Покатушки на электробайках по горам: как не покалечить себя и природу?
Фото: Игорь Улитин, Orda.kz
Реклама туров на электробайках по живописным местам Алматы обещает кайфовые покатушки и особую атмосферу. Красивые виды, сочные кадры, нетронутая (ещё пока) природа, возможность круто провести время с друзьями и испытать острые ощущения — всё это ждёт желающих прокатиться. Пока люди ловят вайб, бороздя просторы национальных парков, у инспекторов и защитников природы противоречивые мнения на этот счёт. Своя правда — у гидов прокатов электровелосипедов и их клиентов. Так ли всё кайфово, разбиралась журналист Orda.kz.
Думайте головой — берегите резину!
По дороге на пост в урочище Алма-Арасан мы встретили Станислава — гида и владельца проката. Мужчина сопровождал двух девушек, Сабину и Ренату. Они только вернулись из поездки. Все остановились на небольшой площадке, где до этого девушки пробовали ездить. Станислав бережно ставил новенькие электробайки в кузов своей машины.
«Электробайк выбирают, потому что на велосипеде педали крутить надо. Всю дорогу причём. Это большая физическая нагрузка — люди—то разные. А на байке просто едешь да едешь. Почему электрический? Потому что это национальный парк и бензиновые туда не пускают»,объяснил бизнесмен.
Станислав сказал, что своих клиентов одних в горы он не отправляет:
«Не потому что угонят, а потому что разобьются. Головой не думают, что это горная местность, и начинают гонять».
80 % его клиентов — это новички, которые хотят попробовать, но боятся. И комфортнее всего для них учиться ездить по дороге на БАО. В загруженный день в разгар сезона бывает до 40 желающих прокатиться.
«Дорога вся строго по асфальту — об этом я людей тоже предупреждаю. Чтобы в траву не заезжали. Чтобы не портить резину»,сказал гид.
У Станислава всё чётко: байки целы, клиенты живы, природа нетронута. Так что пока бизнесмен следит за сохранностью своего имущества, можете быть спокойны за свою безопасность. Но на всякий случай, дорогие любители, думайте головой — берегите резину!
Чтобы не попасть в новости, учитесь ездить!
«Мы только показываем, как правильно обращаться с газом. То есть он, как в самокате. Только здесь он попадает под всю руку»,показал нам гид-инструктор, механик другого проката, Мирослав.
В его прокате можно арендовать электробайк с сопровождением и без.
Рядом с прокатом — территория плотины, и она довольно просторная, чтобы учиться там ездить на большой скорости. Клиентов Мирослава мотивирует возвращаться на базу не только желание жить, но и залоги и депозиты. А ещё заряд батареи.
«Вам хватит батареи только подняться и спуститься. Тот, кто берёт побольше батареи, у него побольше и залоги, и депозиты. Оформляется договор. Были попытки не вернуть — не получилось»,сказал он.
На вопрос, следят ли в прокате за тем, где ездят электробайкеры, гид ответил, что «в основном здесь одна дорога» и «если что-то случилось — можно увидеть по камерам». А ещё, может быть, произошедшее заметят гиды из других прокатов. Поэтому, уважаемые байкеры, если не хотите попасть в новости — учитесь ездить как следует и держитесь дороги!
Прокат находится недалеко от поста и его хорошо видно с проезжей части. На вопрос, много ли желающих прокатиться, Мирослав ответил:
«Клиенты всегда есть. Летом в самый загруженный день было 72 человека, по-моему. Потому что у нас по брони всё. Уже всё забронировано. Особенно в выходные — все байкеры сходятся».
Следующая рекомендация, друзья: не разбейте байк — вас много, а он забронирован!
Также работник проката отметил, что электробайкеры должны ездить по протоптанной тропинке: «По траве в нацпарке ездить запрещают — нельзя сминать растения». Сказал, что он и другие гиды объясняют правила, которые доносят им инструкторы национального парка. На вопрос, какие правила, ответил:
«Про траву. Иногда работники нацпарка перекрывают какую-то дорогу, и там нельзя проехать, плотину какую-нибудь перекрывают».
Отсюда следующий совет: в погоне за адреналином берегите траву!
Опасненько
«Мы второй раз в жизни катались»,сказали девушки, которых сопровождал Станислав.
На вопрос, как впечатления, ответили: «Здорово. Просто чуть опасненько, кажется. Из-за машин просто страшно. Здесь, по дороге. На БАО тоже машины ездят».
О том, как они научились ездить, сказали:
«Здесь (на площадке) просто круг один делаешь и сразу едешь. До этого мы просто уже пробовали, ездили. Один раз. В прошлом году примерно в это же время. Здорово. Просто немного страшно».
«Почему электробайк? Мы всё пробуем. Не так, что мы именно сюда целенаправленно. Мы всё по чуть-чуть. За осень решили прокатиться, пока ещё сезон. Пока ещё не так холодно. Сезон хайкинга уже закончился, который именно любительский, дальше — уже альпинизм. Летом тоже лучше не ходить — слишком жарко», — поделились Сабина и Регина.
