Почему Казахстан выступил в Женеве против новых мер ВОЗ по борьбе с табаком

cover Фото: Pixabay

На минувшей неделе в Женеве прошла 11 конференция сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком (СОР11), собравшая более 500 делегатов и наблюдателей. На второй день участники начали обсуждать пакет из 16 «перспективных мер» по ужесточению регулирования табачной продукции. Казахстан выступил с критикой предложений. Orda.kz изучила детали: с какими именно инициативами делегация РК не согласилась, и что про это думают представители антитабачной коалиции. 

Что это за площадка?

Конференция сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака — главный международный форум, где страны обсуждают новые меры регулирования табачной продукции. На открытии СОР11 Казахстан представил постоянный представитель РК при ООН в Женеве Ержан Казыханов.

Он подтвердил приверженность страны инициативам ВОЗ, подчеркнув, что любые новые международные подходы должны учитывать экономическую устойчивость и благополучие населения.

Казахстан напомнил, что уже реализует один из самых строгих пакетов мер в регионе: повышение налогов, запрет курения в общественных местах, ограничения продаж и повышение возрастного порога до 21 года.

«Решения конференции должны быть реалистичными и экономически выполнимыми, чтобы не наносить ущерб интересам населения», отметил Казыханов, призвав к диалогу, который сочетал бы цели здравоохранения с социально-экономическими реалиями.

С чем не согласился Казахстан?

На второй день страны начали обсуждать пакет из 16 «перспективных мер», подготовленный консультативной группой. Этот перечень предполагает серьёзное ужесточение регулирования и затрагивает сразу несколько сфер.

Среди них — сокращение числа розничных точек продаж, запрет стимулов и бонусов для продавцов, введение минимальных цен и повышение возраста для покупки табака. Одной из самых радикальных инициатив является «поколение без табака» — запрет продаж людям, рождённым после определённой даты, а также полный запрет или постепенное прекращение продаж табачных изделий.

Экономические и производственные меры включают прекращение государственной поддержки табаководства, ограничение прибыли компаний через ценовые потолки, установление квот на производство и импорт с постепенным снижением, а также передачу коммерческой продажи табачных изделий некоммерческим структурам.

Регулирование продукции предполагает снижение уровня никотина до минимально зависимого, запрет всех вкусовых добавок и ароматизаторов, заморозку ассортимента и брендов и запрет фильтров в сигаретах. Кроме того, планируется расширение зон, где курение запрещено, включая частные и получастные пространства.

Именно этот блок вызвал обеспокоенность не только Казахстана, но и ряда крупных игроков. Китай, государства Европейского союза и другие страны заявили, что подобные инициативы выходят за рамки Конвенции и могут иметь серьёзные последствия для международной торговли, промышленности и национальных экономик. Казахстан поддержал эту позицию, отметив, что новые меры должны учитывать национальные особенности и не ставить под угрозу экспорт, производство и рабочие места. Делегация Канады, традиционно выступающая за жёсткое регулирование, подчеркнула, что подобные меры не могут быть обязательными.

Казахстан обозначил свою линию как попытку найти баланс между задачами общественного здравоохранения и экономическими последствиями.

«Конференции важно находить решения, которые соединяют цели здравоохранения с социально-экономическими реалиями», резюмировал глава миссии.

Мнение общественников

Однако представители НПО считают, что позиция казахстанской делегации на СОР11 не отражала интересы общественного здравоохранения и была ориентирована на защиту частного сектора. Состав делегации вызвал критику: в отличие от прошлых лет, когда Казахстан представляли Минздрав и профильные НПО, теперь туда вошли представители «Казахинвеста».

Основательница коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова отметила, что страна встала в один ряд с государствами, озвучивающими аргументы табачной индустрии. Садыкова напомнила, что Казахстан долгое время считался одной из самых последовательных антитабачных стран СНГ: первым вводил устрашающие изображения на пачках и запрещал снюсы и вейпы.

«Мы должны были представлять свой опыт по запрету вейпов. И тут — провал», отметила она.

По её словам, легальная продажа снюсов и вейпов исчезла. Несмотря на существование чёрного рынка в Telegram, высокая стоимость делает эти изделия недоступными для подростков.

Экономика и здоровье

При этом ряд других экспертов отмечает, что государство пытается предотвратить экономический ущерб: резкие меры могут не снизить курение, но усилить теневой рынок и нанести удар по промышленности. Эту точку зрения подтверждает исследование общественного фонда «Стратегия», согласно которому запретительные меры 2024 года не снизили потребление, но привели к росту нелегального оборота на 120 %.

В фонде подчёркивают, что запреты не снизили спрос, не улучшили здоровье и не уменьшили число курильщиков, только лишили государство налогов, а людей — права выбора.

Президент фонда Гульмира Илеуова отметила, что запретительные меры «лечат симптомы, а не болезнь», и что «казахстанцы не просят поблажек — они просят честной информации о менее вредных альтернативах и разумных правил». По итогам опроса, 91 % взрослых потребителей хотят иметь право выбора и доступ к достоверным данным о никотиновой продукции. Координатор фонда Азат Мухамедиев добавил: «Запреты только создают видимость борьбы, но не решают проблему».

По словам представителей фонда, международный опыт Великобритании, Новой Зеландии и особенно Швеции показывает эффективность политики снижения вреда: информирование, регулирование и доступ к альтернативам помогают уменьшить курение и улучшить здоровье. В Казахстане же жёсткие меры, по данным исследования, фактически усиливают позиции традиционных сигарет. Потребители готовы к изменениям: более 76 % поддерживают строгую сертификацию и регулирование, но выступают против тотальных запретов.

Читайте также:

Лента новостей

все новости