Птичий статус: почему курьеры оказались без прав в трудовой среде

cover Фото: Бекзат Молдасан

Почему казахстанцы недовольны условиями труда в службах доставки, но не отказываются там работать.

В Алматы 12 мая на забастовке курьеры компании Wolt возмущались понижением заработков и требовали вернуть старую систему оплаты. Через несколько дней повышения оплаты потребовали и курьеры Chocofood. Корреспондент Orda.kz поговорила с экспертами и выяснила, в чем кроется причина проблем, кто должен вмешаться и что говорит закон.

Легко ли быть курьером

Влад Оглуздин заканчивает бакалавриат, в Glovo работал чуть больше года. Он рассказал, что в среднем зарабатывал больше 200 тысяч тенге в месяц, максимальная зарплата была 360 тысяч тенге во время карантина 2020 года. По словам Влада, некоторые курьеры зарабатывали в месяц до 600 тысяч тенге.

  – Я устроился курьером, потому что нужно было быстро заработать. Эта работа помогла мне развить коммуникативные и языковые навыки. Начинал пешим курьером, потом попробовал все виды транспорта, от велосипеда до машины. Раньше бонусы капали за количество заказов, а затем стали зависеть от времени, когда курьер отвозит заказ. Одно время у нас была система Gloyalty – «плюшки» в виде скидок на пиццу партнеров, в парикмахерской и т.п. Я уволился, потому что хочу уже работать по специальности, а еще сейчас стало меньше заказов из-за увеличения числа курьеров.

Курьер Бекзат Молдасан учится на магистра и работает научным сотрудником на 0,25 ставки. А еще он курьер в Wolt, зарабатывает в среднем от 150 до 250 тысяч тенге.

– Мы бастовали, потому что компания снизила зарплату и не делает отчислений. Из-за этого я перешел с договора ГПХ (гражданско-правового характера) на ИП (!!!). Сейчас нам убрали надбавку, если заказ ближний – в радиусе 1 км. А у нас из 10 тысяч заказов 7 тысяч – ближние. Плюс километраж считается по птичьему полету, по прямой, а по улицам выходит больше. Также они снизили за остальные километры – раньше было за 250 метров 65 тенге, а сейчас 45 тенге. В целом, компания редко вмешивается в наши проблемы, мы сами защищаем свои права.

Есть в работе курьеров и много минусов. По словам Бекзата, в погоне за скоростью доставки и высоким рейтингом они часто попадают в ДТП и нарушают правила. А Влад отметил то, что иногда в заведениях не докладывают заказ и люди винят курьеров, порой партнеры ругаются с клиентами, а они попадают под горячую руку.

Может ли государство помочь курьерам

Экс-министр социальной защиты Байкарим Тутенов считает, что в ситуации с курьерами формально все законы соблюдены. Они сами подписывают договор ГПХ, по которому работодатель может в одностороннем порядке снизить зарплату или изменить условия труда. Что касается налогов, то зарубежные компании должны их платить по ГПХ, но не слишком торопятся это делать. Тут уже должна вмешаться налоговая, ЕНПФ и другие ведомства.

  – Когда человек работает по трудовому договору, он может обратиться в Комиссию по социально-трудовым спорам, в профсоюз, а в случае заключения ГПХ инспекция труда или министерство труда не могут вмешаться. Курьеры могут лишь обратиться в суд, если компания не платит за них налоги и отчисления, или создать профсоюз, но это из области фантастики, все равно что бодаться с монстром. За них никто не вступится.

Тутенов считает, что зарубежные компании нашли лазейку в законе – ГПХ, и используют его как узаконенную форму рабовладения.

  – Вопрос в том, числятся ли курьеры самозанятыми? Возможно, они своей трудовой деятельностью пополняют теневой сектор экономики. В апреле прошлого года власти заявили, что 42 500 получат те, кто хоть раз заплатил единый совокупный платеж. Тогда было около 40 тысяч тех, кто платил ЕСП, а в апреле их резко стало 3 миллиона! Это те самые самозанятые, которые находятся в активе теневого рынка.

Тутенов считает, что государство должно проявить участие и внимание к проблеме курьеров.

 – В этой ситуации государственная и социальная политика оставляет желать лучшего. Государство опять оттолкнуло граждан, по принципу «мы вас не трогаем, и вы нас не трогайте», и передало карты в руки иностранных работодателей. При этом у министерства есть все козыри на руках, все права и возможности урегулировать вопрос, но захотят ли? В их интересах увеличить налоговые отчисления, даже Токаев призывает создавать постоянные рабочие места. Курьеры могут обратиться в комитет по труду и занятости при акимате, ведь вопросы об оплате труда, отчислений и налогообложения должны беспокоить местные органы власти, они могут проявить инициативу, в том числе законотворческую.

По словам Тутенова, если курьеры будут требовать не просто повышения зарплаты, а рассмотреть их условия работы в Комиссии по социально-трудовым спорам, то вопрос из частного превращается в политический. Так они могут привлечь внимание властей.

Социолог, эксперт Института мировой экономики и политики Айман Жусупова считает, что одна из причин, по которойм люди идут работать в службы доставки – это безработица. По ее данным, в последние пять лет уровень безработицы составляет 4,8-5,2%. Однако статистика не учитывает огромный пласт самозанятых, а также большая часть людей ищет работу не через центры занятости, а самостоятельно, таким образом не обозначая себя как безработных. Жусупова утверждает, что согласно опросу 2018 года, безработица и вопросы трудоустройства стоят на первом месте среди проблем, волнующих казахстанцев – 49,2%.

Можно предположить, что проблема трудоустройства в Казахстане в ближайшие годы останется актуальной, а доставка с каждым днем становится более востребованной. Например, за год компания Wolt в Казахстане выросла почти в 10 раз, в декабре 2019 года у неё были сотни заказов в сутки, а сегодня – уже десятки тысяч. В погоне за заработком курьеры продолжают соглашаться на навязанные работодателями условия, но, судя по всему, недовольство пока только растёт.

Лента новостей

все новости