Реанимация отечественного кинематографа после продолжительного летаргического сна – вещь крайне занятная и требующая постоянных жертв. Творческий тандем продюсера Тимура Бактыбаева и режиссёра Олжаса Ибраева кладёт на этот «алтарь» уже третьего «агнца».

Что за фильм? В Казахстане есть две самые успешные франшизы. В одной из них главную роль исполняет Даурен Сергазин, а вторая так или иначе вращается вокруг алматинского отеля и благословленного образа Жана Байжанбаева на втором плане. «Портье: мальчик на побегушках» пытается «поженить» эти составляющие, но, кажется, так и не может разгадать формулу успеха.

Кто в ролях? Звезда дилогии «Брат или брак» Даурен Сергазин, главный борец с дезинфекторами Куат Хамитов, инста-дива Айжан Байзакова и Жан Байжанбаев в стереотипном образе стареющего бизнесмена с молодой женой.

О чём? В довольно скудном прологе закадровый голос главного героя сообщает, что он, дескать, — сценарист и ему заказали историю, которая разворачивалась бы в отеле. Чтобы «разогнать» будущий скрипт, парень подсовывает липовое резюме (видимо, во вселенной Олжаса Ибраева открывание дверей и переноска чемоданов подразумевает наличие колоссального опыта) и становится портье. Далее ему предстоит знакомство с рядом довольно стрёмных личностей, включая грабителя, разновозрастную супружескую пару, бойца MMA, Байзакову, в 2021 году читающую «Бойцовский клуб» Паланика, и ещё одного персонажа, которого можно охарактеризовать, как бисексуала-наркомана с татуировкой на лице.

«Портье»: мальчик на побегушках или на веществах?

Кому и зачем смотреть? Начинающим сценаристам и режиссёрам, чтобы понимать, как ни в коем случае не стоит делать.

Общим местом стало расхожее мнение о том, что «комедия – это самый сложный жанр». Он, действительно, сложен, если в команде нет людей, которые хотя бы приблизительно понимают ритм повествования, в котором гротескные персонажи в рамках заданного сценаристами шаблона способны рассмешить зрителя.

Понятно, что при создании «Портье» авторами фильма не раз произносилось магическое для русскоязычного зрителя название «Четыре комнаты» – откровенно провальной картины, которая не «зашла» во всём мире ни зрителям, ни критикам, но в силу распространения на VHS в 1990-е и магии фамилии Тарантино (который, по сути, экранизировал коротенькую пародию на Хичокока и не шибко этим гордится) обрела популярность на постсоветском пространстве.

Собственно, центральный образ явно был вдохновлён персонажем Тима Рота, у которого была всего одна цель – дотерпеть до утра, по возможности, не встревая в дела постояльцев. Главный герой «Портье», напротив, из кожи вон лезет, пытаясь быть в каждой бочке затычкой. Якобы для написания удачной истории, забывая, что при подобном методе сценарист должен быть наблюдателем, а не участником событий.

А события, мягко говоря, высосаны из пальца. Ну, какая интрига может быть в разборках опостылевших друг другу супругов, которые вяло переругиваются друг с другом через записки? Причём нас как не погружают в причины конфликта и подробности этого мезальянса, так и не стараются дать хоть какую-то логичную развязку. Просто поругались, потом помирились. Шик? Вроде он.

В какой-то момент авторы поняли, что главными звёздами проекта по-любому должна быть пара отечественных хайпожоров – Хамитов и Байзакова.

ОК. И зритель должен не обращать внимания на то, что один играть не умеет вообще, а второй играть нечего в принципе. Зато здесь будет лучшая (и, кажется, единственная) шутка о том, что знаменитый боец запрещает применять химические средства для уборки в своём номере. Правда, шутка протухла с полгода назад, но хотя бы есть.

Что касается ритма повествования… Первые пятьдесят минут фильм страдает от невыносимой затянутости почти каждой сцены (особенно эпизода знакомства и общения с электриком, который можно безболезненно выкинуть, и ничего не изменится вообще), вторая же половина напичкана таким количеством кринжовых событий, эпизодов и реплик, что кажется, будто это не главный герой принял запрещённые вещества, а сценарист с режиссёром.

Венчает всё настолько притянутый за уши твист, что становится стыдно за трату полутора часов на просмотр этого «шедевра». И тут хочется обратиться к авторам и донести до них мысль, что для подобных сюжетных решений с самого начала нужно давать предпосылки зрителю. С тем же успехом главный герой мог быть пришельцем с Мелмака или всё происходящее могло присниться собаке из сериала «Остаться в живых».

В целом, «Портье: мальчик на побегушках» – зрелище мучительное. Как для актёров, которые играли (а если точнее, присутствовали в кадре), так и для зрителя.

Поделиться: