Последний звонок без детей: чем обернулась идея продлить учебный год до 31 мая

cover Источник gov.kz

В этом году казахстанские школьники отправятся на каникулы только после последнего звонка 1 июня, а до 31 мая им предписано ходить на уроки. Такое решение приняло ещё в прошлом году министерство просвещения, но сразу же столкнулось с негативной реакцией общества

Министерство просвещения обосновало своё решение следующими аргументами:

«Мы приняли два важных решения. С одной стороны, снизить нагрузку на учеников, с другой стороны, учебный процесс закончится 31 мая. 1,5 млн детей не могли перейти на пятидневную учебную неделю. Сейчас у нас появится 36 дней дополнительных выходных, и дети смогут их использовать по своему усмотрению. Был риск, что более 100 школ будут работать трёхсменно. Но с введением данного нововведения они будут работать в две смены», – пояснял министр просвещения Асхат Аймагамбетов.

Совсем недавно уже новый министр просвещения, Гани Бейсембаев, привёл новые доводы:

«Думаю, никто не против, чтобы наши дети были конкурентоспособными гражданами мира. В прошлом году было предложение о том, чтобы сделать учебную неделю пятидневной, чтобы дети проводили больше времени с родителями. Но когда мы оптимизируем занятия и переводим школьников на пятидневную учебную неделю, это приводит к увеличению нагрузки».

Но несмотря на эти доводы, с самого начала эта инициатива вызвала негодование и критику немалого числа учителей, родителей, экспертов, общественников и, конечно, детей. Её отражением стали многочисленные посты в соцсетях.

Скриншот обсуждения в Facebook

Но следует отметить, что было немало граждан, поддержавших эту идею, особенно среди занятых родителей.

Скриншот обсуждения в Facebook

В эти последние дни мая поступает много информации, что в ряде школ уже сдали учебники, многие классы почти пустые, на занятия приходят только несколько человек, чтобы просто "повалять дурака", а большинство школьников играют с планшетами дома, болтаются по городу (или по посёлку) или уехали отдыхать. Управления образования требуют со школ, а школьная администрация с учителей обеспечить посещаемость занятий и, главное, собрать хоть кого-то на последний звонок.

Скриншот обсуждения в Facebook

Своими соображениями по этой ситуации с корреспондентом Orda.kz поделились профессиональные педагоги.

Последний звонок – не просто завершение занятий

Руководитель ОО "Казахская лига экспертов образования" Гульнара Абишева сообщила, что она и её коллеги крайне скептически восприняли аргументы Минпроса и пытались убедить его руководство отменить своё решение, но их проигнорировали.

По её мнению, на самом деле никакой постоянно растущей нагрузки в учебной программе нет. Наоборот, её упростили. Обновлённое содержание образования теперь больше ориентирует детей на критическое мышление, навыки поисково-исследовательской работы, проектной деятельности, в целом самостоятельной работы. И эти две недели не были так уж необходимы, чтобы втиснуть в головы детей какие-то очень важные знания.

Но есть ещё один важный момент.

«Первый и последний звонки – очень важные моменты для учеников, учителей, родителей. Они формируют особое тёплое эмоциональное отношение ко времени, проведённому в школе. И для целых поколений казахстанцев они чётко ассоциируются с 1 сентября и 25 мая. Но если эти даты начать менять туда-сюда, то они сразу потеряют свою торжественность и эмоциональную значимость. И поэтому нужно постараться вернуть всё, как было», – отметила Абишева.

При всём этом в нынешнем году сдвинуть окончание школы с 31 мая на 25 мая было уже невозможно. Текст с объяснением причин Лига разослала по своим чатам.

