Алматинцы требуют у ЕБРР не давать кредиты на покупку троллейбусов из-за нарушений прав человека

cover

Алматинцы и экологическое общество «Зелёное спасение» обратились к руководству Европейского банка реконструкции и развития в связи с нарушением прав жителей на благоприятную для здоровья окружающую среду. Они настаивают на том, чтобы автопарк перенесли в другое место.

ЕБРР планирует заключить договор о поддержке проекта «Общественный электротранспорт Алматы» с акиматом и муниципальным автопарком «Алматыэлектротранс», предоставив кредит в 57,4 млн евро.

У "Алматыэлектротранса" четыре автобусных парка и троллейбусное депо. Один из автопарков находится в микрорайоне «Кайрат», рядом с жилыми домами.

Экологическое общество "Зелёное спасение" обратилось в ЕБРР с требованием отложить выдачу займа для "Алматыэлектротранса" до тех пор, пока не будут восстановлены права жителей.

Государственный автопарк нарушил права человека

В середине 2019 года "Алматыэлектротранс" открыл автопарк в микрорайоне «Кайрат», на территории рынка «Семиречье», который расположен в непосредственной близости от жилых домов.

Жителей возмутило, что более 100 автобусов, работающих на дизеле, ежедневно выезжают с пяти утра выходят на линию и возвращаются около полуночи. Все это время не прекращается шум двигателей, а дома накрывает облако выхлопных газов.

Согласно санитарным нормам автопарки не могут находиться вблизи жилых домов. Несколько лет горожане добиваются переноса объекта, но безуспешно.

В конце 2019 года экологическое общество "Зелёное спасение" по просьбе жителей направило письма в государственные органы, которые подтвердили нарушения при размещении автопарка. В частности, "Алматыэлектротранс" открыл свою базу без соответствующих согласований с уполномоченными органами. Это является нарушением экологического, санитарного и земельного законодательства.

Департамент экологии по городу Алматы сообщил, что проект оценки воздействия автопарка на окружающую среду на рассмотрение государственной экологической экспертизы не поступал.

Управление зелёной экономики сообщило, что от «Алматыэлектротранс» проектная документация для проведения государственной экологической экспертизы по организации автобусного парка также не поступала.

«Алматыэлектротранс» ответил, что земельный участок, на котором размещён автобусный парк, принадлежит ТОО «Статус Construction». Целевое назначение земельного участка – "строительство и эксплуатация многофункционального логистического центра».

Размещение автопарка на этой территории на основании договора аренды без изменения целевого назначения земельного участка является нарушением статей 4, 49-1, 65 Земельного кодекса, считают в "Зелёном спасении".

Управление контроля качества и безопасности товаров и услуг Турксибского района Алматы провело внеплановую проверку и выявило следующие нарушения:

  • не соблюдается санитарно-защитная зона (расстояние от ближайшего жилого дома должно быть не менее 300 метров);
  • не был представлен проект обоснования санитарно-защитной зоны.

Специалисты провели заборы воздуха и замеры шума. На основании выявленных нарушений 27 февраля 2020 года составили протокол об административном правонарушении и выдали предписание дирекции парка об устранении нарушений.

Управление городской мобильности Алматы сообщило, что городской акимат подписал новый договор об аренде земельного участка в микрорайоне «Кайрат» для временного размещения автобусного парка. После завершения строительства нового парка в Алатауском районе стоянка автобусов будет дислоцироваться там.

"Осенью 2021 года ситуация ухудшилась. С наступлением холодов гул от ревущих двигателей автобусов не прекращается всю ночь. Жители страдают от шумового загрязнения и выхлопных газов, которые проникают внутрь жилых помещений. В некоторых домах ощущается вибрация. Физическое и психологическое здоровье людей ухудшается", – отметили в "Зелёном спасении".

ЕБРР должен приостановить заключение договора с акиматом Алматы

В ЕБРР сообщили, что утверждение проекта "Общественный электротранспорт Алматы" запланировано на первый квартал 2022 года.

В "Зелёном спасении" отмечают, что в экологической и социальной политике ЕБРР указано, что банк привержен соблюдению прав человека в проектах, которые сам финансирует.

"ЕБРР будет требовать от клиентов в их предпринимательской деятельности уважать права человека, избегать ущемления прав человека других лиц и устранять неблагоприятные риски и последствия для прав человека, вызванные предпринимательской деятельностью клиентов», – отмечается в документах ЕБРР.

Жители микрорайона «Кайрат» и экологическое общество «Зелёное спасение» обратились в ЕБРР со следующими требованиями:

  • Отложить заключение договора о поддержке проекта с муниципалитетом Алматы и ТОО «Алматыэлектротранс».
  • Отложить предоставление кредита в связи с нарушением акиматом Алматы и "Алматыэлектротранс" права жителей на благоприятную для здоровья и благосостояния окружающую среду.

"Автопарк должен быть перенесён в другое место, которое полностью соответствует требованиям размещения объекта третьего класса опасности. Только после переноса автопарка может быть подписан договор и предоставлен кредит. Обращение подписали 27 человек. Мы считаем, что ЕБРР должен подтвердить свою приверженность принципам соблюдения прав человека на благоприятную для здоровья и благосостояния окружающую среду. Надеемся, что ЕБРР рассмотрит обращение общественности и примет действенные меры для восстановления нарушенных прав жителей. Это будет способствовать укреплению авторитета ЕБРР и успешной разработке и реализации плана действий «Зелёный город» для Алматы", – добавили в "Зелёном спасении".

Редакция Orda.kz обратилась за комментариями в ЕБРР и "Алматыэлектротранс" и продолжит эту тему.

Лента новостей

все новости