Эксперты объяснили, почему налоговые послабления Токаева не спасут бизнес

cover Изображение сгенерировано нейросетью DALL-E

Новый Налоговый кодекс Казахстана, который вступит в силу с 1 января 2026 года, стал, пожалуй, самым обсуждаемым документом осени, сообщает Orda.kz. Казахстанские эксперты высказались в интернете и объяснили, почему даже недавнее вмешательство президента не спасёт предпринимателей.

Несмотря на заверения правительства о «реформе во благо», бизнес-сообщество и эксперты продолжают бить тревогу. Особенно много споров вызывает п. 16 ст. 286, который запрещает компаниям учитывать расходы при работе с поставщиками, применяющими упрощённый налоговый режим.

На бумаге это всего несколько строк. На практике — норма, способная перевернуть всю систему деловых связей. Малые предприятия теряют возможность работать с крупными партнёрами, а крупные лишаются налоговых вычетов по таким сделкам. В итоге страдают все: бизнес — из-за потери доходов, потребители — из-за роста цен, государство — из-за ухода части компаний в тень.

Президент вмешался, но вопросы остались

Эскалация вокруг налоговой реформы вынудила президента вмешаться. Однако, по мнению юриста Ержана Есимханова, эти шаги не решают главной проблемы — они лишь создают иллюзию перемен.

«Главная новость последних дней — в ситуацию с налоговой реформой вмешался президент. Демонстративно отчитал премьер-министра, и тот в течение пары дней озвучил целую кучу вещей, которые должны сделать жизнь для нас всех лучше. В том числе несколько серьёзных послаблений по тем налоговым изменениям, которые мы с вами обсуждали весь год»,отмечает Есимханов. 

По словам юриста, власти вернулись к старому списку разрешённых видов деятельности по упрощёнке и пообещали на время отменить проверки малого бизнеса. Но это не снимает структурных рисков.

«Не было никаких комментариев по поводу главной проблемы, с которой многие субъекты МСБ с начала 2026 года в любом случае столкнутся... Крупные компании, в том числе торговые сети, прямо сейчас просят своих поставщиков из МСБ перейти на общеустановленный режим, потому что расходы по ним на вычеты брать не смогут»,пишет эксперт. 

По сути крупные компании уже начали менять правила игры, подталкивая малый бизнес к уходу с упрощёнки. Это значит, что даже без вступления пункта 16 в силу рынок начинает перестраиваться в ожидании новых ограничений.

Цены выросли заранее

Но налоговые риски — не единственная головная боль. Как отмечает Есимханов, реформу бизнес почувствовал на себе задолго до её официального запуска. Цепная реакция началась заранее — через цены.

«Цены уже выросли. И это не мои какие-то домыслы, это слова главного спикера налоговой реформы Жумангарина. Он 24 сентября сказал, цитирую: „Уже в этом году большая часть производителей, ну и тех, кто торгует на рынках, заранее включили будущее повышение с 1 января в стоимость товаров“. Перевожу с чиновничьего на человеческий: производители и продавцы уже повысили цены, причём это прямой результат усилий чиновников по налоговой реформе. А эти усилия президент… вчера отменил. И что, как теперь правительство будет обратно уже выросшие цены возвращать? Ответ — никак, потому что у нас в стране если цены повышаются один раз, они уже не разворачиваются обратно никогда», пишет юрист. 

Другими словами, экономические последствия реформы уже запущены, и даже если власти пересмотрят отдельные положения, цены отыграть назад будет невозможно.

«Кто первый встал — того и тапки»: борьба за влияние

Тем временем в экспертном сообществе разгорелась другая борьба — за право быть услышанным. Финансовый аналитик Андрей Чеботарёв в своём телеграм-канале @FINANCEkaz пишет, что вокруг налоговой реформы началась настоящая схватка за признание.

«Во-первых, в Казахстане началась настоящая драка за то, кто же смог повлиять на налоговую реформу и добиться либерализации. В свалке участвуют ассоциации всех мастей и регалий, каждый бьёт себя постами в грудь, что только его позиция позволила отстоять часть микро- и малые свободы для бизнеса. Там всё просто — кто первый встал, того и тапки, и у кого больше аудитории и денег на рекламу, тот и красавчик!»отмечает Чеботарёв. 

Эксперт подчёркивает, что на фоне политических решений общественное восприятие стало не менее важным, чем сами нормы закона. Кто сумеет убедить общество, что именно его позиция спасла бизнес, тот и выиграет информационную гонку. Чеботарёв добавляет, что в риторике чиновников и экспертов часто используются проверенные страхи — прежде всего валютный курс.

«Если нет хода — ходи с бубей, если просят отменить что-то — пугай курсом. Это универсальный лайфхак — ведь курс максимально понятный всем экономический показатель, на него ориентируется тот самый глубинный народ... Чтобы не дай бог народ не воспринял либерализацию как отмену Налогового кодекса, надо максимально его запугать, что без высоких налогов у нас будет слабеть курс. Какая связь? Не спрашивайте. Но страшилка курса всегда прокатывала на ура!»считает эксперт. 

«Царь хороший, бояре плохие» — политический сценарий по кругу

Юрист Ержан Есимханов отмечает, что вмешательство президента в ручном режиме — симптом хронической управленческой болезни, когда ошибки сначала совершаются, а потом «исправляются сверху».

«И вообще вся эта ситуация „царь хороший, бояре плохие“ у нас же не в первый раз встречается. Чиновники что-то делают, потом президент вмешивается, и вроде как всё решается в пользу народа. Я лично всегда считал, что от такой формы управления не бывает ничего, кроме вреда. И если что-то делать, то надо сразу делать нормально или не делать вообще»,говорит он. 

Такая модель подрывает доверие к институтам: бизнес не верит чиновникам, чиновники боятся принимать решения без оглядки на Акорду, а президенту приходится играть роль арбитра в каждой спорной ситуации.

Цена эксперимента

Налоговая реформа, по расчётам Министерства национальной экономики, может привести к закрытию до 300 тысяч компаний. Власти называют это «естественной очисткой рынка», но для предпринимателей это звучит как приговор. Малый бизнес, и без того сжимающийся под давлением инфляции, рискует оказаться в положении невидимого налогоплательщика — формально существующего, но фактически лишённого стимулов к развитию.

Ержан Есимханов подводит итог происходящему жёстко и метко: реформу слишком долго обсуждали, но в итоге всё свелось к бюрократической имитации.

«Мы налоговую реформу обсуждаем с января. Уже 10 месяцев идут переговоры между государством, бизнесом, экспертами. Чиновники сотни, если не тысячи человекочасов потратили только на согласование финального списка видов деятельности... А список остался таким же. Эти деньги потрачены зря, и заплатили их мы с вами. Может быть, всё-таки послушать на этот раз очередного блогера-хайпожора? Просто чтобы потом опять не переделывать? Ведь как говорилось в одной старой пословице: переделанное хорошим не бывает»,резюмирует юрист. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости