Жюри конкурса полнометражных дебютных картин в рамках МКФ «Бастау» в этом году возглавил самый обсуждаемый в русскоязычном пространстве режиссёр Юрий Быков. Автор нашумевших картин «Майор», «Дурак», «Завод», сериала «Метод» нашёл полтора часа для того, чтобы побеседовать со студентами двух профильных вузов Алматы, занимающихся подготовкой кинематографистов. Модератором встречи выступил кинокритик «Орды» Карим Кадырбаев.

О премьере первой картины

Я очень хорошо помню реакцию зрителей после показа «Начальника» на моём первом фестивале. Несколько минут гробовой тишины – и в тот момент мне показалось, что это провал. Первая мысль: «Куда я вообще полез? Снимался бы себе дальше». Только потом я понял, что это было наивысшей оценкой зрителя. Аплодисменты могут быть вежливыми, а тишина даёт режиссеру понять, что картина попала в зрителя.

О принципах работы на площадке

У меня нет каких-либо строгих правил или принципов. Есть вещи, которые я просто не делаю. Например, я из тех режиссёров, которые не позволяют себе переписывать сценарий на площадке. То есть, если мы уже вышли в съёмки, то все сцены будут сняты так, как они были изначально задуманы.

О работе с актёрами

Вот подходит ко мне артист и говорит: «А что, если эту реплику я произнесу вот так?» А время шесть утра, я не спал, холод собачий, светваген не приехал. Да пошёл ты на хрен с этой репликой! Ты – артист, сейчас отработаешь смену, получишь свой гонорар и уедешь, а мне ещё две недели в таком режиме. Ненавижу, б..ь, этих артистов!

О работе с продюсерами

Или подходит ко мне продюсер и такой: «Юр, а что если в этой сцене будет не шесть стульев, а четыре? Так мы сможем сэкономить». И я такой: «Что? Да я не хочу сейчас думать про стулья! Я, может быть, хочу думать о том, как этому артисту произнести эту проклятую реплику».

Очень хочется быть режиссёром, который пришёл на площадку и говорит: «Вот я вижу, что здесь самолёт садится на гору и превращается в верблюда. Классно я придумал?»

И пусть они там сами уже разбираются, какой самолёт, откуда в горах взлётная полоса, почему в верблюда.

Об отношениях с актёром Денисом Шведовым

Любимый многими вопрос. У меня нет никаких отношений со Шведовым. В конце концов, он женатый человек, у него двое детей. Более того, многие ошибочно предполагают, что он снимался во всех моих фильмах, хотя, например, в фильмах «Дурак» или «Хозяин» его нет.

Режиссёр Юрий Быков: «Суть творчества, чтобы и позицию высказать, и под каток не попасть»

О запретных темах в кино

Цензура в разные времена заставляла авторов искать креативные решения для того, чтобы и собственную позицию высказать, и не попасть под каток. В этом, собственно, и заключается суть творчества. В то же время высказываться на определённые, якобы запретные, темы, могут себе позволить режиссёры и продюсеры, которые в целом солидарны с властью, но по некоторым вопросам имеют свою точку зрения. То есть едва ли кто-то может запретить высказаться Фёдору Бондарчуку или Константину Эрнсту.

О хэппи-эндах

Я всегда знаю, чем закончится история, которую я пишу. И в снятых мною фильмах счастливого финала не может быть просто потому, что его там не может быть. Я не вижу благополучного исхода у событий, происходящих в фильме. Наверное, поэтому может показаться, что в моих картинах нет никакой надежды.

Поделиться: