Престиж профессии падает: куда идут работать педагоги, которые не нашли себя в школе

cover Источник: carleton.ca

Работа учителем предполагает практически гарантированную занятость, социальную стабильность и неплохо оплачивается. И тем не менее, многие школы никак не могут найти себе новых сотрудников, а прежние разбегаются в поисках самореализации. Почему так происходит, разбирался корреспондент Orda.kz.

В последние годы зарплаты учителей в школах заметно выросли. Профессионалы с большим стажем и плотным графиком могут зарабатывать в месяц до полумиллиона тенге. Согласно данным Бюро нацстатистики, в общеобразовательных школах в прошлом учебном году преподавало 385 830 человек, из них женщин – более 80%. При этом каждый год отечественные вузы выпускают большое количество специалистов педагогических специальностей, которые являются весьма востребованными. По сообщению Минпросвещения, на 2023-2024 учебный год государство выделило более 16 тысяч образовательных грантов на педагогические специальности.

Источник: Нацбюро статистики РК 2022

И тем не менее специалистов в системе среднего образования не хватает. На сайтах по трудоустройству постоянно размещаются свежие вакансии. Одна из причин такого положения дел в том, что выпускники педагогических вузов и факультетов, получив диплом, находят работу в других сферах, например в бизнес-секторе, торговле, массмедиа. 

Скриншот с сайта по трудоустройству

Но бывает и так, что, отработав в школе какое-то время, бывшие учителя уходят трудиться совсем в другую сферу. Какая у них была мотивация, корреспонденту Orda.kz рассказали несколько бывших преподавателей.

Из учителей – в инструкторы по подготовке к родам

Анна Лазарева переехала в Алматы больше 10 лет назад. Здесь она закончила педагогический колледж, но ещё до получения диплома начала работать учителем начальных классов. Профессии учителя она отдала около восьми лет, и за это время успела потрудиться в школах №  66, 77, 31, 55. В работе её устраивало всё. Кроме детей, которых приходилось учить. 

«Я люблю детей и мне нравилось их учить. Но с каждым годом мне приходилось иметь дело со всё более капризными, своенравными школярами, которые вообще ни во что не ставили учителей. Они могли игнорировать слова педагога, грубить, оскорблять, срывать уроки, даже угрожать. Они задирали, избивали других учеников – как мальчиков, так и девочек. Но наказать за это, и вообще доказать факт такого поведения, теперь очень сложно. При этом, если что-то трагическое произойдёт, то виноват будет учитель. Совершенно непонятно, как воздействовать на учеников, если родители не привили им элементарного уважения к учителям», - рассказывает Лазарева.

Таких детей категорически нельзя пускать в обычные классы. Их нужно отправлять или в спецзаведения, или в частные школы, или с ними постоянно должны работать психологи. Но не обычные учителя, говорит девушка. 

По её словам, каждый день она приходила в школу, испытывая сильнейший стресс в ожидании чего-то плохого. В итоге она устала от всего этого. Поэтому девушка начала подыскивать себе другие сферы для самореализации. Хотя в школе стали платить весьма неплохо.

Больше всего её привлекала индустрия женского здоровья и красоты. И теперь Анна трудится в области подготовки женщин к родам и послеродового восстановления.  

Анна Лазарева со своими учениками. Фото из личного архива

 Из учителей в турагенты

Ляззат Шынгалиева проработала всего год учителем русского языка и литературы в школе №1 в Актау. Но затем устроилась в турфирму. Работа с детьми ей в большей степени нравилась, была интересной, хотя она и изматывала, ведь приходилось иметь дело с учениками разных уровней. А из-за того, что в классах было по 30 учеников и больше, Ляззат не каждому могла уделить внимание. 

Сложности также добавляла работа с родителями, которые сейчас очень вовлечены в учебный процесс. Ещё девушку утомляло большое количество бумажной работы, помимо проверок домашних работ учеников. 

"Я продолжаю общение с бывшими коллегами и учениками, хотя прошло много времени. Всё-таки тепло вспоминать школу как первое место моей работы. На данный момент я уже четвертый год работаю турагентом, и это для меня сейчас лучшая работа. Приятно дарить положительные эмоции туристам, особенно тем, кто летит куда-то впервые. Благодаря новой работе я нашла свое место, и конечно, путешествую сама», - сообщила Ляззат Шынгалиева.
Ляззат Шынгалиева. Фото из личного архива

Из учителей в защитники природы

Марина Поух из Павлодара много лет отдала себя работе учителя биологии в школе-интернате для одаренных в спорте детей. Затем она ушла преподавать в университет, но одновременно вела подготовку учеников 10 - 11 класса к ЕНТ. В сфере образования женщина оставалась до 2020 года. 

