Правительство сможет ограничивать доступ к соцсетям и мессенджерам

cover

В закон «О некоторых вопросах Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан» внесли дополнения, постановление опубликовали сегодня. А что эти дополнения значат, корреспондент Orda.kz спросил у эксперта по цифровым правам Елжана Кабышева.

22 июля правительство внесло поправки в постановление «О некоторых вопросах Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан». Поправки стали логическим завершением подписания Токаевым резонансного законопроекта, известного в обществе, как «поправки Сарыма – Закиевой». Несмотря на то, что сенат не пропустил большинство поправок и вернул законопроект на доработку, итоговый документ продолжает вызывать сомнения и вопросы.

Например, согласно опубликованному постановлению правительства соцсети и мессенджеры будут обязаны предоставлять данные о количестве пользователей.

«В целях проверки сведений о количестве пользователей онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями запрашивать у онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями информацию о количестве пользователей в сутки», – говорится в постановлении правительства.

Если владельцы онлайн-платформ и мессенджеров не установят программу подсчёта пользователей, власти сами их подсчитают, но кто и как это будет делать, не уточняется.

А вот следующе дополнение наводит на совсем нехорошие мысли. Именно этот пункт в своё время вызвал недовольство в обществе.

«Ограничивать деятельность иностранной онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями на территории Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан», – говорится в постановлении правительства.

Кроме того, появится реестр законных представителей иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена мгновенными сообщениями, взаимодействующих с уполномоченным органом в области средств массовой информации.

Эксперт по цифровым правам и руководитель общественного фонда «Digital Paradigm» Елжан Кабышев, ознакомившись с постановлением, отметил неточность формулировок.

«Подсчёт пользователей ведётся, в первую очередь, чтобы госорган, в данном случае МИОР, мог влиять на контентную политику с помощью законных инструментов. Но возникают вопросы. Тут указано, что получать информацию будут о количестве пользователей в сутки. Нет конкретики, будут ли это казахстанские пользователи, пользователи с территории Казахстана или со всего мира. Откуда мы будем получать данные? Здесь нужно было конкретизировать. Другим интересным моментом является вопрос о пороге пользователей, когда сайт начинает подпадать под нормы законодательства. Сейчас этот порог – 100 тысяч пользователей за сутки. А что, если сегодня на сайте будет 105 тысяч, а завтра 95 тысяч пользователей? Такие колебания вполне реальны для сайта, но нет конкретной нормы под этот случай», – считает Елжан Кабышев.

Эксперт по цифровым правам уточняет, что теперь МИОР может ограничивать доступ к интернет-ресурсу, а вот ответственность за ущерб от блокировки пользователям или самой соцсети нести не будет.

«Согласно закону «О связи» МИОР может ограничить доступ к интернет-ресурсу или к соцсетям и мессенджерам. Например, когда ведомство направило обращение в соответствующую компанию о том, что есть определённый контент, попадающий под новые нормы о кибербуллинге, а они не реагируют, не предоставляют своего законного представителя, который должен быть зарегистрирован в реестре МИОР. Вот тогда ведомство в праве ограничить доступ к ресурсу, а потом через оператора сотовой связи или АО «Государственная техническая служба» реализовывать доступ к этой соцсети или мессенджеру. В новых нормах не указана ответственность по поводу ущерба другим пользователям или самой соцсети и мессенджеру. Прописана только ответственность ведомства, в части того, что когда орган подает заявление по кибербуллингу в отношении ребенка, то они должны в течении трёх дней экспертной группой дать правовую оценку с правом продления на 15 календарных дней. То есть заранее уведомить всех участников процесса, что вот «мы государство, защищаем своих детей, обращаемся, в тот же Facebook, они не отвечают и не хотят удалять контент. Мы вынуждены их заблокировать, согласно нашему законодательству», – подытоживает Елжан Кабышев.

По словам эксперта, с компанией Meta (Facebook, WhatsAPP, Instagram) таких проблем возникнуть не должно. В ноябре 2021 года Казахстан и Meta подписали соглашение о сотрудничестве «позволяющее правительствам по всему миру отправлять жалобы на контент, который, по их мнению, нарушает местное законодательство».


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости