что хозяева некоторых автосборочных заводов страны готовы трудоустроить часть работников "Азия Авто", например, на завод по производству легковых автомобилей Hyundai.  

Еще у Балушкина был личный вертолёт. И вполне возможно, что на нём он и улетел в Россию. Получается, вовремя поменять гражданство, быстренько сбежать из страны так, чтобы никто из пограничников не заметил и можно освободиться от ответственности. А компания, в своё время обласканная правительством, которая фактически сидела на бюджетной игле и имела в партнёрах российский АвтоВАЗ, дошла до столь печальной ситуации. 

К слову, в конце сентября глава АО "Азия Авто Казахстан" Антон Ненахов покончил жизнь самоубийством.

Мы отправили официальный запрос в генеральную прокуратуру РФ с просьбой прокомментировать отказ экстрадировать Балушкина на родину.

Лента новостей

все новости