«Первая причина моего ухода из образовательного процесса - это онлайн-обучение во время пандемии, хоть это и было обосновано в тот период. Но школьники не готовы были ещё тогда со всей ответственностью получать знания через интернет-технологии, хотя интересных методик обучения очень много. Вторая причина - оценочная система. Наши школьники тоже не готовы ответственно относиться к изучению дисциплин по Болонской балльной системе, которую можно было внедрять постепенно с начальной школы. Третья причина – программы предмета не соответствует возрастному критерию и системе построения материала», - поделилась Марина Поух.

Сейчас Поух работает в общественной организации «Эком», занимающейся решением экологических проблем в регионе. Ведь в Павлодарской области это  вопрос давно стоит очень остро и требует серьёзного внимания. Участвует в грантовых конкурсах, рассказывает гражданам об их правах на здоровую окружающую среду. 

Марина Поух. Фото из личного архива

Из учителей в сетевики

Алия Алимова работала учителем начальных классов и замдиректора по воспитательной работе в международной школе в Астане. Потом с семьёй перебралась в Алматы и продолжила работу учителем в другой частном учебном заведении. Здесь она увлеклась идеей сетевого маркетинга. Теперь она уже четвёртый год занимается исследованием, производством и продвижением препаратов, созданных на основе знаний и опыта традиционной китайской медицины. Её нынешняя работа в иностранной компании не ограничивает её в доходах и позволяет путешествовать по всему миру в любое время года, признаётся Алимова. 

Алия Алимова. Фото из личного архива

Ситуация в регионах

По информации компании HeadHunter, большую часть вакансий для преподавателей на hh.kz сегодня представляют различные частные школы и центры дополнительного образования — в этих учреждениях особым спросом пользуются учителя иностранных языков и программирования, а также преподаватели творческих дисциплин. 

Количество вакансий в области науки и образовании в Казахстане в августе 2023 года выросло на 46% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а число соискателей увеличилось в 4 раза. Но даже такой сильный рост не перекрывает нехватку квалифицированных кадров. Особенно ситуация обострена в регионах, отдаленных от областных центров. Несмотря на то, что число абитуриентов педагогических вузов растет, до должности учителя доходят не все. Чаще всего потенциальных педагогов отпугивает низкая зарплата.

Средняя предлагаемая зарплата учителей/преподавателей и частных репетиторов в Казахстане, по данным за 2023 год, составляет 247 тысяч тенге, что на 12% больше, чем в прошлом году. Наиболее высокие зарплаты предлагают в Алматы и Астане на позиции преподавателей в вузах (в среднем до 1 700 000 тенге), учителей начальных классов в частных школах (в среднем до 600 000 тенге) и преподавателей иностранных языков (в среднем до 500 000 тенге).

Самая заманчивая вакансия в Казахстане на сегодня — должность учителя предшкольной подготовки со знанием английского языка в образовательный комплекс в Алматы, кандидату готовы платить до 850 000 тенге в месяц. Требования тоже соответствующие — наличие педагогического образования, опыт работы от трех лет, знание английского и казахского языков.

Диспропорции спроса

Министерство просвещения предоставило следующую сводку по кадровому голоду в Казахстане. На сегодня республике не хватает 5600 педагогов. При чём самый большой дефицит имеет место в Карагандинской области (916 вакансий), а минимальный – в Кызылординской области и в Шымкенте (по 9 вакансий).  

Меньше всего отечественная система среднего образования нуждается в преподавателях рисования (две вакансии на всю республику) и французского языка (одна вакансия на весь Казахстан). 

Чаще ищут учителей математики – 1117 вакансий по стране. При чём, если в Карагандинской области требуется 141 преподаватель математики, то в Кызылординской области – всего три, а в Шымкенте – пять. 

Скриншот поста в Facebook депутата Мажилиса Ирины Смирновой

На втором месте по востребованности – учителя начальных классов, по стране открыты 722 вакансии. Единственным регионом, где они не требуются, является Кызылординская область.

Третье место досталось учителям русского языка и литературы – 693 вакансии. 

Скриншот с сайта объявлений по найму работников

Следует отметит, что острая нехватка учителей математики наблюдается не только в Казахстане, но и во многих других странах бывшего СССР и не только. 

 

 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости