Близится к завершению сериал «Первая леди», посвящённый историям жён трёх американских лидеров: Элеоноры Рузвельт, супруги 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта; Бетти Форд, жены 38-го – Джеральда Форда; и Мишель Обамы, супруги 44-го – Барака Обамы.

В ролях четы Рузвельт – Джиллиан Андерсон и Кифер Сазерленд, Форд – Мишель Пфайффер и Аарон Экхарт, Обама – Виола Дэвис и Оу-Ти Фагбенли. Героев в юности сыграл более молодой состав, в частности, роль Барака Обамы исполнил сын Роберта де Ниро Джулиан. Все 10 серий «Первой леди» сняты датчанкой Сюзанной Бир, известной по сериалам «Ночной администратор» и «Отыграть назад», а также хоррору от Netflix «Птичий короб».

Поскольку Рузвельт был главой США с 1933-го по 1945 год, Форд – с 1974-го по 1977-й, а Обама – с 2009-го по 2017-й, то получился своего рода срез новейшей американской истории. В событийном плане мы наблюдаем картину от Перл-Харбора и Уотергейта до стрельбы в школе Сэнди-Хук. Историческое полотно сквозь призму женских судеб.

Структурно сериал выстроен так, что не делится на отдельные серии или части, посвящённые каждой героине. Все три истории идут параллельно, сменяя одна другую. Это создаёт некоторый сумбур в плане нарратива, хотя логика создателей понятна – монтаж старались построить на похожих событиях в жизни первых леди: вот предвыборная гонка, где по традиции супруга кандидата в президенты США играет значимую роль; вот победа на выборах; инаугурация; въезд в Белый дом.

Сюжет фокусируется на судьбах первых леди и том, какими путями они пришли в Белый дом. Моменты счастья и горести, радостей и потерь. Что они получили и в то же время что потеряли после того, как их мужья заняли главную должность в стране. Мы узнаём из сериала, чего стоил этим женщинам триумф, какие усилия они вложили в президентские кампании своих супругов и чем каждой из них пришлось пожертвовать ради того, чтобы стать той самой «великой женщиной, стоящей за великим мужчиной».

Первые леди тоже плачут

До какого-то определённого момента в сериале соблюдается некий баланс между положительным и отрицательным и смотреть его довольно увлекательно. Все три героини очень разные, с разным бэкграундом и характером, а общее, что их объединяет, – они сильные и, бесспорно, интересные женщины. Да, им пришлось столкнуться со значительными ограничениями в собственных карьерах, увлечениях, привычках в связи с политической карьерой мужей. После переезда в Белый дом им, помимо круглосуточного присутствия в жизни охраны и персонала, постоянного пребывания под лупой СМИ, приходится сталкиваться с тем, что каждый шаг и вздох контролируется административным штабом. С тем, что это нелегко, собственно, никто и не спорит. Так же как и с тем фактом, что даже высокий статус не спасает женщину от сексизма, давления и стереотипов.

Но в какой-то момент сериал слишком уж погружается во мрак и депрессию. Создатели словно выбирают из палитры исключительно чёрную краску и мажут широкими мазками.

Из эпизода в эпизод нам показывают череду неприятных ситуаций и таких же людей в жизни первых леди.

Открытые грубости от главы администрации президента и похожий на надсмотрщиков персонал, алкоголизм и страдания от нереализованности – в жизни Бетти Форд. Отказ в праве на развод и нормальную личную жизнь, постоянные шпильки всех вокруг насчёт внешности – в случае Элеоноры Рузвельт. Беспардонный расизм по отношению к Мишель Обаме. И здесь проблема не в том, что такого не может быть. К сожалению, может, однако трудно поверить, что и ничего хорошего, никаких преимуществ и радостей позиция первой леди не приносит.

В какой-то момент у зрителя начинает складываться впечатление, что американские первые леди – едва ли не самые несчастные и обделённые женщины на свете.

Главной проблемой героинь изначально показывается трудность того, чтобы оставаться самой собой при всём прессинге и ограничениях, налагаемых статусом. И конкретно эти три женщины отличаются тем, что они в итоге как-то умудрялись действовать в соответствии с собственными ценностями и взглядами, несмотря на то, что спрашивать разрешения, можно или нельзя что-то сказать, сделать, надеть, приходилось на каждом шагу. В этом смысле сериал, пожалуй, достигает своей цели, ему удаётся показать деятельность героинь и её результаты, проявление их собственного «я».

Первые леди тоже плачут

Элеонора Рузвельт активно занималась борьбой за гражданские права, включая права чернокожих и права женщин, что в начале ХХ века было делом весьма трудным и вызывавшим большое сопротивление. Бетти Форд в этом смысле была, можно сказать, её последовательницей и участвовала в активном продвижении Equal Rights Amendment – ратовала за принятие в Конституцию поправки, утверждающей равенство полов. С Мишель Обамой мы видим, как понимание гражданских прав уже значительно расширилось к ХХI веку – она поддерживала продвижение и принятие закона об ЛГБТ-браках, а также выступала за усиление контроля над оружием.

Первые леди тоже плачут

Все три первые леди действительно вызвали в своё время любовь и симпатию в народе, сделав много полезного, – современные рейтинги популярности тому доказательство.

В целом сериал получился интересным в силу как самих исторических периодов, так и персон, о которых идёт речь. Его нельзя назвать откровенно слабым, но будь он не столь мрачным, а более разнообразным и объёмным, от этого выиграли бы и героини, и смыслы. Из актёрского состава особенно выделю работу Мишель Пфайффер, которой удалось создать наиболее человечный и вызывающий симпатию образ.

Поделиться: