Пробки и устаревшая техника: как реконструируют пункты пропусков на границе

cover Бакытжан Слямов. Фото: СЦК

Средняя стоимость реконструкции каждого пункта пропуска на казахстанской границе обходится бюджету в 15 млрд тенге

За последние годы потоки грузов и пассажиров, проходящих через границу, увеличились в разы, но инфраструктура и техника остались теми же. Последнюю реконструкцию пунктов пропуска и обновление технологического оборудования проводили ещё в 2011 году.

Заместитель председателя Комитета государственных доходов Минфина Бакытжан Слямов на брифинге СЦК в Астане заявил, что решение инфраструктурных задач пунктов пропуска сегодня является одним из приоритетных задач ведомства.

Так, например, в 2018 году на казахстанско-китайской границе ввели в эксплуатацию новый автомобильный пункт пропуска «Нур Жолы», расположенный в международном транзитном коридоре «Западная Европа – Западный Китай».

"Пункт пропуска является самым крупным и в технологичном плане передовым в Центральной Азии. Инвестиционные затраты на строительство составили порядка 69 млрд тенге", – заявил Слямов.

Кроме того, в 2020 году за счёт бюджетных денег на автомобильном пункте пропуска «Б. Конысбаева» провели реконструкцию с расширением его территории почти в два раза. По словам Слямова, пункт пропуска является одним из крупнейших на казахстанско-узбекской границе. Инвестиционные затраты на строительство составили порядка 15 млрд тенге.

За время работы пункта пропуска (с декабря 2019 по октябрь 2022 года) перемещено свыше 230 525 транспортных средств, поступило более 3 млрд тенге таможенных пошлин и налогов. 

О пробках на границе

Заместитель председателя КГД отметил, что пробки перед пунктами пропуска на узбекской границе со стороны Казахстана наблюдаются каждый день. В пиковые периоды число транспорта достигает до 300 единиц. На китайской границе до сих пор действуют пандемийные ограничения.

"В пунктах пропуска более 70% оборудования технических средств контроля устарело (ИДК, рентген аппараты, весовое оборудование), сама инфраструктура не позволяет осуществить равномерный и ускоренный пропуск возрастающего потока", – заявил Слямов.

Модернизация пунктов пропуска

Узбекистан, к слову, также планирует осуществить модернизацию пунктов пропуска. Правительства стран подписали Дорожную карту по реконструкции и модернизации пунктов пропуска, автомобильных дорог и обустройству прилегающей территории на казахстанско-узбекской границе.

"Учитывая положительный эффект от проведенных модернизаций, увеличение транспортного потока и поступления платежей, нами с 2022 года начата модернизация и техническое дооснащение девяти автомобильных, одного железнодорожного пункта пропуска на внешней границе ЕАЭС", – заявил зампредседателя КГД.

Так, уже началось строительство автомобильного и техническое дооснащение железнодорожного пунктов пропуска «Достык». С 1 декабря 2022 года по согласованию с узбекской стороной планируется начать реконструкцию автомобильных пунктов пропуска «Капланбек» (РК) и «Зангиота» (РУ) с полным закрытием из-за густонаселенности и стесненности условий.

Реконструкцию остальных пунктов пропуска планируют проводить без закрытия, но с ограничением движением автотранспорта и физических лиц. Завершить реконструкцию всех пунктов пропуска рассчитывают в конце 2024 года.

Отвечая на вопрос журналиста Orda.kz, Бакытжан Слямов пояснил, что сейчас на пунктах пропуска используют оборудование таких производителей как американский RAPISCAN, китайский NUCTECH, немецкий Heimann Systems.

"Во время модернизации пунктов пропуска мы будем использовать оборудование компании NUCTECH. Этот китайский производитель зарекомендовал себя только с лучшей стороны. Их оборудование стоит даже в США и Европе. Нареканий к нему нет", – заявил Слямов.

Тем не менее зампредседателя КГД отмечает, что старая техника этих же компаний, которые стоят сейчас на многих пунктах пропуска, 2004 года выпуска. Из-за их частой поломки, а также из-за погодных условий, нестабильности электропередачи и связи происходит простой транспортных средств на границе.

К слову, модернизацию и реконструкцию пунктов пропуска будут осуществлять за счёт льготного правительственного займа у Китая, ратифицированного Казахстаном в рамках межгосударственного соглашения под 2% годовых.

На казахстанском участке таможенной границы ЕАЭС сегодня расположены 14 автомобильных пунктов пропуска. Два из них предназначены для упрощенного пропуска пешеходов, а шесть железнодорожных находятся на балансе АО «НК КТЖ».

Лента новостей

все новости