Реформы МВД: мундир поменяли, а перезагрузку сознания не провели

cover фото bestnews

О провале некоторых реформ МВД РК Orda.kz рассказали адвокаты и ветераны органов внутренних дел.

25 февраля 2022 года указом главы государства Ерлан Тургумбаев был освобождён от должности министра внутренних дел. На его место назначили Марата Ахметжанова, занимавшего прежде пост председателя Агентства по противодействию коррупции. Отставку Тургумбаева народ воспринял как должное, потому что к нему накопилось немало претензий в связи со скандальным расследованием кровавых январских событий.

Назначение Ахметжанова вызвало меньше вопросов, зная его послужной список и репутацию профессионала своего дела. Марат Ахметжанов более 20 лет проработал в органах прокуратуры, прежде чем стать заместителем Генерального прокурора в 2016 году. Затем он год руководил антикоррупционным ведомством. По долгу службы он постоянно надзирал за соблюдением законности в полицейских рядах и часто критиковал МВД за провалы в работе, жалобы населения на хамское или неадекватное поведение отдельных стражей правопорядка и коррупционные преступления. С его приходом можно было бы рассчитывать на проведение полноценной модернизации МВД, результаты которой удовлетворили бы и самих полицейских, и их кураторов, и население.

Пока решается этот актуальный, злободневный вопрос, Orda.kz пообщалась с правозащитниками, адвокатами, специалистами по международному праву и экс-полицейскими, чтобы узнать их точку зрения о реформах МВД. Заодно мы обсудили проблемы самих блюстителей порядка и предложения по улучшению качественной составляющей их работы.  

Хотели как лучше, а получилось…

Начнём с того, что за 30-летнюю историю существования казахстанской полиции сменилось 11 глав МВД. Из них 8 были кадровыми офицерами, 3 – гражданскими лицами. Каждый министр считал своим долгом провести реформу органов внутренних дел, чтобы повысить профессиональный уровень подготовки полицейских, улучшить их социальное обеспечение и искоренить коррупцию в своих рядах. А главное, вернуть то доверие и уважение населения к стражам правопорядка, что царило в советские времена, но затем было утрачено.

Видение того, как укрепить имидж полицейских в глазах общества, у министров разнилось. Неизменным оставалось одно – щедрое финансирование их дорогих проектов за счёт бюджета. Сотни миллиардов тенге были выделены за эти годы на реализацию грандиозных замыслов генералов усовершенствовать форматы работы подчинённых и приблизить их к международным критериям и стандартам.

Впрочем, реформы не всегда проводились по личной инициативе руководства МВД. В последние 12 лет рейтинги полиции упали до нулевой отметки после череды скандальных происшествий и ЧП, поэтому общественность настойчиво требует решительных перемен в её работе.

В первый раз чашу терпения казахстанцев переполнили события в Жанаозене в декабре 2011 года. Тогда рабочие нефтегазовых компаний провели двухдневную забастовку, возмущённые унизительными условиями своего труда и низкой зарплатой. Митинги были жестко подавлены силовиками, что вызвало бурю протестов в нашем обществе. Народ требовал отставки министра внутренних дел Калмуханбета Касымова, давшего приказ стрелять по забастовщикам, и проведения реформ органов внутренних дел.

Триггером к проведению последней модернизации МВД стало резонансное убийство в июле 2019 года знаменитого фигуриста Дениса Тена. 25-летний олимпийский чемпион погиб в центре Алматы в результате нападения автомобильных воров, снявших зеркала заднего вида с его джипа. Обстоятельства гибели Тена вызвали шок и недоумение многих граждан. В Facebook образовалось сообщество «Требуем реформу МВД РК», которое в короткие сроки набрало более 15 тысяч участников.

Первым делом участники инициативной группы потребовали отставки "непотопляемого" министра внутренних дел Калмуханбета Касымова и начальника алматинского департамента полиции Серика Кудебаева. Затем они разработали концепцию «Новая полиция Казахстана», куда включили 112 рекомендаций по реформе МВД. Основные требования касались структурных преобразований полиции, связанные с её подотчетностью, и прозрачной деятельности.