А теперь перейдём к противоречивым чувствам тех, кому не так близок интерес бизнесменов и восторг туристов.
Не гоните в сезон гона!
Инспекторы Иле-Алатауского национального парка назвали электробайки проблемой, потому что осень — сезон гона. Также, по словам работников парка, байкеры докучают природе беспредельной ездой.
«Вот видите новые дороги, тропы, которые открыты? Это всё набивают они. Когда электробайк едет в гору, он буксует. Когда буксует, он портит почву — так быстрее прокладывается маршрут. Проехали, допустим, десять мопедов — уже видно дорогу. Мы против электробайков», говорят инспекторы.
Работники нацпарка отмечают, что такой досуг вредит и самим байкерам — тем, кто не умеет кататься, но решил вдруг попробовать.
«Многие падают — у них опыта нет. Первый раз человек, допустим, оплатил, едет и упал. Права не нужны. Там (в прокате) всем подряд выдают. Это существенный вред. Я понимаю, если за пару дней вас научили вождению, вы правила узнали. В горах-то тем более, экстремальная же зона»,говорит Расыл, один из инспекторов.
Уважаемые любители: не гоните в сезон гона и учитесь (у хорошего инструктора!) ездить по ровной дороге, потому что в горах небезопасно!
Соблюдайте правила и берегите природу!
Эксперт в области транспорта Елена Ерзакович считает, что для электробайкеров нужны отдельные дорожки, чтобы они не мешали пешим туристам:
«Если в парке нет троп, то не нужно пускать электробайки, потому что от них поднимается пыль и разваливаются пешеходные дорожки».
Экоактивистка Ажар Джандосова говорит, что электробайкеры не понимают всего вреда, который они наносят природе, и надо говорить им об этом. Электробайкам не место в национальных парках:
«Нужно запрещать электробайки»,сказала она.
Когда электровелосипеды ездят по тропам, они мешают людям, уверен эксперт по биоразнообразию Сергей Скляренко.
«Побочная сторона бесшумности — неожиданность. И пешим туристам сложнее передвигаться. Это снижает привлекательность пешего туризма. Строить отдельные дорожки — не вариант, потому что тогда угробят ещё больше территории и появится фактически дорога. По ней также будут ходить пешеходы, потому что им так будет удобнее. И проблема останется».
Эксперт думает, что стоит сделать отдельные дорожки для обычных велосипедистов. Но только в отдельных частях парка, предназначенных для экстремального туризма и только там, где природа уже изменена человеком. Например, на территориях бывших советских летних лагерей.
«Для электровелосипедов вопрос, где им ездить, остаётся. Можно загнать их на велосипедные дорожки. Можно заставлять их ездить строго по дорогам», сказал Скляренко.
Он предложил повесить на электровелосипеды GPS-трекеры и указать людям разрешённые маршруты. Поставить знаки для пешеходов «осторожно, велосипед, байк» и штрафовать за съезд. Нацпарку заключить договор с прокатом электробайков, чтобы компания отслеживала нарушителей, а инспекторы не вылавливали людей по одному.
Так или иначе, езда на электробайках в национальных парках наносит вред экосистеме, создаёт неудобства пешим туристам и может быть травмоопасна, если вы в этом деле новички. Соблюдайте правила и берегите природу, уважаемые любители кайфовых покатушек и особого вайба.
Читайте также:
Лента новостей
- Огненный ад в Гонконге: Пекин пригрозил иностранным СМИ
- Крупный ночной пожар ликвидировали в Алматы
- Снег и ветер — прогноз погоды на 7 декабря
- Зеленский провёл телефонные переговоры с Уиткоффом и Кушнером о рисках нового российского наступления
- Экспорт зерна в Центральную Азию вырос: Казахстан ищет новые решения
- Лисаковского педофила приговорили к пожизненному заключению
- Скандальная драка в Туркестане: удар чиновника стоил ему кресла
- Париж — лучший город мира в 2025 году
- Давайте поставим тысячу башен! Как зелёные предлагают очистить воздух в Алматы
- Трагедия на пограничной заставе «Нарынкол»: погибли военнослужащий и ребёнок
- Главные премьеры декабрьского проката: третий «Аватар», второй «Дәстүр» и много фестивальных картин
- Дело о топливе: начальник склада военной части получил девять лет колонии
- Пьяный в стельку енот устроил алкопогром в супермаркете в США
- Токаев поговорил по телефону с президентом Кыргызстана
- «Кайрат» и «Семей» вышли в четвертьфинал Лиги чемпионов
- Как Игорь из Беларуси за ночь стал звездой и что ещё обсуждали соцсети на этой неделе
- Застой на рельсах: запреты КТЖ бьют по казахстанскому экспорту
- В Акмолинской области столкнулись автобус и экскаватор, есть пострадавшие
- Токаев поздравил президента Финляндии с Днём независимости
- В Казахстане приостановили выдачу ИИН для иностранцев



