Переговоры Трампа и Путина в Астане: не надо тапочки смешить

cover Коллаж Orda.kz

В социальных сетях появились осторожные вбросы о возможном проведении в Казахстане переговоров Дональда Трампа и Владимира Путина о перемирии в Украине. Но в реальности шансов у официальной Астаны на организацию такой встречи почти нет. С чем это связано, объясняет колумнист и аналитик Orda.kz Анатолий Иванов-Вайскопф.

Кулуарные разговоры о вероятности проведения встречи Путина и Трампа по вопросу прекращения войны в Украине появились ещё во время государственного визита президента России в Казахстан. Отмечалось, что состояться они могут как в Астане, так и в Алматы — всё, мол, зависит от желания лидеров РФ и США. Смущал только один нюанс — инсайдерской информацией о такой возможности делились не высокопоставленные чиновники, а рядовые сотрудники околоправительственных структур. Обычно от таких людей ничего не зависит, а всерьёз воспринимать их слова — всё равно что делать выводы, основываясь на рассказах от таксистов. Как и вполне возможно, что озвучиваемая с заговорщическим видом «великая тайна» имела истоки от телеграм-канала Дениса Кривошеева, где 26 ноября появилась запись:

«Переговоры Дональда Трампа и Владимира Путина по миру на Украине и рамке безопасности в целом планируется провести в феврале 2025 года в Астане! Во всяком случае, так говорят сейчас». 

От инсайда до версии

Теоретически на этот инсайд можно было бы и не обращать внимания. На низовом уровне в правительственных коридорах Астаны периодически можно услышать самые невероятные истории. К примеру, о высадке инопланетян под Жезказганом, о невероятных магических свойствах амулетов Нурсултана Абишевича, об обнаружении в недрах Казахстана абсолютно нового редкоземельного элемента, узнав о котором, в страну ринулись многочисленные зарубежные посланники с целью получить эксклюзивное право на его добычу и переработку. Всё это всегда рассказывается с абсолютно серьёзным видом. Дескать, можешь не верить, но это так. 

Куда весомее инсайд становится, когда к его обсуждению подключаются известные на постсоветском пространстве эксперты вроде Аркадия Дубнова. В Астане торжествуют. За последние дни Аркадий Дубнов дважды высказал своё мнение о преимуществах Казахстана для проведения на его территории переговоров между Путиным и Трампом по украинскому вопросу. 

Цитата из последней его публикации от 9 декабря в фейсбуке:

«Казахстанский лидер оказался первым из руководителей стран СНГ, с которым 47-й президент США посчитал необходимым установить контакт после своего избрания. На мой взгляд, это подтверждает изложенное мною недавно в интервью телеканалу „Хабар“ и в своём аккаунте в соцсетях предположение, что Астана может стать в будущем году местом встречи Трампа с Путиным, где будет сделана попытка остановить войну в Украине».

При этом Аркадий Дубнов в своём предположении (не утверждении, что важно) заметил, что столица Казахстана является идеальным местом для саммита и по причине выданного Международным уголовным судом (МУС) ордера на арест Владимира Путина, у которого осталось не так много мест за рубежом, куда бы он мог поехать. 

Астана против Стамбула или Абу-Даби

Безусловно, у Казахстана есть шанс в очередной раз прославиться на весь мир своим «астанинским форматом». Правда, при условии, что, официально вступив в должность президента США 20 января, Дональд Трамп захочет поехать в Астану или в Алматы. А может и не захотеть. Почему? Несмотря на свой самый значимый политический пост, Трамп остаётся всегда ищущим выгоду бизнесменом. Это видно на примере его последних заявлений, скажем, об участии в блоке НАТО: хотите, чтобы США оставались в нём, доводите свои военные расходы до двух процентов ВВП. 