В августе того же года инициативная группа передала документ с предложениями в Правительство РК. А 27 декабря 2018 года Постановлением правительства №897 была утверждена «Дорожная карта по модернизации ОВД на 2019-2021 гг». По подсчётам инициативной группы, в эту госпрограмму вошли только 28 из 112 заявленных рекомендаций.

Мы поинтересовались у эксперта, занимавшегося разработкой концепции «Новая полиция Казахстана», что было сделано по реформе МВД из того, чего добивались общественники.

 «Сделано много и мало. Много, потому что с точки зрения конкретных действий, МВД за это время провело определённую работу по ряду вопросов системного и организационного характера. Например, были расширены штаты и полномочия участковых инспекторов и улучшено их материально-техническое оснащение. Пересмотрена структура и функционал отдельных комитетов, которые были освобождены от несвойственных полиции функций. Также сокращены расходы и увеличены проекты по цифровизации деятельности полиции», – резюмировала национальный эксперт общественного фонда «Центр исследования правовой политики» Назгуль Ергалиева.

С другой стороны, было мало сделано из того, что просила инициативная группа.

«К сожалению, мероприятия МВД не возымели существенного эффекта, с точки зрения улучшения качества работы полиции на практике и повышения уровня удовлетворённости граждан их сервисом. Внутренняя система управления, планирования, отчётности и в целом подходы к работе, как рядовых полицейских, так и их руководителей, пока остаются прежними», – сказала Ергалиева. 

Попытки инициативной группы настоять на том, чтобы руководство МВД провело полноценную реформу полиции с учётом мнения общественности, не увенчались успехом. Видимо, генералы не готовы прислушиваться к советам, предложениям и рекомендациям гражданских лиц. Они привыкли во всём и всегда идти своим путём.

Методом проб и ошибок...

Напомним, что масштабные реформирования МВД начались в 1995 году, когда был образован Государственный Следственный Комитет. Единый следственный орган, независимый от Генпрокуратуры и МВД, просуществовал всего 3 года. Однако он дал старт новым широкомасштабным компаниям по «реструктуризации», «оптимизации», «реорганизации», «модернизации» и «реформированию» органов внутренних дел.

У полицейских стали забирать различные функции и отдавать их другим ведомствам. Например, в 1997 году финполу передали функции борьбы с экономической и коррупционной преступностью, а Минюсту функции судебно-медицинской экспертизы, документирования и регистрации населения. В 2010 году в Минздрав отдали вытрезвители. В 2002 году из ведения МВД в Минюст передали уголовно-исполнительную систему, которую после череды скандалов вернули в 2011 году обратно в состав МВД.

Совсем по другому складывалась эпопея с объединением МВД и МЧС осенью 2014 года. Сначала МЧС упразднили и его подразделения вошли в состав МВД. Потом, когда в 2020 году МЧС снова было образовано, спасателей вывели из подчинения полицейского ведомства. О том, какой ценой дались эти переходы, знают только кадровики и финансисты двух министерств.

Что касается внутриведомственных нововведений, то их тоже хватало. Например, в 2013 году были объединены подразделения патрульной и дорожной полиции. В 2016 году была создана местная полицейская служба, куда перешли участковые инспекторы, сотрудники природоохранной полиции и приемников-распределителей, а также инспекторы по делам несовершеннолетних и защите женщин от насилия. Начиная с 2010 года, когда милицию переименовали в полицию, стали меняться вывески региональных подразделений МВД. Сначала это были ГУВД – Главное управление внутренних дел, затем на смену пришли ДВД – Департамент внутренних дел, потом ДП – Департамент полиции.

Мы поинтересовались у наших экспертов из числа бывших оперативников и следователей, как они оценивают преобразования органов правопорядка в разные годы.

