Почему казахстанские судьи чихают на закон? Обзор интервью с адвокатом Муратом Адамом

cover

Когда Конституция превращается в декорацию, а народ не может попасть на прием к чиновникам, остаётся лишь видимость права. Интервью редактора Orda.kz Гульнары Бажкеновой с адвокатом Муратом Адамом — не просто разговор о юриспруденции, а подробный разбор портрета системы на примерах, где закон — лишь инструмент, а справедливость — случайность. Смотрите полную версию на канале ORDA News. Здесь самые яркие цитаты.

Суд не слышит, акимат игнорирует

Мурат Адам говорит, что современный казахстанский суд перестал быть площадкой, где можно искать справедливость. За 30 лет независимости суды не стали независимыми, а наоборот.

Адвокат задаётся вопросом, почему суды у нас полностью зависят не от Конституции, не от законов, а от указания конкретных людей. Сегодня начальник судьи — не Конституция, а указание сверху. 

Затронули тему отказа в проведении митингов и конкретно митинга об отставке бывшего акима Алматы Досаева. Адам выступил истцом вместе с общественником Санжаром Бокаевым против акимата. 

«Есть решения Конституционного суда, которые прямо запрещают акиматам отказывать в митингах без предложения альтернативы времени и места проведения, но эти постановления просто игнорируются. Но сегодня суды у нас не руководствуются ни Конституцией, ни законами. Они даже чихать хотели на Конституционный суд Республики Казахстан». 

Генеральный прокурор придумал удобные правила для себя

Один из самых показательных примеров, по словам Адама, — поведение Генеральной прокуратуры. Адвокат приводит недавний пример клиента: бизнесмен не может попасть на личный приём к генпрокурору — потому что тот сам утвердил правила, кто имеет право к нему попасть, а кто нет. 

«В суде мы заявили хозяйство о внесении представлений в Конституционный суд, чтобы признали его правила неконституционными, они нарушают конституционное право гражданина на личный приём. А генпрокурор просто отменил Конституцию своим приказом. Суд это понимает — и всё равно отказывает».

С другой стороны, почему люди идут на приём к генеральному прокурору? Потому что не могут добиться справедливости в локальных органах власти. Если бы на местах обеспечилось верховенство закона, необходимости в обращении в высшие органы не было бы. 

Юрист снова задаётся вопросом, чем руководствовался генпрокурор, разрабатывая такие правила именно когда президент выступил в своём послании и чётко обозначил концепцию слышащего государства. И предполагает: он и другие чиновники просто не хотят встречаться с народом. Боятся.

«Потому что им нечем будет возразить и нечем будет ответить на личном приёме всем этим гражданам, которые обращаются к ним с жалобами. Потому что все жалобы будут обоснованны»,констатирует он.

Актуальной оказалась тема, когда чиновники, не желая разбираться в конкретной проблеме, перенаправляют обращения граждан в другие ведомства. Адам сравнивает госорганы с почтовым отделением:

«Это уже система. И уже в народе дали название этому госоргану — филиал „Казпочты“. На кого жалуются у нас, тому переправляют».

Адвокатура под ударом: меж двух огней 

Но беззащитны не только граждане. Под давлением и сами адвокаты. Адам сетует, что люди в надежде на справедливость обращаются к адвокатам. Но и они не могут повлиять на исполнение закона.

«Закон нарушается систематически, грубо и злостно. Люди идут в суд за судебной защитой, там они её не получают. Обращаются к адвокату, но адвокат что может сделать? Принимает решение суд, либо иной правоохранительный орган, в зависимости от конкретной ситуации». 

Многое в судебной и в целом правоохранительной системе нужно кардинально менять. Потому что есть не только несправедливость, а элементарное неисполнение закона чиновниками и органами власти. 

Честный судья — принципы против указа

Адвокат в прошлом побывал и в кресле судьи. И поделился кейсами, когда в процессе принятия решения на него оказывалось давление, но ему удалось противостоять. 

«На вышестоящей инстанции каждый раз меня дёргали и говорили: не создавай прецедент, не нужно этого делать — выплачивать гражданам. Потому что сейчас это пойдёт системно по всей стране, будут взыскивать компенсацию морального вреда и так далее». 

Всё же в итоге честному судье вершить правосудие дальше не позволили, потому что он не выполнял указания начальства по правильному вынесению решений, и выдавили из судебной системы. 

Рыба гниёт с головы

По словам Адама, многие судьи сидят не на своих местах.

«Половина судей — случайные люди. То есть, будучи судьёй, ты прекрасно понимаешь, какой у тебя конституционный правовой статус, ты знаешь, что тебя никто за это не уволит. А зачем ты там тогда сидишь? Ты сидишь не на своём месте».

Адам предполагает: сейчас самое время для судебно-правовой реформы, и начинать её нужно с Верховного суда. 

«Нужно освободить всех судей Верховного суда от занимаемых должностей вместе с действующим председателем и по конкурсному порядку набрать новых, которые никогда не имели отношения к судебной системе, из числа гражданских юристов, адвокатов, юрисконсультов и так далее. Я думаю, что у нас очень много квалифицированных, сильных юристов, которые реально достойны занимать эти должности. Они пройдут по конкурсу, в отличие от этих коррумпированных судей, с которыми мы сейчас сталкиваемся».

По мнению адвоката, реформу судебной системы можно начинать, как в Грузии. 

«Как при Саакашвили: всех уволили, набрали заново. Да, работало недолго, но хотя бы работало». 

Конституция как фикция

Адам говорит, что обращения граждан и адвокатов, касающиеся системных проблем, просто отсеиваются аппаратом суда, не доходят до судей. Такая практика превращает судебную власть в инструмент политической безопасности. Если норма неудобна — её не замечают. Если решение рискованное — его не выносят.

Правозащитник сравнивает нашу систему с американской.

«Многие чиновники понимают: иногда решения так или иначе противоречат не только Конституции, но и в целом нашему законодательству. И осознают: если человек пойдёт за судебной защитой, если у нас будет такая же демократия, как в Америке, когда судья может спокойно отменить решение президента, то, конечно, у нас власть на месте просто парализуется».

Адвокатов принижают и убирают неугодных

Обсудили вопросы доработки нынешней Конституции. Адам предлагает придать конституционный статус адвокату, чтобы их не путали с юрисконсультами. 

«Они должны заниматься вопросами корпоративного характера, экспертизой договоров, сопровождением юридической кампании, но не участием в судах, в судах должны участвовать только лицензированные адвокаты»,принципиальная позиция правозащитника.

А главный вопрос, который предстоит решить, — случаи с преследованием адвокатов за профессиональную деятельность. Мурат Адам привёл примеры с правозащитниками Жанной Уразбаховой, Динарой Жубатовой, Гульбахыт Бижановой, когда против адвокатов заводили дела и отстраняли на время принятия окончательного решения. 

«Человека лишали защиты, чтобы не было возможности обратиться опять к этому адвокату. То есть для чего эти дела возбуждались? Чтобы были правовые рычаги отстранить вот этого компетентного профессионального адвоката от выполнения его прямой задачи, потому что адвокат просто мешал. Стал адвокат неугодным — пожалуйста, привлекли адвоката к уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации».

Кейс Orda.kz: когда база ломается, а с ней и закон

История о таинственном исчезновении документации Orda.kz из базы данных «Правительства для граждан» стала примером, когда наши данные — лёгкая мишень. Тогда из списка учредителей исчезло имя Гульнары Бажкеновой, а появилось имя неизвестного человека.

В суде главный редактор требовала лишь одного — провести независимую IT-экспертизу, чтобы проверить базу данных «Правительства для граждан» и следы, ведущие к тем, кто сфальсифицировал информацию. «Документ не открывается, он сломан, — объяснял представитель госоргана в суде. — Ну сломано, значит сломано». 

Судья, который на заседании признавал абсурдность ситуации, в итоге отказал в иске, удалился в совещательную комнату и вынес отказ. Адам подозревает, что тогда было определённое вмешательство в судебную систему. Также он утверждает, что сейчас происходит попытка рейдерского захвата Orda.kz . 

Мы писали об этом, когда под угрозой закрытия издания главного редактора заставили подписать договор и пытались отжать медиа.

По словам адвоката, это не частный случай, а системная болезнь. Если база может сломаться, значит, может сломаться и Конституция. А пока нет ответственности за такие вещи, суд будет превращаться в инструмент оправдания беззакония. А без давления судебная машина нормально работать не будет.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости