Почему министр энергетики РК не видит угрозы для Каспийского трубопроводного консорциума

cover

На состоявшемся 26 марта брифинге в Астане министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев опроверг вероятность прекращения поставок казахстанской нефти через инфраструктуру КТК. По его словам, все стороны заинтересованы в стабильной работе трубопровода. На чём основана уверенность Саткалиева?

Если проанализировать события последних месяцев, то особых оснований для тревоги о вероятном прекращении экспорта казахстанской нефти на мировые рынки через портовую инфраструктуру КТК в Новороссийске на самом деле нет. Даже несмотря на заявление официального Киева в лице главы СБУ Василия Малюка о законности операций по уничтожению нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий России. 

И как бы ни критиковали Саткалиева его оппоненты, ссылающиеся на озабоченность администрации США, которая, по информации Financial Times, призвала Киев «прекратить атаки на энергетическую инфраструктуру России, чтобы не вызвать новый нефтяной кризис», заявление министра энергетики Казахстана выглядит вполне обоснованным. 

«По этому трубопроводу заключили договоры с собственниками нефти, ведущими глобальными международными компаниями, так называемыми мажорами: Chevron, ExxonMobil, Eni. Понятно, что международный потребитель, в том числе европейский, в первую очередь заинтересован в стабильной работе трубопровода», — заметил Алмасадам Саткалиев.

Впрочем, это лишь часть доводов министра энергетики РК. Действительно, доля участия крупных транснациональных корпораций в проекте Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) составляет 28,25 %. Из них американская корпорация Chevron Caspian Pipeline Consortium Company имеет 15 % акций, у Mobil Caspian Pipeline Company из США — 7,5 %, итальянская Eni International N.A. N.V и британская BG Overseas Holding Limited контролируют по два процента акций КТК, ещё одна американская корпорация — Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75 %

С казахстанской стороны 19 % акций у «Казмунайгаза» и 1,75 % — у Kazakhstan Pipeline Ventures LLC, которая до 2009 года была совместным предприятием КМГ и British Petroleum. Поскольку оставшийся 51 % акций КТК контролируют российские нефтегазовые корпорации, в том числе и зарегистрированные за пределами Российской Федерации компании LUKARCO B.V. (дочка «Лукойла» из Нидерландов) и СП из Кипра Rosneft-Shell, Украина теоретически может атаковать порт в Новороссийске. И даже его разрушить. 

Однако фактически это будет означать, что удар придётся и по интересам самой Украины. Причина в том, что немалая часть сырой нефти, приходящей в Новороссийск по трубопроводу КТК, экспортируется на нефтеперерабатывающие заводы Румынии. В частности, для нужд принадлежащей «Казмунайгазу» компании Rompetrol, которая не только владеет широкой сетью АЗС в странах Европейского союза, но и имеет в своём активе крупнейший в Румынии НПЗ Petromidia в уезде Константа, который ежесуточно перерабатывает свыше 100 тысяч баррелей нефти. Там же в Константе на берегу Чёрного моря построен и единственный в Румынии порт Мидия, который после проведённой в 2023 году реконструкции в основном принимает казахстанскую нефть сорта KEBKO (Kazakh Export Blend Crude Oil), а также экспортирует продукцию НПЗ Petromidia в другие страны. Среди основных получателей, произведённых на мощностях компании Rompetrol ГСМ, значатся Албания, Болгария, Грузия и... Украина.

При этом в Rompetrol не скрывают, что поставки моторного топлива в Украину осуществляются морем через терминал на реке Дунай близ города Измаила. Другой путь — мультимодальный в адрес трёх крупнейших украинских нефтебаз в Одесской и Винницкой областях. 

Важным представляется и тот факт, что буквально неделю назад по просьбе стран, входящих в ЕС, а также США, Японии и Турции правительство Украины объявило о решении закрыть реестр «Международные спонсоры войны», который был расположен на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. При этом из реестра ещё в ноябре 2023 года были выведены несколько греческих танкерных компаний, которых Киев подозревал в перевозке российской нефти. В том числе и из порта Новороссийск. Часть же реестра была перенесена на официальный сайт Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, изучая который, можно увидеть, что в нём нет ни одной компании из Казахстана, Румынии, Греции или Турции, которые бы подозревались Киевом в незаконной поставке нефти и нефтепродуктов в акватории Чёрного моря. Напротив, на украинской карте расположения торговых судов в реальном времени можно увидеть сразу несколько танкеров, в том числе и идущих под флагом той же Греции, которые везут нефть из Новороссийска.

Скриншот ships.com.ua

Всё это означает, что договорённость, о которой на брифинге в Астане упомянул министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев, действительно существует. Единственным же игроком, кто может нарушить существующий статус-кво, является Россия, которая, следуя своим интересам, вполне способна на неопределённое время остановить работу портовой инфраструктуры Новороссийска. Например, под предлогом ограничений по обеспечению ВСУ дизтопливом, бензином и авиакеросином. Другое дело, что находящейся под международными санкциями Москве, похоже, пока подобный шаг явно не нужен.

Автор: Анатолий Вайскопф

Лента новостей

все новости