Противостояние с КНБ и эмиграция: что известно о судьбе осуждённых по громкому делу чеченцев

cover Коллаж Orda.kz

Мы писали о громком уголовном деле, которое в 2021 году расследовал Комитет нацбезопасности. Десяти подозреваемым, девять из которых этнические чеченцы, вменялось создание, руководство и участие в транснациональном преступном сообществе, незаконный оборот оружия, боеприпасов и психотропных веществ, похищение людей с целью выкупа, вымогательство и разбойное нападение. Подозреваемые отказывались признавать вину и сотрудничать со следствием. Заявляли, что дело якобы сфабриковано КНБ по следам кровопролитного этнического конфликта в посёлках Маловодное и Казатком Алматинской области в августе 2007 года. Главный фигурант Расул Джамалдиев и вовсе утверждал, что давал показания под пытками и угрозами. 

В итоге, 18 февраля 2022 года суд снял с них часть обвинений в связи с их недоказанностью и назначил всем фигурантам дела небольшие сроки наказания. В среднем, по 4,5 года лишения свободы вместо ожидаемых 9 лет, что запрашивало гособвинение. Тем не менее, осуждённые остались недовольны приговором и собирались обжаловать его в высших судебных инстанциях. Спустя год наши журналисты решили узнать, чем всё закончилось.

Перипетии судеб

Мы вспомнили это дело в связи с проходящим сейчас в Алматы скандальным судебным процессом по январским событиям, где на скамье подсудимых — бывший начальник 5-го департамента КНБ, полковник Руслан Искаков. Именно он в 2021 году руководил следственно-оперативной группой комитета по делу чеченцев. По словам осуждённых, полковник нередко прибегал к незаконным методам ведения следствия. Сейчас, когда Искаков подозревается в совершении тяжких преступлений, он возмущается произволом правоохранительных органов. О том, как обвинённые Искаковым люди относятся к судебному процессу над ним самим, мы узнали у их близких друзей, правда, на условиях анонимности. 

«Мы не хотим ненароком навредить нашим ребятам, отбывающим наказание, потому что любое наше слово может быть использовано против них. Да и сами мы не хотим светиться, потому что не чувствуем пока перемен, о которых говорят с высоких трибун. Мы верим в Жана Казахстан и надеемся на лучшее будущее, но сейчас мы имеем то, что имеем», – говорят наши собеседники.  
Колония строгого режима в Казахстане. Фото trip-for-the-soul.ru

 Они рассказали, что из десяти осуждённых в местах лишения свободы остаются трое. Двое других попали под амнистию, приуроченную 30-летию независимости РК, и были выпущены из зала суда сразу после оглашения приговора. Пятеро уже освободились, поскольку назначенные им сроки –  от трёх до пяти лет. Им, как и положено, засчитали время, проведённое в следственном изоляторе в соотношении один день под стражей равен полутора дням колонии. Получилось, что в колониях они пробыли чуть больше полугода. 

«Как только наши ребята вышли на свободу, они сразу стали готовить документы для переезда на ПМЖ в другие страны. Двое весной этого года уехали в США, трое чуть раньше в Россию. Ребята покинули Казахстан в поисках лучшей доли. К тому же, что скрывать, они немного обижены на местное правосудие, поэтому эмигрировали». 

Мы поинтересовались, а как их приняли в США и России с судимостями за незаконный оборот оружия, боеприпасов и психотропных веществ? В странах, где к безопасности относятся очень серьёзно, с таким «послужным списком», практически невозможно получить вид на жительство.

“Судимость их считается погашенной, а значит, они чисты перед Законом в любой точке мира», –  ответили нам и рассказали, что осуждённые в Казахстане ребята за рубежом занимаются, в основном, малым бизнесом и перегоняют машины. Невозможно не заметить, что держатся наши собеседники скованно, тщательно подбирают слова. Год назад, когда мы познакомились, они были откровеннее и решительнее. Но эту перемену можно объяснить. 

Главный фигурант дела  – 53-летний Расул Джамалдиев до своего ареста занимался организацией боёв в стиле ММА. Именно его комитетчики подозревали в создании и руководстве международной преступной группировкой, занимавшейся вымогательством и похищением людей. Но обвинение не смогло доказать это в суде, поэтому Джамалдиева приговорили к 4 годам лишения свободы за незаконный оборот оружия, боеприпасов и психотропных веществ.

Расул Джамалдиев. Фото chechenews.com

 По словам друзей Расула, он больше всех пострадал от сотрудников КНБ в 2021 году. Поэтому, как только вышел, сразу эмигрировал, переехал с семьёй в Россию. Мы неоднократно пытались договориться с ним об интервью через знакомых адвокатов и представителей чеченской диаспоры Казахстана, но он не идёт на контакт с журналистами.

Известно, что Джамалдиев до сих пор испытывает проблемы со здоровьем, его мучают сильные головные боли. Он продолжил заниматься организацией боёв в стиле ММА, говорят, в последний раз его видели летом этого года в Узбекистане, на соревнованиях по смешанных единоборствам. 

«В 2022 году Расул трижды подавал заявление в Антикор на пытки в КНБ, но каждый раз дело прекращали за отсутствием состава преступления. Его жена тоже обращалась в Антикор, но уже по факту кражи 80 тыс. долларов. Эти деньги принадлежали ей, их нашли в ходе обыска, забрали и не вернули. Мы не знаем, расследовал ли Антикор дело о краже или нет, но факт остаётся фактом: никто из сотрудников КНБ не понёс наказания».

По словам наших собеседников, остальные осуждённые  надеялись, что Джамалдиев добьётся суда над обидчиками в погонах. Поэтому они и выжидали, не торопились обжаловать свои обвинительные приговоры, хотя год назад и строили такие планы, вплоть до требований возмещения материального и морального вреда. 

«Расул обращался к президенту Казахстана Токаеву, президенту России Путину, главе Чечни Кадырову с просьбой взять под свой контроль его дело и помочь добиться справедливости, но тщетно. Потом он писал казахстанскому омбудсмену Азимовой, но тоже безрезультатно. А раз ему не удалось добиться пересмотра своего приговора и привлечь к ответственности обидчиков, то каковы шансы наших ребят на успех? Мы, конечно, не собираемся сидеть сложа руки, и приложим все усилия для восстановления справедливости, но не уверены, что всё получится».

Наши собеседники намекали, что Джамалдиев, дескать, писал заявление в Антикор на полковника Руслана Искакова. Мы обратились к адвокату Евгению Яворскому, который в 2022 году защищал Искакова по аналогичному делу о пытках. Тогда потерпевшим был осуждённый Муратхан Токмади. Он тоже обвинял полковника в истязаниях в 2018 году, но и это дело закрыли за отсутствием состава преступления. Так что же насчёт заявления Джамалдиева?

«Я впервые слышу эту фамилию, и не помню, чтобы моему подзащитному предъявлялось обвинение в пытках господина Джамалдиева», – коротко резюмировал адвокат Яворский.  
В нижнем ряду Руслан Искаков. Фото Orda.kz

Как осуждённые относятся к тому, что полковник Руслан Искаков с должности руководителя следственно-оперативной группы КНБ попал в подсудимые и сейчас подозревается в покровительстве небезызвестного Дикого Армана и организации массовых беспорядков в Алматы в январе 2022 года? 

«Мы не злорадствуем по этом поводу. Просто считаем, что сработал принцип бумеранга. Полковнику сторицей вернулось всё то зло, что он натворил в прошлом. Настало время отвечать за свои поступки! И это относится не только к нему, но и к другим комитетчикам. Один из бывших следователей по делу наших ребят тоже сейчас сидит на скамье подсудимых. Он подозревается в пытках задержанных кантаровцев в аэропорту Алматы. А бывший начальник ДКНБ по г.Алматы, который наверняка был в курсе нашего дела, уже получил 6 лет за бездействие по службе по следам январских событий!» 

Почему же в КНБ в 2021 году возбудили дело в отношении 9-х чеченцев, если те, по словам их родных и адвокатов, даже не были знакомы друг с другом? Какой резон сажать такое количество людей в тюрьму, вменяя им самые тяжкие виды преступлений? Друзья осуждённых высказали предположение, что это дело уходит корнями в печально известные события, произошедшие в марте 2007 года в посёлках Казатком и Маловодное Алматинской области. Тогда в ходе этнического конфликта на бытовой почве погибли семь чеченцев и двое казахов. 

«В августе 2020 года одного из участников массовых погромов, казаха по национальности, нашли в своём доме с многочисленными колюще-режущими ранениями. Как нам кажется, следственные органы КНБ заподозрили в организации его убийства одного состоятельного чеченца, чьи братья были убиты в ходе конфликта в 2007 году. Мол, тот из кровной мести решил поквитаться с виновником бед своей семьи. Для этого он нанял со стороны двух ингушей, и те стали готовиться к выполнению заказа. Комитетчики полагали, что Джамалдиев знал об этом, поэтому загребли его. Они хотели, чтобы он, мол, указал на заказчика убийства и признался в том, что якобы снабжал киллеров оружием. Так и появилось дело «чеченской ОПГ», шитое белыми нитками. Оно потом фактически развалилось в суде, но суд не стал полностью оправдывать наших ребят, чтобы, наверное, не портить отношения с всемогущим КНБ», – говорят собеседники.

Напоследок они попросили не связывать уголовное преследование их друзей с пресловутой пятой графой. 

Читайте также:

«Чеченское дело»: борьба с ОПГ или охота на ведьм?;

Ингушское дело: кровная месть или «блицкриг» спецслужб;




Лента новостей

все новости