Оплата тикает, домашний телефон не работает: что происходит с АО «Казахтелеком»?

cover Коллаж: Orda.kz

Практически ежедневно каждый житель Казахстана сталкивается с национальной телекоммуникационной компанией. К недавним проблемам с качеством связи и интернета добавилась ещё одна – отключение домашнего телефона из-за массового перехода с медных проводов на оптику.

Нервы цивилизации

Государство и до передачи Кайратом Сатыбалды своей доли владело контрольным пакетом акций «Казахтелекома». После такого щедрого «подарка» власть сосредоточила в своих руках 71,32% акций. С этой новостью у казахстанцев проснулась надежда на перемены, какие-то новшества в работе организации. Однако жалобы продолжают поступать.

Скриншот с kase.kz

Главные информационные магистрали – кабели, в них и проблема, по версии единого оператора. Дело в том, что пропускная способность оптического волокна куда больше, чем у медного кабеля или радиоволн. К тому же оптоволокно долговечное и сравнительно недорогое. Поэтому в «Казахтелекоме» решили массово заняться модернизацией сетей по всей стране.

«Перестал работать домашний стационарный телефон. С мобильного созвонилась с некоторыми соседями, выяснилось, что у них тоже не работает. Подала заявку на ремонт телефонной связи. Со мной связались и сказали, что у них, то есть у «Казахтелекома», с линией всё хорошо и проблема у меня в квартире. Мол, надо смотреть общий ящик на улице», – начала рассказывать историю своего конфликта алматинка Ольга Кудинова.

Назначенное время для осмотра мастеров компании не устроило, а их предложение – «с 09:00 и до 18:00 придём, сидите, ждите» – не понравилось женщине. В итоге мастер предварительно согласился на обеденное время. Только на самом деле компании была нужна замена медной линии на оптоволоконную, а также манипуляции с техникой в квартире владелицы.

Кудинова отказалась, так как ей не смогли полноценно объяснить ситуацию. Специалист так и не приехал даже взглянуть на возможную иную проблему абонента. Спустя двое суток хозяйка квартиры узнала, что, оказывается, у неё в доме проводят работы по переподключению квартир на оптоволоконную связь. Мол, теперь телефоны будут работать от модема.

В общедомовом чате жильцы быстро выяснили, что проблема у всех одна и та же: ничего не меняли, ничего об этом не знают, но домашние телефоны у всех не работают.

Оператор «Казахтелекома» сообщила женщине, что никаких работ специалисты в доме уже не ведут, но домашний номер уже переведён на модемную связь. Дело за малым – техники должны подключить телефонную систему к модему, а это значит, их надо впустить. Впрочем, оказалось, стационарный телефон Ольга перенести не может из-за расположения устройств в разных концах квартиры. А женщина тянуть кабель через всю квартиру не хочет.

Алло, меня слышно?

Между абонентом и оператором подписывается договор о подключении полного пакета услуг. Однако пользователь просто так не может убрать одну из услуг – либо весь, либо ничего. То есть невозможно избавиться от линии домашнего телефона.

В сухом остатке мы имеем:

  • переподключение без разрешения;
  • затягивание ответов;
  • отсутствие связи и нежелание делать перерасчёт за фактическое неиспользование услуги;
  • провода по стене и полу;
  • нет света – нет связи.

А что делать пенсионерам, у кого не подключен интернет? В компании ответили – только подключать и оплачивать. И это для того, чтоб у них работал обычный стационарный телефон.

В своих ответах на жалобы жителей страны оператор предусмотрительно ссылается на публичный договор: в соответствии с пп.1 п.27 оператор имеет право устанавливать в соответствии с законодательством, другими нормативными документами и технические требования, обязательные для соблюдения абонентом.

«В связи с проводимой плановой модернизацией сетей телекоммуникаций в целях снижения задействованной ёмкости устаревшего оборудования с истекшим сроком эксплуатации и износом медных линейно-кабельных сооружений связи производится перенос услуг телефонии на порты оптоволоконной связи в зонах покрытия сетями волоконно-оптических линий связи для всех существующих абонентов iD Net и абонентов Megaline вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории граждан», – указано в официальном ответе компании на запрос.

Поэтому дальнейшее предоставление услуги по медным проводам не представляется возможным. Кстати, исходя из того же ответа: если у вас iD Net, то можно отключить домашний телефон. При услуге Megaline отключение невозможно, так как передача данных по технологии ADSL реализуется через аналоговую телефонную линию.

Чтобы понимать, модем – это конвертор информации из цифровой в аналоговую и обратно. Он нужен для передачи данных по разным каналам связи в пределах короткой или широкой сети. Возникает резонный вопрос, а не создаст ли это дополнительной нагрузки на сеть? В компании заверили, что такого не будет. А пока что остаётся лишь наблюдать.

По данным Бюро национальной статистики, количество стационарных телефонов в стране за последние десять лет значительно сократилось, а число абонентов мобильной связи, наоборот, увеличилось. Если в 2011 году насчитывалось 3,5 млн телефонных абонентов, то в 2021 году – уже 2,3 миллиона. По данным за 2021 год, в стране насчитывалось более 24,4 млн абонентов мобильной связи.

Годовой отчёт

Исходя из годового интегрированного отчета компании «Казахтелеком», становится понятным, что аудит проводит внутренняя служба.

Активы же оператора увеличились за год на 11% и составили 1,2 трлн тенге. Количество фиксированных линий в сети АО «Казахтелеком» в 2021 году – 2,7 млн, или 96%, по сравнению с 2020 годом. Снижение числа фиксированных линий объясняется отказом абонентов от услуг в пользу мобильной связи, и это, согласно отчёту, мировая тенденция.

Количество абонентов мобильной связи составило 14,5 млн. Пользователей с широкополосным доступом к интернету в стране не считают, однако оператор обслуживает 1,8 млн портов. А вот число абонентов с платным телевидением – 919 тысяч.

Так, в 2021 году средний доход с одного абонента составил 6525 тенге. Годом ранее – 5862 тенге. В 2012-м показатель был равен 2823 тенге.

Наибольший удельный вес доходов в 2021 году занимали услуги сети передачи данных, с долей в общей структуре доходов компании в 45,1%. От сотовой связи – 19,9% доходов. В итоге около 600 млн тенге составили консолидированные доходы от реализации услуг за год.

Не так давно корреспондент Orda.kz выяснял, что происходит с интернетом и связью в самом густонаселённом городе Казахстана и его окрестностях. Оказалось, проблема низкого качества мобильной связи, не связанная с техническими возможностями, – радиофобия.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости