Потерянные знания: как пройдет ЕНТ во время «короны»

cover Фото: news.myseldon.com

В третьей четверти в штатном режиме начали обучение 260 тысяч учащихся выпускных классов (с 9-го по 11-й). ORDA. связалась с экспертами и узнала, как пандемия повлияла на уровень знаний выпускников и как они будут сдавать экзамены.

Вице-президент Казахской лиги экспертов образования Гульнара Абишева рассказала, в какой ситуации находятся выпускники.

«В четвертой четверти учащиеся выпускных классов проходят всего 10% нового материала, остальное – повторение. Получается, что 60% материала было пройдено в дистанционном формате, и качество усвоения новых знаний неизвестно. У нас сейчас система контроля формальная, необъективная, СОРы и СОЧи проводились в онлайн-формате некачественно.

Некоторые школы сегодня заявляют о том, что уровень усвоения знаний доходит до 70% качества. Это нереально, этого быть не может.

«Недавно мы были в южных областях, там сельские школы говорят о 65% качества усвоения знаний. Но умные, грамотные директора отмечают, что это завышенный процент. Завтра выпускникам предстоит сдавать экзамены, и они должны будут подтвердить эти знания».

Абишева отметила, что есть риск натягивания оценок выпускникам в школах, чтобы итоговые баллы соответствовали заявленным цифрам освоения материала.

«Ключевое слово при сегодняшнем обучении – это «пробел».

«Учителя сейчас должны закрывать пробелы в знаниях детей, а не идти дальше по темам. Необходимо разработать специальные программы, дифференцировать учеников по группам в зависимости от пробелов, это будет правильный подход. К сожалению, школы не получили методических установок от министерства образования, поэтому если они пойдут по старым программам, результат может быть плачевный. Когда нет системного подхода, учителям будет сложно, придется на своих плечах выносить эту ситуацию».

Эксперт рассказала и о психологических рисках для выпускников.

«Дети были в расслабленном состоянии на протяжении трех четвертей, и в срочном порядке им придется готовиться и выходить на итоговую аттестацию. Необходимо, чтобы в школах было психолого-педагогическое сопровождение, иначе недалеко до нервных срывов и суицидов».

Согласно прогнозу Абишевой, в связи со снижением уровня жизни в стране большой поток детей уйдет в колледжи после 9-го класса.

Также министерство может снизить проходной балл для поступления в высшие учебные заведения, так как выпускники могут не подтвердить качество знаний на вступительных экзаменах.

Руководитель Ассоциации учителей физкультуры Казахстана, учитель физкультуры школы-гимназии №68 города Алматы Наталья Дрейт обратила внимание на мотивацию выпускников.

«Многое зависит от мотивации учащихся: те, у кого большие планы, готовится; тот, кто не учился, так и не учится. Экзамены-то дети сдадут. Сейчас есть группы для выпускников по пять человек, где учитель объясняет недопонятый материал. В этой ситуации оказались не только выпускники, но и весь мир, поэтому я надеюсь, что министерство образования пересмотрит какие-то моменты и будет более лояльный подход».

Педагог отметила, что не все дети готовы выходить на учебу в традиционном формате.

«Многие отказываются по разным причинам. Некоторые дети обленились, не хотят идти в школу, а родители идут на поводу и пишут заявления об отказе. Другие не выходят по соображениям безопасности, боятся, что дети принесут с улицы инфекцию, а дома у них пожилые или уязвимые для болезни родственники».

В целом же, по словам учителя, дети устали сидеть дома и хотят пойти в школу. Но, как и после летних каникул, им будет тяжеловато выходить на занятия, какое-то время займет «раскачка».

«Надо выходить в школу, но есть много нюансов. Санитарно-эпидемиологические рамки очень высокие, за любое нарушение грозит штраф директору. Но школа берет на себя ответственность, приглашает детей, хоть и с ограничениями. Считаю, что выходить нужно, если школа «чистая» и учителя не болеют».

Создатель инновационной Astana Garden School, магистр философских наук в области исследования образования Кембриджского университета Нурмухаммед Досыбаев оценил ситуацию с выпускниками.

«Пандемия повлияла на выпускников больше негативно, чем позитивно».

Старшеклассники по результатам PISA демонстрируют не самые хорошие результаты по сравнению с другими странами.

«Во время онлайн-обучения они потеряли много знаний, потому что не было контакта с учителями и сверстниками, со средой, которая их мотивировала».

Тем не менее, Досыбаев считает, что выпускники успеют подготовиться к экзаменам.

«Они же не все предметы сдают, а всего треть, пять-шесть из 15. Но в школе мало ресурсов для дополнительной подготовки, а дети все разные, поэтому многие пойдут в образовательные центры. Вдобавок, часть занятий сейчас будет идти онлайн, часть – офлайн, школы будут заняты логистикой, кадрами и другими проблемами, а родители сами будут решать вопрос с дополнительной подготовкой. Также родители должны выступить опорой, тылом для выпускников, больше с ними разговаривать и поддерживать. Особенно с детьми мягкого склада. Шустрые и предприимчивые и сами справятся».

Эксперт отметил непрозрачность экзаменов в школе. По его словам, итоговая аттестация требует кардинального пересмотра.

«Выпускные экзамены и прокторинг у нас проходят на базе школ, а это не независимая площадка. В международной практике, например, в Англии, результаты проверяют квалифицированные субподрядчики, третья сторона. Вслепую экзамены проверяют два разных человека и выносится справедливая оценка. У нас же в школах экзамены проходят больше «для галочки», а ведь роль выпускного экзамена именно в том, чтобы гарантировать, что знания ребенка соответствуют оценке».

Пока эксперты волнуются за качество знаний выпускников, в школах по всей стране наблюдается неразбериха. В каких-то школах ученики уже частично вышли на занятия, где-то выйдут на следующей неделе, а где-то и вовсе нет четкого расписания и системы. Часть родителей отказывается отпускать детей в школу, другие, наоборот, настаивают на офлайн-учебе. О том, как это отразится на уровне знаний выпускников и результатах экзаменов, мы узнаем после ЕНТ. В каком формате пройдет экзамен, пока достоверно неизвестно, но в Национальном центре тестирования идет обсуждение о возможности его проведения в электронном формате.

Лента новостей

все новости