Длительность учебного процесса лучше сократить

Педагог-профориентатор JOO High Schools Диас Асанов рассказал, что недавно услышал шутку в WhatsApp-чатах родителей: «Кто может, приведите детей в школу, а то проверяют»:

«Такие народные шутки появляются не без основания. В этом году такое нововведение вводится впервые. И, конечно, сейчас хейт идёт такой, что я не завидую нашему министру просвещения. Опять здесь абсолютно безграмотная информационная политика государства. Игра в одни ворота. Так решили – так и будет. Никакой подготовительной работы, никаких человеческих объяснений для учительского сообщества не было. Ну наши власти никогда такой работой не могли похвастаться. Поэтому надо уметь не только принимать решения, а уметь общаться с народом на его языке».

С точки зрения педагога, сейчас, наоборот, надо сокращать учебный год. Потому что современным детям в школах очень скучно. Они не хотят тратить 45 минут на усвоение материала, который грамотный лектор на Youtube-канале доступно разложит за пять минут.

Диас Асанов считает, что школа должна стать средой не знаний из учебников, а знаний реального мира и практики. И для сокращения программы нужно вводить проектные, кросс-предметные работы. Они значительно сократят лекционный формат, увеличат вовлечённость и интерес детей в школе, так как проектные задания обычно направлены на решение реальных проблем.

Болтающиеся дети и профилактика преступности

Сейчас продление учебного года связывают с Асхатом Аймагамбетовым. Но он был далеко не первым, кто выступил с такой инициативой. Ранее эту идею продвигал предприниматель Айдын Рахимбаев.

В 2016 году вести школьные занятия до 1 июля предложила Дарига Назарбаева, занимавшая в то время должность вице-премьера.

«Не так давно у меня было совещание межведомственной комиссии, где МВД делало доклад, что больше всего преступлений вокруг детей и сама детская преступность именно во время летних каникул. Вот эти три месяца дают ужасающую статистику, потому что детям некуда податься три месяца. Пока, конечно, не так активно везде работают дворовые клубы, и не для всех, наверное, хватает мест в лагерях для детей. Дети болтаются, родители на работе… Максимум, насколько сегодня может продлиться учебный год, это до середины июня. Хотя я за то, чтобы до июля, честно говоря. Те, у кого есть дети, наверное, меня поймут», – заявила Дарига Назарбаева во время посещения специализированной гимназии № 81 в Астане.

Педагогов нагрузили бессмысленной работой

Преподаватель социологии и критического мышления в университете КАЗГЮУ Любовь Сартакова на считает продление учёбы в школе до конца мая чем-то отрицательным. По её мнению, проблема в другом: учителя сегодня вынуждены выполнять огромное количество сопутствующей бумажной/электронной работы, напрямую не связанной с учебно-образовательной деятельностью, это ещё помимо непосредственно проверки работ школьников и административной нагрузки в виде классного руководства и тому подобного. Более того, происходит постоянное изменение госпрограмм, переписывание учебников, что также снижает эффективность обучения в школах. Если и нужны реформы, так в сторону освобождения учителей от бумажной нагрузки.

«Если сравнить школы и вузы, особенно частные вузы, где преподаватель зачастую нацелен только на работу со студентами и научно-исследовательскую работу, то в школах, наоборот, учитель вынужден посвящать огромное количество времени административной работе. Сил на школьников остаётся очень мало, а ведь именно обучение, работа с учениками является сутью работы учителя. Потому было бы прекрасно, если бы школы брали пример именно в этом аспекте с вузов, где преподаватель максимально освобождён от бумажной работы, а, следовательно, может направить всю энергию на выполнение своей основной функции – преподавания», – подчеркнула Любовь Сартакова.  

Учитывая всё вышесказанное, Казахская лига экспертов образования, многие школьники и учителя надеются, что в следующем году всё вернётся на круги своя. Но, вероятно, они будут разочарованы. На площадке СЦК 15 мая 2023 года первый вице-министр просвещения Шолпан Каринова рассказала об изменениях в правилах аттестации казахстанских педагогов, затронув и тему последнего звонка.

«Все вопросы касательно проведения учебного года уже решены. 31 мая закончится учебный год. Это окончательное решение», – заявила тогда Каринова.

Лента новостей

все новости