«Решение уйти»: триллер о любви или мелодрама об убийстве?

cover

В прокат вышел фильм корейского мастера Пак Чхан Ука «Решение уйти». Премьера его новой картины состоялась на Каннском кинофестивале, откуда Пак Чхан Ук увёз приз за лучшую режиссуру. Награда заслуженна, но, как ни странно, это не играет фильму на руку.

У режиссёра легендарного «Олдбоя» нынче вышло что-то между корейской дорамой и откровенно хичкоковским триллером, в котором специфичные восточноазиатские отношения отлично уживаются с предельно западными детективными элементами. Что, наверное, может удивить тех, для кого Пак остался лишь режиссёром «Олдбоя», хотя талантливейший кореец с того времени снял полдесятка картин. Среди них вампирская драма, игнорирующая жанровые условности («Жажда»), историческая 3D-эротика («Служанка») и даже мини-сериал об израильской спецслужбе для BBC («Маленькая барабанщица»).

Пожалуй, логичнее всего сравнить «Решение уйти» с первой вылазкой режиссёра «на англо-саксонскую территорию» – триллером «Порочные игры». Сценарий там тоже был сильно вдохновлён драматургией Альфреда Хичкока, правда, писал его не сам Пак, а американец Уэнтуорт Миллер, известный всем по главной роли в сериале «Побег».

За сценарий для «Решения уйти» сел уже сам режиссёр, и это пошло фильму на пользу. Все фрейдистские мотивы и намёки «Порочных игр» испарились вместе с картонностью персонажей. На смену пришли уставшие от жизни полицейские, их жёны, а также корейские бабушки и их сиделки.

Съёмки в Корее лишили фильм звёздного, по мировым меркам, актёрского состава, но специфичное кино Пака гораздо естественнее смотрится именно с корейскими исполнителями. Тем более для поклонников азиатского кино состав в «Решении уйти» тоже знаковый. Главную женскую роль исполнила китайская актриса Тэн Вэй, получившая признание после «Вожделения» Энга Ли, а главную мужскую – Пак Хэ Иль, что выглядит недвусмысленной отсылкой к триллеру «Воспоминания об убийстве» Пон Джун Хо, где он играл одного из подозреваемых.

В руки Хэджуна – так зовут главного героя – попадает непростое дело: опытный альпинист сорвался со скалы при загадочных обстоятельствах, вдова не шибко скорбит об утрате, ведь выясняется, что муж её систематически избивал и запугивал. Борясь с бессоницей, вызванной, вероятно, невыносимым педантизмом жены, Хэджун начинает ночную слежку за вдовой. И, сам того не понимая, попадает в ловушку.

Неклассическая femme fatale Сорэ только на первый взляд простоватая жертва. На деле её хрупкие плечи всегда держат твёрдую осанку. Искренняя, но таинственная, слабая и грешная Сорэ до самого финала остаётся загадкой как для зрителя, так и для главного героя. Загадкой остаются и её чувства, благо «любовные шахматы» прописаны ничуть не менее интересно, чем детективная линия.

Из всего этого калейдоскопа вины и запретной любви выпадает только жена главного героя, перед которой никто стыда не испытывает. Несчастные влюблённые преследуют друг друга и, в лучших традициях «Любовного настроения» Вонга Кар Вая, пытаются понять, игра всё это или есть надежда на взаимность? Из шедевра Кар Вая будто бы перекочевала и бросающаяся в глаза целомудренность отношений главных героев, во взглядах, вздохах и прикосновениях.

Сравнение с «Любовным настроением» неслучайно, потому что мелодраматичности в фильме не меньше, чем детектива. Режиссёру всё же интереснее человеческие чувства и переживания, чем развязка и «убийца-дворецкий», но на сюжетные перипетии и детали он не скупится.

Последняя треть фильма и концовка отметают все возможные претензии в «ходульности» сюжета или примитивности общей структуры. Сумасшедшее внимание ко всему – от визуальных деталей до «чеховских ружей» – наверное, и принесло Паку приз в Каннах. Но оно же и лишило фильм жизни. Технически безупречная картина, способная претендовать на звание учебника киноприёмов, вавилонской башней высится над банальным нуарным фундаментом сюжета. Но ощущается при этом фильм как работа импрессиониста, которую наблюдаешь впритык: пестрит и захватывает, но отказывается собраться во что-то цельное.

Лента новостей

все новости