Под железным куполом: как живут сегодня уроженцы Казахстана в Израиле

Ближний Восток уже почти две недели остается одной из самых горячих точек планеты: бомбежки, обстрелы, уносящие жизни тысячи людей. О том, как живут сейчас уроженцы Казахстана, которые много лет назад переехали в Израиль, рассказывает корреспондент Оrda.kz.
"Они убивают, а мы сажаем цветы"
Бывшая карагандинка Ольга Меклер уже 27 лет живет в городе Ашдоде, который расположен в 38 км от Газы. По её словам, сегодняшние события на Ближнем Востоке страшнее, чем локальные войны прошлых лет, но покидать Израиль она не собирается.
"Такого еще не было, это нечто другое. 75-летний хозяин магазина, где я работаю, с 1967 года прошел все войны, начиная с Шестидневной и с Войны Судного дня. Он тоже не помнит такого. Настроение в городе мрачное. За 27 лет жизни в Израиле мне еще никогда не было так страшно. Прямо над нашим домом "Железный купол", мы все на себе ощущаем", - признается Меклер.

Она говорит, что проникновение боевиков на территорию Израиля гораздо страшнее обстрелов. Сейчас в доме женщины есть бункер и комната безопасности, где они с мужем иногда вынуждены сидеть часами.
"Коллега живет в поселении совсем близко к Газе. У них сейчас все закрыто - нельзя выехать или заехать. Люди буквально привязаны к бомбоубежищам. Многие просто пропали, их похищали целыми семьями", - говорит бывшая карагандинка.
По её словам, несмотря ни на что люди стараются жить обычной жизнью. Хотя все подавлены.
"Магазины сейчас работают только те, где есть оборудованные бомбоубежища. Наш магазин, где работаю я, торгует строительными товарами, это считается жизненно необходимым. Но клиентов стало меньше. Муж не работал два дня, потом их вызвали, потому что сотрудников не хватает. Многих призвали в армию", - рассказывает Ольга.
Сейчас город бомбят реже, а вот соседнему Ашкелону достается. В позапрошлую пятницу семейная пара отправилась на рыбалку в национальный парк Хоф Зиким. А это была одна из точек, где высаживались террористы. Супруги перестали выходить на связь в субботу утром. Телефоны указывали их местоположение в больнице, опознали погибших только по ДНК.
"Мы понимаем, что это величайший провал нашей разведки. Я уверена, что была диверсия, помощь изнутри. Позавчера показывали, как в наблюдательных пунктах вдруг одновременно погасли все экраны, убили 24 девочек-наблюдателей. А там забор безопасности стоит миллиарды шекелей, он напичкан датчиками. Как это все смогли отключить?"
Казахстанцев в Ашдоде не так много, но достаточно. Большая их часть живет на Севере, поскольку там много рабочих мест.
Ольга рассказывает, что погибших сотни. Среди них есть и её знакомые.
"На том музыкальном фестивале было много детей из Ашдода. Его участниками была так называемая «левая» молодежь, которая ратовала за мир и добрые отношения с соседями. Устраивая фестиваль на самой границе с Газой, они были уверены, что их не тронут. У местного бизнесмена там погибла дочь. Вчера, возвращаясь с работы, встретила соседку, которая шла с поминок, на фестивале погибла сестра её подруги. В первый день войны, 7 октября, героически погиб лучший друг моего племянника, он был на военной базе, которую захватили террористы. С простреленной трахеей он восемь часов, вел бой. Погибли он и еще семеро ребят из его взвода. Только из одного Ашдода уже погибло 17 солдат".
По словам Ольги, все израильтяне стараются помочь армии. Люди приносят воду, одежду, медикаменты. Были огромные очереди из желающих сдать кровь, хотя уже сказали, что её набрали достаточно.
"Наша семья отослала деньги организации ЗАКА, она состоит из верующих людей, у них очень тяжелые обязанности - убирают тела после терактов. Никто не остается в стороне. Свою армию израильтяне очень любят. Но столько вопросов к нашему правительству, как это произошло? При этом очень много добровольцев. Я считала раньше, что наша молодежь инфантильна, эгоистична… Но нет, ей можно гордиться, она не хуже нас"
По словам Ольги, молодые люди буквально рвутся в армию. Те, кто жили в других странах, возвращаются домой, чтобы встать в строй.
"Сегодня говорила с одним из наших поставщиков, ему 35 лет. Его освободили от призыва и он расстроен, чувствует себя не в своей тарелке, рвётся воевать. В армию пока берут только тех, кто ранее был в боевых частях.
Напоследок Ольга рассказывает о том, как недавно хозяйка магазина Ализа принесла несколько ящиков рассады.
"Позвала парней со склада и все вместе стали сажать цветы в клумбы. Понимаете? Они убивают, а мы сажаем цветы! И мы знаем, что будет завтра. Это наш быт во время войны. И то, что мы ходим на работу, слава богу, что она есть - иначе можно сойти с ума, смотря новости. Сейчас для всех израильтян очень важно ощущать свою нужность. Я не врач, не военный….Что может просто продавец? Ну вот я –я за пару дней людям, оставшимся без привычных благ помогла восстановить разрушенные душевые кабинки, люди не могли помыться, а в магазин ехать боялись".
Не хватает работников и дефицит овощей
Лариса Павленко из Астаны, с 2007 года живет в маленьком городе Маале Адумим, что рядом с Иерусалимом. Любит Казахстан и скучает по друзьям.
"Такого не было здесь 50 лет, при этом явка на призывные пункты 120%. У нас в Маале Адумим три погибших солдата. На их похороны пришло полгорода, перекрывали автомобильное движение"
Город Ларисы в глубине страны, поэтому их бомбили только в первый день, но слышны звуки взрывов, когда в сторону Иерусалима летят ракеты. Её муж работает на заводе в Ашкелоне, там бомбежки идут практически беспрерывно. Но предприятие не закрывают.
"Уехать не хотим. Дома есть запас воды, консервов, крекеров, кошачьего корма. В магазинах проблемы с некоторыми продуктами, их выдают ограниченно. Почти нет овощей и фруктов, они все были из Газы. Проблемы с молоком, потому что убито много коров и фермеров. Курицы нет в продаже, потому что на их производстве работали арабы, а их сейчас не пускают в города. Везде не хватает работников. Общественный транспорт очень редко ходит, им вообще не рекомендуют пользоваться. Мусорные контейнеры и урны переполнены. Люди договариваются и устраивают типа субботников", - говорит Лариса.
По её словам, в магазинах большой дефицит сотрудников. Там сейчас много волонтеров, подростки бесплатно работают на раскладке товаров. Впрочем, открыты только продуктовые и аптеки.
"Мне вчера сыр в супермаркете продавала девочка лет одиннадцати. Может дочка продавщицы, может волонтёрка. Трое детей в отделе работали"
В школе у сына Ларисы недавно делали праздничный завтрак и кидуш (благословение) для успеха и здоровья солдат. Распределили список продуктов между родителями, читали молитву и угощались. В гости к школьникам пришли две девушки, которые сейчас на службе в армии.