«Самой неудачной реформой МВД я считаю затею со строительством по всей стране одноэтажных опорных пунктов полиции, совмещённых со служебным жильем участковых инспекторов. Это было в 2004-2005 годах с подачи министра внутренних дел Заутбека Турисбекова. Его инициатива не прижилась, поскольку она дорого обходилась бюджету. К тому же, это ещё было небезопасно для жизни и здоровья сотрудников полиции и членов их семей",- говорит адвокат Алматинской коллегии адвокатов Александр Борисенков.

Можно представить такую картину: участковый инспектор разбирается в служебном кабинете с правонарушителем. Затем тот обозлённый выскакивает на улицу и сталкивается с его женой и детьми, живущими во второй половине здания опорного пункта. Чисто теоретически преступник мог напасть на них, чтобы отыграться за своё испорченное настроение, или отомстить участковому. Так что идея строительства совмещённого со служебным жильём участкового пункта полиции была сомнительной.

Александр Борисенков. Фото из личного архива

Из новшеств МВД последних лет адвокат хотел бы отметить введение электронного уголовного дела.

«Сама по себе это хорошая задумка, но она не продумана до конца. Многие наши следователи с техникой до сих пор на «вы», поэтому они вынуждены проводить досудебное расследование по старинке, чуть ли не на бумаге! В итоге нам, адвокатам, приходится дублировать материалы уголовного дела на различные носители, а это время и дополнительная работа впустую», – говорит Борисенков.

Многие ветераны ОВД остались недовольны ребрендингом полицейской формы в 2021 году. Они не могут понять, почему новый дизайн форменного обмундирования был заложен в "Дорожную карту" в раздел "Новые форматы работы с населением" и зачем участковым инспекторам и патрульным пошили кроссовки? Ладно, женщинам-сотрудникам аппаратов управлений полиции впервые пошили форменные платья для ношения в летний период. Это действительно удобно, красиво и практично, но кроссовки...

«Я не понимаю зачем всем подряд подразделениям меняли форменное обмундирование, а это летний, демисезонный и зимний комплекты, когда можно было бы ограничиться перешивом фасона формы сотрудников патрульной службы? Ведь это они несут службу в любое время года и любую погоду, значит, о них и надо бы позаботиться в первую очередь. Подберите им более качественный по составу материал, и что-то поменяйте в дизайне, чтобы форма была удобной и практичной в носке», – говорит генерал-майор милиции в отставке Хибратулла Доскалиев.

Из положительных новшеств МВД последних лет Доскалиев отметил создание при территориальных подразделениях полиции фронт-офисов для приёма граждан. Любой желающий может обратиться туда в удобное время по интересующим его вопросам и проблемам и получить исчерпывающую информацию. А это, по мнению аксакала, укрепляет доверие граждан к полиции.

Председатель общественного объединения «Эксперты безопасности Калкан», подполковник полиции в отставке Рустам Мирзабаев считает, что все прошедшие реформы МВД касались, в основном, оптимизации штатов, а не повышения качества работы сотрудников.

«Вместо того, чтобы сокращать штат центрального аппарата МВД, по живому резали территориальные подразделения. Например, 10 лет назад сократили штат младших оперативников, которые работали в составе мобильных поисковых групп, специализировавшихся на задержании воришек в общественных местах. Как только оперов убрали, так статистика краж на барахолках, базарах и общественном транспорте сразу же пошла вверх. Не понравилась мне также идея объединения гаишников с патрульной службой в 2013 году. Я считаю, что автоинспекторы должны заниматься  обеспечением безопасности дорог, а не носиться по городу в составе патрульного экипажа в поисках правонарушителей», – говорит подполковник.

Рустам Мирзабаев

Адвокат Алматинской областной коллегии адвокатов Избуллам Авутов не стал ограничиваться реформами МВД. Он относит к числу провальных реформ правоохранительных органов создание отдельных ведомств, которые занимаются расследованием коррупционных и экономических преступлений.

«Я убежден, что Антикорр и АРЭП создавались для новых генеральских должностей, а не для разгрузки следователей полиции и объективного, полного и беспристрастного расследования коррупционных и экономических преступлений. Как только в столице появлялось какое-то новое правоохранительное ведомство, как в регионах тут же открывались его территориальные подразделения, что требовало немало бюджетных вложений», – говорит адвокат.

Гладко было на бумаге…

Нас заинтересовало мнение собеседников, почему, несмотря на проведение многих реформ, ни граждане, ни сами полицейские не почувствовали улучшения положения?

Члены общественного объединения «Эксперты безопасности Калкан» (бывшие сотрудники полиции, прокуратуры, таможни, КНБ – прим. авт.) единодушно высказали своё мнение, что проблема заключается в слабой стратегии многих реформ и коррупции, которую до сих пор не изжили в ОВД. Граждане нашей страны до сих пор боятся, не доверяют и не уважают представителей власти, потому что не видят перемен ни в их работе, ни в их отношении к населению.

«Прежде, чем отдавать в правительство проект очередных реформ МВД, необходимо сначала провести общественные слушания, чтобы узнать мнение народа. Если надо, то доработать проект с учётом пожеланий трудящихся. После утверждения проекта главой Кабмина общественность должна следить за тем, как расходуются бюджетные средства, выделенные на его реализацию», – говорят ветераны.

Что касается искоренения коррупции в ОВД, то, по мнению калкановцев, необходимо обеспечить максимальную автоматизацию государственных услуг, оказываемых полицией. А ещё ужесточить кадровый отбор, улучшить условия труда и повысить зарплату полицейским.

Правозащитник, эксперт по праву на мирное собрание Маржан Аспандиярова скептически относится ко всем предложениям модернизировать ОВД. По её мнению, сегодня неоправданно проводить реформы, поскольку не меняется «совковый менталитет» силовиков, признающий только карательную практику.

«Какой смысл проводить реформы правоохранительных органов, если у нас остаётся политическая система, направленная на уничтожение личности, а не на обеспечение безопасности граждан и соблюдение прав человека? Нужно менять саму систему, ментальность наших силовиков. А то получается, что реформы идут, мундир перешивается, а нутро остается прежним», – говорит правозащитник.

Маржан Аспандиярова фото из личного архива

По словам Аспандияровой, проблема в том, что в Казахстане офицерский состав правоохранительных органов нередко формируется по кланово-родовому признаку и землячеству.

«Многие офицеры приходятся друг другу родственниками, земляками, друзьями семьи, поэтому и помогают друг другу в карьерном росте. Получается, что профессиональные качества уходят на второй план, всё зиждется на трайбализме, что недопустимо», – говорит правозащитник.

Ветеран МВД Хибратулла Доскалиев рассуждает о причинах провалов реформ, исходя из собственного опыта службы.

«За время моей 37-летней службы в ОВД прошло несколько реформ правоохранительных органов. Однако они не приводили к тем целям, которые были заложены в основе и к которым стремились разработчики. Всё рушилось из-за ведомственных передряг и раздоров, когда каждый начальник считал себя главнее других. Между ведомствами не было единого мнения, как лучше всего провести реформу, а это очень мешало её реализации», – считает генерал.

Национальный эксперт общественного фонда «Центр исследования правовой политики» Назгуль Ергалиева говорит, что каждые 5 лет в нашей стране проходят значительные реформы правоохранительных органов и системы правосудия.

«Изменения действительно есть, как положительные, так и отрицательные. Однако, эффект этих реформ всё же недостаточен для того, чтобы констатировать, что уровень поддержки и доверия со стороны общества к правоохранительным органам заметно повысился. Если смотреть в корень и указать основную причину, почему предыдущие реформы не привели к созданию у нас сильной и эффективной системы правоохранительных органов и правосудия, то я бы сказала, что это отсутствие системы подотчётности этих государственных органов репрезентативному парламенту, где представлены все интересы общества. Поэтому, пока у нас не будет такой подотчётности власти обществу, у нас всегда будут ограниченные реформы», – резюмирует эксперт.

Назгуль Ергалиева. Фото из личного архива

Мы ждём перемен...

Мы спросили у спикеров, какие проблемы полицейских до сих пор остались нерешёнными, и что они предлагают для совершенствования работы ОВД?

«Осталась нерешённой бюрократическая проблема: сотрудники полиции как были завалены бумажной работой, так и остались по сей день. Они всё пишут и пишут многочисленные справки и отчеты для своего начальства и прокуратуры. А ещё не произошло существенных улучшений системы оплаты их труда: полицейские получают мало и по одинаковой шкале. Я предлагаю дифференцировать их зарплату, чтобы те, кто много и успешно работает, получали больше остальных», – говорит адвокат Борисенков. 

Старшина полиции Ержан Абайдельдинов считает, что не решена жилищная проблема сотрудников полиции и их семей.

«Вы знаете, сколько семей полицейских годами скитается по съёмным углам? Да, они получают компенсацию за аренду жилья, но это не решает проблему. Необходимо создать жилищный фонд для сотрудников полиции, строить ведомственные общежития и жилые дома для семей полицейских с правом приватизации квартир после 20 лет службы в ОВД», – предлагает старшина.

Члены общественного объединения «Эксперты Калкан» назвали такие проблемы: слабый уровень подготовки выпускников учебных заведений МВД, низкий уровень культуры многих сотрудников строевых подразделений и ненормированный рабочий день сотрудников оперативно-следственных подразделений. 

Ещё бывшие сотрудники правоохранительных органов советуют возродить институт наставничества, чтобы пенсионеры ОВД могли делиться своим опытом с молодыми сотрудниками. По их словам, именно преемственность поколений могла бы сохранить лучшие традиции старой оперской школы.

Что касается того, надо ли проводить сейчас реформу МВД, то мнения спикеров разделись. Адвокаты выступают за модернизацию полиции, ссылаясь на уроки январской трагедии, и не решённые проблемы соблюдения законности и процессуальных норм при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Бойцы «старой гвардии», напротив, призывают не торопиться с очередными преобразованиями, а дождаться подведения итогов Дорожной карты. Если они не устроят большинство граждан, тогда можно будет запланировать новую реформу МВД, и строго спросить с ответственных лиц за провал Дорожной карты.

Порывы, надежды и чаяния

Несмотря на то, что итоги "Дорожной карты по модернизации ОВД на 2019-2021 гг" официально ещё не подведены, правозащитники не верят в эффективность госпрограммы.

«Я не доверяю никаким Дорожным картам, потому что нет прозрачности в расходовании бюджетных средств. Например, МВД за счёт своего проекта поднимает зарплату участковым и решает их соцвопросы. Но ведь это совсем не то, что сейчас надо делать. Важно переориентировать сознание сотрудников полиции, чтобы они служили исключительно на благо казахстанцев и помнили, что они – слуги народа», – говорит Маржан Аспандиярова.

Мы присмотрелись к содержанию госпрограммы. Дорожная карта состоит из 8 пунктов и 50 мероприятий. Все они отражают то, что так хотели от реформы МВД сами полицейские, общественные деятели и адвокаты. Это оптимизация организационно-штатной структуры ОВД, улучшение системы оплаты труда и соцзащиты сотрудников, модернизация ведомственного образования и исключение из компетенции не свойственных функций. А также новые форматы работы с населением, внедрение новых критериев оценки работы полиции, устранение причин и условий, способствующих коррупции, и модернизация уголовно-исполнительной системы.

Самые интересные, на наш взгляд, пункты касались нововведений в пенитенциарной системе. Например, планировалось в течение 2 лет передать колонии для несовершеннолетних министерству образования и науки, а медицинское обеспечение взрослых осуждённых возложить на Минздрав. Еще предлагается содержать насильников и педофилов отдельно от других категорий осуждённых в учреждениях КУИС.

Наконец-то, решается вопрос об исключении из компетенции МВД некоторых не свойственных функций и передачи их в другие госорганы или в конкурентную среду. Например, предлагается возложить обеспечение правопорядка во время культурно-массовых и спортивных мероприятий на частные охранные агентства. Те же секьюрити могли бы охранять здания Генпрокуратуры и Верховного суда вместо полицейских.

Несколько пунктов Дорожной карты посвящены изучению международного опыта в различных областях деятельности полицейских. Начиная от нормативно-правовой регламентации их условий труда, и заканчивая реагированию на негативные и критические публикации в СМИ и Интернет- изданиях. Увы, но приходится констатировать, что отдельные пресс-службы и полицейское начальство в Казахстане очень болезненно и негативно воспринимают критику журналистами работы сотрудников ОВД, и даже нередко устраивают «холодные войны» с неугодными работниками пера. По своему опыту знаем…

Правозащитник Маржан Аспандиярова предлагает ориентироваться на грузинский опыт реформ полиции.

«Мне довелось побывать в Грузии и посмотреть на работу местных полицейских. Я была приятно удивлена, насколько они изменились за 10 лет. Они стали гуманнее и внимательнее относиться к людям, строго соблюдают букву Закона. И оснащены они по последнему слову техники. Кадровый состав грузинской полиции значительно обновился за счёт молодых сотрудников, поэтому и ментальность стала другой. Грузинские полицейские могут подойти к любому человеку на улице и спросить: «Чем я могу помочь вам?». За эту вежливость и заботу простые граждане их уважают», – говорит Аспандиярова.

Что касается грузинской модели полиции, то ветераны казахстанских ОВД хорошо отзываются о ней. Они считают, что нашим стражам правопорядка есть, чему поучиться. Например, как успешно бороться с мафией и грамотно реформировать полицию.

Полицейский сервис

Несмотря на то, что разработчики «Дорожной карты по модернизации ОВД на 2019-2021 гг» не приняли большую часть рекомендаций инициативной группы, активисты добились того, чтобы МВД вовлекало представителей общественности для разработки практической модели сервисной полиции в местной полицейской службе.

«Для повышения доверия, необходимо улучшить полицейский сервис, то есть качество всех контактов полиции с гражданами, как при обращении заявителей и потерпевших, так и при работе с правонарушителями. Это касается абсолютно всех служб МВД, включая криминальную полицию, следственный департамент и т.д.», – говорит Назгуль Ергалиева.

В настоящее время эксперт работает в группе разработчиков и исполнителей пилотного проекта по сервисной полиции в столице. Сейчас он находится на стадии завершения, и, как только будут официально подведены его итоги, можно будет предметно обсуждать конкретные предложения, что и как нужно изменить внутри полиции, чтобы получить качественный сервис.

Срок исполнения «Дорожной карты по модернизации ОВД» истёк в прошлом году. На её реализацию было выделено 173 миллиарда тенге. Это солидная сумма, учитывая сложное финансовое и экономическое положение страны в последние 3 года. Однако полицейское ведомство пока не торопится отчитываться перед населением об исполнении госпрограммы и комментировать СМИ результаты своей трёхлетней работы по преобразованиям полиции.

В департаменте кадровой политики МВД РК, который отвечает за выполнение госпрограммы, нам сообщили, что не готовы обсуждать её предварительные итоги.

«Мы направили отчёт о реализации Дорожной карты на обсуждение в Администрацию президента и канцелярию премьер-министра РК. Давайте дождёмся сначала резолюцию, а потом уже будем решать, что делать дальше», – заявили кадровики МВД.

От редакции

Ну, что ж, мы подождём и обязательно обсудим со всеми участниками «Дорожной карты», какие пункты госпрограммы были выполнены в срок и в полном объёме, а какие нет и почему. А ещё мы рассчитываем узнать планы нового министра внутренних дел Ахметжанова о перезагрузке МВД, работы над ошибками и программу действий на ближайший год. Остаётся только подсчитать, в какую сумму выльется очередная реформа полиции, и надеяться, что выделенные средства будут освоены с умом.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости