Озеро депутата? Рыбаки жалуются на сбор денег в водоемах Алматинской области

cover Коллаж Orda.kz

 Гражданские активисты Жаркента уже второй год воюют с ТОО «Алмол», которому передали озера, реки, горы и леса Панфиловского и Уйгурского районов, но все их попытки добиться справедливости оказались тщетными. 

Озера Усек, Жиделиколь, Сарыколь и реки Шарын, Кундызды, Или, а также несколько мелких речек, впадающих в эти водоемы. По некоторым данным, компания аффилирована с бизнесменом, депутатом маслихата Алматы Андреем Шином. Кроме озер и рек, во владении предприятия находится еще 58 716 гектаров самых живописных уголков Жаркентской долины: зимовки Нижнего Пиджима, Инталы, Ирджара, Хоргоса и еще окраины нескольких населённых пунктов.




Первым к ТОО «Акмол» перешло озеро Усек. Постановление о закреплении рыбохозяйственного водоема за компанией Амандык Баталов подписал еще в декабре 2017 года. А вот в управлении природных ресурсов и регулирования природопользования Алматинской области оформили договор на ведение рыбного хозяйства с предприятием спустя два года. 

По условиям договора, компания должна была в установленном законодательством порядке заниматься охраной и воспроизводством объектов животного мира в соответствии с планами развития субъектов рыбного хозяйства, не допускать жестокого обращения с животными, не ухудшать среду их обитания, своевременно вносить плату за пользование. Кроме этого, устанавливать аншлаги, обозначающие границы зимовальных ям, нерестилищ, границы рыбохозяйственных водоемов и участков, и мест, запрещенных для рыболовства.

 Дороги, мосты к озеру построили те, кто прокладывал газопровод в Китай, причал соорудили еще в 40-х годах прошлого столетия. Сотрудники компании установили шлагбаум и стали взимать деньги за рыбалку.

Николай Москаленко в центре
Николай Москаленко в центре
 «Когда мы возмутились, новые хозяева заверили нас, что они зашли сюда исключительно из благих намерений, что будут чистить и зарыблять озеро. Ловить браконьеров. Пообещали, что путевки на рыбалку будут символическими, и мы не стали скандалить и согласились на их условия», – сетует один из собравшихся рыбаков-любителей Николай Москаленко.   

Чтобы прояснить ситуацию, нам пришлось самим отправиться на озеро Усек. Сначала корреспондент Orda.kz заглянул в офис ТОО «Алмол», чтобы купить путевку для любительской рыбалки.

Представитель рыбного хозяйства без лишних слов вытащил журнал учета, зарегистрировал нас как рыбаков-любителей и выдал путевку. Правда, забыл взять 3000 тенге. Как добропорядочные люди, мы вернулись и отдали деньги. Тут же ознакомились с тарифами. Так, согласно прайсу, путевка и лицензия на вылов до 5 кг рыбы стоит 5000 тенге, если заходить на сутки, на день - 3000 тенге. Если с рыбаком едет человек, который не будет рыбачить, он приобретает статус «гостя» и за него придется заплатить еще 3000 тенге в сутки.

 

Нахождение в акватории озера на собственном плавательном средстве - 7000 тенге. За рыбу, выловленную сверх лимита, нужно заплатить 600 тенге за кг. За травмирование трофейной рыбы – 5000 тенге + 500 тенге за кг.

За сокрытие улова: 5000 тенге за кг и данные заносят в черный список клуба.

В путь-дорогу

До озера Усек, оказывается, раньше вели две дороги: одна - прямая, другая - по бетонке. Весной на одной из них селевым потоком смыло мостовой переход. Вторая - дальняя, ехать около часа, и бетонкой ее зря называют - после первых пяти километров сплошь бездорожье. Хотя ребята говорят, что это и есть лучшая дорога, она посыпана гравием и утрамбована тяжелой техникой.

По паспорту только водная поверхность Усекского озера составляет порядка двухсот гектаров, это не считая прибрежной территории. Как рассказывают рыбаки, раньше озеро было богатым. На берегу водились джейраны, олени и кабаны. В озере обитали маринка, форель, судак, даже щука, но со временем рыба и животные исчезли. Сейчас рыбаки рады карасю, карпу, сому и даже змееголову. 

 «Раньше мы путёвки в лесхозе брали, и все выходные на озере проводили, радовались каждой пойманной рыбе, соревнования устраивали. Весной подкормки возили, зимой лунки бурили, чтобы белые амуры и караси не задохнулись. Из отшнуровавшихся от Усека водоемов молодь флягами сюда запускали. Чем сейчас занимается ТОО «Алмол» никому не известно, говорят, что выпустили туда белых амуров и толстолобиков, хотя никто из наших рыбаков ни разу не видел, когда и как они озеро зарыбляли. Если бы они пускали мальков, то уже клевали бы. В этом году семь раз ездил, ни одной рыбы не поймал», – вспоминает пенсионер Серик Нарынбаев. 
Серик Нысанбаев
Серик Нысанбаев.