Автор: Любовь Цвиликова
Читайте также:
Лента новостей
- Экономист: казахстанцам пора готовиться к кредитам под 40 % годовых
- «Магия не сработала»: в Жамбылской области осудили женщину за ритуал с солью в школе
- Скандал из-за памятника: скульптор из ВКО требует вернуть ему семь миллионов тенге
- Многодетная мать пыталась сжечь себя в здании акимата Алматы
- Стали известны новые подробности смерти девушки в опорном пункте полиции в Караганде
- Суд привлёк эксперта-филолога к делу о торте за 600 тысяч тенге
- Житель Тараза поджёг себя после ссоры с девушкой
- Сема по цене Мбаппе: «Кайрат» открыл продажу билетов на матч с «Пафосом»
- Скандального рыбинспектора из Жетысу оштрафовали за клевету
- В Алматы открылся современный теннисный центр «Алатау»
- Токаев поздравил Трампа с выдающейся победой
- Российская таможня перехватила казахстанский груз на 200 миллионов тенге
- Купание Павла Дурова в Кольсае принесло пользу Казахстану — Минэкологии
- Фемида без мантии: двух судей и их армянских «партнёров по делу» судят в СКО
- Яна Легкодимова завела дневник незадолго до смерти — детали убийства атыраучанки раскрыли в суде
- Десятки водителей вышли на протест из-за повышения тарифов в Атырау
- Технологии против бедности: за что дали Нобелевскую премию по экономике в 2025 году
- Инфляция и коррупция: к чему приведёт запрет на торговлю алкоголем в Казахстане?
- Сломал рёбра пенсионерке: полицейского уволили за жёсткое выселение в Алматинской области
- Причины детских суицидов назвали в МВД