В случае с Астаной-Алматы такая же история. Какой смысл ему лететь куда-то в Казахстан, если от его поездки никакой выгоды для США не будет? Разве что только в случае отказа Казахстана от продления ряда Соглашений по разделу продукции (СРП) с американскими компаниями.

Такие разговоры, кстати, ныне тоже слышны в кулуарах правительственных коридоров Астаны. Да и представители этих компаний из их офисов в Вашингтоне и Нью-Йорке уже с августа текущего года проводят встречи в столице Казахстана.

Будет такая угроза — поедет, нет — может предложить Путину другую локацию для встречи. И ордер МУС, который США и РФ не признают, помехой не станет. 

Вообще, не совсем понятно значение, которое отдельные эксперты придают решениям Международного уголовного суда, не являющегося, между прочим, структурой ООН. Соответственно, решения МУС могут игнорировать и подписавшие Римский статут страны. Вспомним Монголию. Надо понимать, что и по приезду Владимира Путина в Армению, Таджикистан, Афганистан, Бангладеш или Камбоджу вряд ли стоит ожидать, что их власти отдадут приказ о задержании не только президента России, но даже уполномоченной РФ по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой. Такой шаг может быть воспринят Кремлём как официальное объявление войны. 

Впрочем, даже если учитывать фактор ордера от МУС, есть несколько десятков государств, которые отказались подписывать или не ратифицировали Римский статут. Среди них не только США и Россия, но и Китай, Индия, Индонезия, Иран, Египет, Саудовская Аравия, Турция и страны Персидского залива. И коли речь идёт о переговорах Трампа с Путиным по вопросу Украины, кандидатуры Анкары/Стамбула или Абу-Даби/Дубая выглядят предпочтительней. 

Опять же вспоминаем прагматичность 47-го президента США. Зачем направляться в далёкую холодную Астану, когда до того же Стамбула намного ближе, где к тому же на каком-нибудь созванном общемировом саммите можно обсудить вопросы не только Украины, но куда более важной для Соединённых Штатов ситуации на Ближнем Востоке? Тем более что после падения режима Асадов в Сирии регион может настолько воспламениться, что поставит под реальную угрозу существование Израиля. 

Украинский фактор

Есть и ещё один фактор не в пользу Астаны или Алматы в качестве переговорных площадок по установлению мира в Украине. Речь о самой Украине, которая по идее тоже должна присутствовать на переговорах Трампа и Путина. В противном случае Киев вряд ли признает итоги встречи президентов Соединённых Штатов и России. 

Здесь есть ещё два важных нюанса, которые стоит упомянуть. Во-первых, не исключено, что на Банковой не согласятся с кандидатурой Астаны из соображения безопасности. До той же Турции добираться проще. Во-вторых, даже если Трамп и Путин дадут добро на участие в переговорах украинской стороны, то сразу же возникнет вопрос: кто её будет представлять?

Владимир Зеленский, который буквально неделю назад послал Россию на три буквы? Трудно в это поверить, так как Кремль сразу же откажется от переговоров. 

Теоретически вместо него представлять официальный Киев может нынешний руководитель офиса президента Андрей Ермак или всё ещё популярный в Украине посол в Великобритании генерал Валерий Залужный. Правда, уже с новым статусом «исполняющего обязанности президента». А это в текущий момент выглядит маловероятно, что, в свою очередь, ставит успех возможных переговоров по установлению мира в Украине под сомнение. И не только в Астане. 

Так что пока сама идея проведения встречи Трампа и Путина в столице Казахстана при всей её возможной торжественности выглядит больше как анекдот для... тапочек. 

Фактически это из той же серии, что и почти принятое решение о присуждении Нобелевской премии мира Нурсултану Назарбаеву, что старательно разгонялась несколько лет назад.

И да, есть ещё союзное США государство Катар с его большим опытом по проведению переговоров различного уровня в Дохе. Можете не сомневаться, эмир Тамим ибн Хамад Аль Тани в случае чего с удовольствием примерит на себя условную тогу миротворца. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости