Фильм «Пацаны»: слишком личное кино о «районах»
В прокате новая работа Абделя Фифтибаева – криминальная драма «Пацаны». Пять лет назад у режиссёра выходил очень удачный урбанистический ромком «Бойжеткен. Всё из-за неё». Новая история, по словам самого Абделя, очень личная, случившаяся в его собственной семье. И это, наверное, тот случай, когда феномен too close to home будто помешал в творчестве, где всё же необходима некоторая дистанция – особенно учитывая, что Фифтибаев здесь выступил ещё и автором сценария.
История рассказана от лица алматинского подростка Адиля (в этой роли Дидар Толеген), в жизни которого большое место занимает его старший брат Муха (Ерлан Кулмурзин). Муха – «районовский» лидер, заменяющий братишке умершего отца. Живут они в центре города с матерью (Гульнара Дусматова), Адиль – школьник, а Муха занимается боксом и вроде как подаёт надежды, но при этом успевает ввязываться в драки и даже калечить людей.
И как только в голове у зрителя складывается какая-то картина, начинаются – даже до первого сюжетообразующего конфликта – сценарные кульбиты, которые смущают. Во-первых, время. Судя по каким-то вещам вроде старых моделей домашних телефонов, автомобилей, мебели – это вроде как 2000-е. По крайней мере, в начале фильма ни у кого нет смартфонов, герои пользуются CD-болванками и всё в таком духе. При этом в кадре мелькают, например, плакаты с поздним Геннадием Головкиным, а в какой-то момент вдруг появляются и смартфоны, и макбуки, правда, в самые нужные моменты герои почему-то забывают ими пользоваться. В целом это можно, конечно, объяснить ограниченным бюджетом, однако герои практически никогда не обсуждают какие-либо актуальные события, новости дня. Нет даже выручающих в таком случае включённых телевизоров и радио. И всё это, вместе взятое, дезориентирует.
Персонажи сами по себе вроде поначалу вызывают симпатию, прорисовывается определённая драматургия, но (опять-таки), не успев начаться, все взаимоотношения и конфликты между героями скатываются в нечто размытое и не всегда объяснимое. Муха, с одной стороны, говорит какие-то умные вещи, поучая братишку жизни, а потом идёт и совершает очень странные и нелогичные поступки. Его девушка Кама (Дина Тасбулатова), вначале также производящая впечатление рассудительной и адекватной, внезапно превращается в олицетворение избитого сексистского клише «женская логика». То есть демонстрирует полное отсутствие какой бы то ни было логики в своих действиях.
В итоге все герои фильма без конца ввязываются в одну суицидальную аферу за другой, и уже к середине картины пропадает желание им сопереживать – они сами себя закапывают глубже и глубже, игнорируя элементарные правила здравого смысла, да и просто инстинкт самосохранения. Даже принимая во внимание факт, что показанное хотя бы частично основано на реальных событиях, всё происходящее на экране никак не хочет складываться в осмысленную кинореальность.
Глядя на это, можно простить актёрам чрезмерную долю изнеженности для «районовских».
Потому что понимаешь, что самая большая проблема «Пацанов» даже не в том, что эти самые пацаны органичнее смотрелись бы не со стопками водки, а с вейпами и латте, а именно в общей амбивалентности.
Если сделать на это скидку, то актёрские работы в целом неплохи, особенно учитывая то, что исполнители главных ролей, «пацанов» – люди, в профессии начинающие. А самой известной из всего состава актрисе Дине Тасбулатовой, которой хорошо удаются волевые городские героини, в роли Камы, очевидно, негде развернуться.
В визуальном смысле можно было бы придраться к не совсем оправданному частому слоу-мо или чёрно-белому стилю, с помощью которых оператор Едыге Несипбеков отделяет воспоминания и состояния изменённого сознания героев от центрального нарратива. Но и это простительно, так как если бы всё было в порядке со сценарием и цельностью ленты, визуальные перегибы не так уж и мешали бы.
В любом случае, вновь видно, что Абдель Фифтибаев – режиссёр не без таланта и вкуса. И даже со всеми недостатками «Пацанов» не назовёшь плохим кино. Однако если в «Бойжеткен» ему удалось удержаться в рамках определённого времени, сюжета и настроения, то здесь его, судя по всему, подвели то самое отсутствие дистанции от материала, непродуманность базовых вещей, а также, вероятно, недостаточный для подобного концепта бюджет.
Лента новостей
- Дело Яны Легкодимовой: обвинение ужесточили, теперь подсудимые проходят по особо тяжким статьям
- «В Центральную Азию, минуя Москву»: политолог Дубнов о визите лидера Финляндии в Казахстан
- Заказывали пиццу на дом: 14 человек отравились в Туркестане
- «Я хочу тебя убить!»: полуголый мужчина напугал жителей села в Северо-Казахстанской области
- На одиночный пикет против запрета митингов вышел житель Уральска
- «Боюсь здесь ночевать»: хозяйка приюта для животных в Алматы заявила о нападении и рейдерском захвате
- Снежный барс, рысь и медведь прошлись по одной тропе
- Тигрятам в алматинском зоопарке выберут имена
- «Мы — самая проверяемая структура» — глава ФСМС о расследовании по делу Галымжана Абилова
- «Евразийский банк» вернёт Казахстану 30 млрд тенге
- Как парламент реформируют без лишних глаз и почему Карин прячется от прессы
- Не платил, но возмущался: бизнесмен задолжал «Шымбулаку» миллионы за аренду
- Транспортный оператор ЛРТ получил имущество на 1,5 млрд тенге
- Тенге выздоравливает: нацвалюта внезапно укрепилась к доллару
- КНБ завёл дело на полицейских Аркалыка
- Казахстанским нефтяникам будут платить по-новому
- Где в Казахстане пройдут дожди, рассказали синоптики
- На забастовку рабочих в нефтяном регионе отреагировал «КазМунайГаз»
- Казахская тазы получила международное признание — что это значит?
- ЛРТ протянут до Косшы