 Наглотавшись вдоволь дорожной пыли, к обеду мы прибыли к озеру. За шлагбаумом у выцветшего от солнца контейнера, нас уже ожидали двое мужчин в гражданской одежде. По тону разговора мы поняли, что этим людям доверили не только охрану озера Усек, но и сопровождение туристов. Благодаря путевке, мы смогли попасть на прибрежную территорию, а вот доставка до места назначения стоила 7000 тенге, и это всего 500–600 метров по воде. 

 Здесь озеро можно условно разделить на две части. На одну из них запускают тех, кто может заплатить по тарифам. Так, снять самый большой пирс с домиком стоит 200 000 тенге, однокомнатный -150 000 тенге и это за сутки. В стоимость входит доставка гостей на лодке, проживание до 12 человек, запас пресной воды, электроэнергия, посуда, холодильники, туалет, душ с горячей водой, кровати. Малый пирс с домиком – 100 000 тенге в сутки, пирс-мост без домика - 40 000 тенге в сутки. Сюда могут поместиться до шести человек.

Фото Orda.kz
Фото Orda.kz

 Порча имущества клуба: согласно рыночной оценке и оплаты за работы по восстановлению. Во время нереста рыба от 3 кг и выше по местным правилам должна быть выпущена обратно в водоем. Хотя по закону в Казахстане во время нереста рыбалка строго запрещена. Трофейные экземпляры следующих пород рыб подлежат выпуску в водоем с последующим вознаграждением от администрации: сазан, толстолобик, белый амур от 7 кг, судак – 5 кг, сом от 1,2 метра длиной и выше.

 Однако ожидания рыбаков не оправдались.

 «Путевки для проведения любительской рыбалки, действительно, сначала стоили символические 500 тенге. Через пару месяцев сумма эта возросла до 1500 тенге и даже тогда мы промолчали, ведь на правой стороне озере начали возводить пирсы. Пока шла стройка, нас попросили рыбачить на левой стороне. Там совсем не было условий, грязи по колено. Но мы на своих лодках заплывали. Наивные были, ждали, когда пирсы для нас достроят, но позже поняли, что туда нам путь заказан. Как только стройка закончилась, нам вообще запретили бесплатно заплывать на своих лодках, а чтобы мы прилежно ходили в егерскую службу набрали бывших сотрудников правоохранительных органов, и бравые молодцы начали беспредельничать: гоняться за нами, мешать рыбачит, устраивать различные интриги, чтобы мы между собой перессорились, – рассказывает рыбак Солтан Разиев.  


 

В день нашего приезда все домики, кроме самого дорогого, были заняты. Жилище действительно роскошное: две спальни, зал, кухня, туалет, ванная и прочие необходимые для отдыха вещи. Рядом на суше установили мангал.

На другой стороне озера нет пирсов, сельчане в основном рыбачат, стоя по колено в грязи, а когда у них появляются деньги, они заплывают сюда на лодках, заплатив 7000 тенге.

Фото Orda.kz
Фото Orda.kz
«По закону РК мы имеем право ловить бесплатно без каких-либо разрешений до 5 килограммов рыбы, но сейчас лишены этой возможности. ТОО «Алмол» установило ограждения и запрещает бесплатно нам рыбачить, тем самым ущемляя наши права. А чиновникам удобно, отдали все бизнесмену и думают, что они тут все требования договора исполняют. А кто знает, может они под легальным прикрытием завтра все, что было в озере, выудят? Есть же водоохранная полоса, установленная Комитетом по водным ресурсам Минсельхоза РК, которая сейчас равна 35 метрам, где установлен режим ограничения хозяйственной деятельность, а ее у нас забрали, почему мы не можем добиться справедливости», – сетует Николай Дьячков.  

Между тем, представитель ТОО «Алмол» уверяет, что на озере установлены специальные правила безопасности. Якобы многие, заплывая на частной лодке, провозят запрещенные китайские сети, которые потом приходится очищать егерям.

 «На закрепленных рыбохозяйственных водоемах рыболовство осуществляет на основании путевки. Они выдаются на платной основе природопользователем, за которым закреплен рыбохозяйственный водоем. Стоимость путевки определяется самим природопользователем. “Согласно паспорту рыбохозяйственного водоема озера Усек на момент передачи в природопользование биологическое состояние озера считалось неудовлетворительным, обедненная ихтиофауна, минимальная рыбопродуктивность, высокая степень зарастания, средняя глубина - 1,8 метра”, – написал в своем письме представитель ТОО «Алмол» Андрей Ярковой. 

Компания произвела зарыбление водоема ценными видами рыб, выпустила в озеро 80 000 штук молоди карпа, толстолобика, амура, установила информационные стенды. На предприятии уверяют, что очищают береговую линию и не производят промышленный вылов.

Оставшись без рыбалки, жаркентские активисты не устают обивать пороги местного акимата. А когда на их просьбы не реагируют, устраивают акции протеста. 

Автор: Сандугаш Дуйсенова

Читайте также:

В трех регионах Казахстана ввели запрет на рыбную ловлю

Водохранилище зарыбили карпом в Акмолинской области

Житель ВКО поймал золотую рыбку: он заплатит государству более 3 млн тенге

Лента новостей

все новости