Облом от райсобеса: кому социальное пособие не положено

cover Фото gorodovoy.ru

Почему многие нуждающиеся семьи не могут получить соцвыплаты, льготные путёвки и бесплатные лекарства, рассказывает Orda.kz.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения, сегодня в стране насчитывается 1,9 миллиона получателей государственных пособий. Это – малоимущие многодетные и неполные семьи, инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ветераны боевых действий, кандасы и т.д. Всего на финансирование соцпрограмм в 2022 году в республиканском бюджете заложено 4 трлн тенге.

Цифры впечатляющие. Однако сколько в действительности человек нуждается в материальной помощи и поддержке государства, доподлинно неизвестно, поскольку никто не ведёт такой статистики.

Журналисты Orda.kz разбирались в причинах, которые не позволяют некоторым нуждающимся семьям рассчитывать на выплаты Минтруда и соцзащиты, чтобы выявить слабое звено государственных соцпрограмм.

Дети – наше всё?

Активисты общественного движения в защиту матерей Казахстана высказали своё видение решения социальных проблем населения.

«Беда в том, что уполномоченные органы не видят за матерями детей, поэтому они зачастую глухи и слепы к их просьбам. Для них пособие это всего лишь материальная помощь родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не более того. А надо, чтобы они рассматривали пособие, как тревожный звоночек о существовании проблем у детей конкретной семьи», – говорит администратор группы матерей Казахстана Ирина Ким.

По её словам, проблема усугубляется тем, что в нашей стране ущемлены права сельских детей: они не получают многого из того, что доступно их городским сверстникам. Это подтверждает другой активист общественного движения Гузялай Абдимова.

«Аульские ребята не могут бесплатно отдыхать в детских лагерях, а дети-инвалиды проходить реабилитацию в медцентрах, потому что эти расходы не заложены в смете бюджета местных районных акиматов. Льготные путёвки фактически доступны только тем детям, которые живут в крупных городах и областных центрах. На мой взгляд, это явная дискриминация прав поселковой детворы, о чём я постоянно пишу в наших чатах и обращениях в госорганы».

Гузялай Абдимова. Фото из личного архива

В сельской местности, где сложно найти работу, пенсии и госпособия зачастую являются единственным источником стабильного дохода малоимущих семей. Поэтому они так болезненно реагируют на отказы в назначении им выплат и недоумевают, почему, к примеру, гарантированное соцпособие (ГСП) предусмотрено исключительно городским детям. В пакет ГСП входит бесплатный продуктовый набор для детей дошкольного возраста и набор бытовой химии для школьников. Многие семьи сельчан, с трудом сводящие концы с концами, с радостью получали бы их.  

«Это же знак внимания, адресная материальная поддержка нуждающихся семей. Вот почему те из них, кто не получает ГСП, так возмущается несправедливым отношением к себе. Они этого не заслуживают, поэтому мы предлагаем уравнять права сельских и городских детей в получении госпособий не на бумаге, а на деле!» – заявляют общественники.

Мы поинтересовались у них составом пакета ГСП, чтобы понять, из-за чего разгорается весь сыр-бор с негласным разделением маленьких получателей госпособий на городских и сельских. 

«Детям в возрасте от 1 года до 6 лет полагается бесплатный продуктовый набор из фруктового пюре, детской каши, кукурузной, гречневой и рисовой крупы, овсяных хлопьев, пастеризованного молока, подсолнечного масла, макарон твёрдых сортов пшеницы и классического гематогена. Дети в возрасте от 6 до 18 лет бесплатно обеспечиваются школьной формой, канцелярскими принадлежностями, обедами по месту обучения и средствами гигиены. Плюс им возмещается 50% проезда на городском общественном транспорте».

Стандартный продуктовый набор для малоимущей семьи. Фото azh.kz

Впрочем, неофициальная градация получателей госпособий по месту проживания, по словам активистов, это ещё полбеды. Гораздо хуже то, что некоторые чиновники на местах нарочно утаивают от населения важную информацию о существующих льготах, чтобы люди потом не качали свои права.  

«Возьмём, к примеру, медицинское обеспечение детей. Мало кто из родителей знает о существовании приказа Минздрава за №666, согласно которому поликлиники обязаны выдавать всем заболевшим детям в возрасте до 5 лет бесплатные лекарства для лечения простуд, аллергических реакций, лёгких пищевых отравлений и т.д. Или другой пример. Дети-инвалиды имеют право на ежегодный бесплатный отдых в санаториях-профилакториях, но кто об этом знает, и тем более, пользуется этой льготой? Правильно, только единицы особенных деток, родители которых проявили настойчивость и упорство в выбивании бесплатной путёвки».

Многие чиновники часто сетуют на различные бюрократические проволочки, из-за которых якобы не вовремя составляются списки нуждающихся или не заключаются договоры с нужными предприятиями и т.д. Общественники просят не верить всегда на слово должностным лицам.

«Возьмём в качестве примера ситуацию с бесплатными детскими лагерями. Малоимущая мать-одиночка обращается в школьную администрацию, чтобы узнать, куда и когда она может отправить на отдых своего ребёнка. А ей отвечают, что они не располагают этой информацией, в то время как отправка детей в летние лагеря уже идёт полным ходом. Чинуши нередко врут, чтобы сэкономить средства местного бюджета и искусственно уменьшить число потенциальных получателей госпособий, дабы не портить радужную картину всеобщего благополучия и благоденствия».

Главный бич всех соцпрограмм – это коррупционные риски. Когда государство выделяет миллиарды тенге на обеспечение малоимущих категорий граждан, то находятся и желающие незаконно обогатиться за казённый счёт. Общественники не располагают точными данными о количестве уголовных дел, возбуждённых в отношении не чистых на руку чиновников, но они полагают, что их немало. Просто до суда доходят единицы дел.

«Смотрите: государство ежегодно выделяет по 3,5 миллиона тенге на каждого ребёнка-инвалида первой группы. В эту сумму входят лекарства, памперсы, инвалидная коляска, услуги индивидуального помощника, само соцпособие и другие затраты. Пару раз мы подсчитывали с мамочками особенных деток стоимость оказанных им услуг, но ни разу не выходили на 3,5 миллиона тенге. В лучшем случае, это были 1,5 миллиона. Куда деваются остальные деньги - непонятно».

Общественники также акцентируют внимание на том, что многие пособия, например, адресная социальная помощь (АСП), привязаны к так называемому всеобучу, то есть обеспечению детей из малоимущих семей всем необходимым через школу. Проблема опять-таки в том, что всеобуч финансируется из местного бюджета, а он везде разный.

«К примеру, чиновники в дотационных бедных районах не могут, при всём своём желании, снабдить нуждающиеся семьи продуктовыми корзинами, средствами гигиены, школьной формой и т.д. Вот почему мы просим ввести в Казахстане единое детское пособие, чтобы оно уравняло бы права и возможности ребят, живущих в разных населённых пунктах», – говорят общественники.

Чиновничьи препоны

От соцпроблем подрастающего поколения наши собеседницы перешли к проблемам взрослого населения страны. Главная из них – это отсутствие прописки, которая, по заверениям чиновников, требуется для начисления пособия.

«Соцработники говорят, что специальные комиссии должны проверять условия проживания заявителей, поэтому им необходимо иметь официальную регистрацию по месту жительства. Но это не всегда представляется возможным, учитывая сильную миграцию внутри страны, когда тысячи граждан кочуют с места на место в поисках лучшей доли. Часто получается так, что семья прописана в одном месте, а фактически проживает в другом. В конце концов, как можно прописаться, если у тебя нет своей крыши над головой? А нет прописки, значит, нет и соцпособия».

Для решения этой дилеммы общественники предлагают разрешить заявителям указывать адреса их временной регистрации по месту жительства. В противном случае, тысячи бездомных семей продолжат мыкаться по съёмным углам, ограничивая себя во всём, и не имея возможности получить госпособие, подать заявку на участие в жилищной госпрограмме.

Тяжелее всего приходится женщинам и детям, ставшими жертвами бытового насилия. Они сбегают от домашних тиранов и кому из них посчастливится, находят приют и защиту в женских кризисных центрах. Однако так везёт не всем: многие женщины, не найдя понимания и помощи у родственников и друзей, живут, где придётся, и перебиваются, чем могут.

«В женских кризисных центрах мамы с детьми находятся на полном обеспечении. Их там бесплатно кормят, поят, одевают, обувают, консультируют по юридическим вопросам и дают возможность подработать за счёт спонсоров и меценатов. Но при этом их там не прописывают, а значит, они не могут оформить заявку на получение пособия. В этом недоработка всех госпрограмм по защите прав женщин в Казахстане. Мы предлагаем обеспечить временными  выплатами жертв бытового насилия».

Будни кризисного центра для жертв бытового насилия. Фото help-woman.ru

Ясное дело, что материально поддержать абсолютно всех нуждающихся государство не может, так как казна не резиновая. Остаётся привлекать бизнес для решения некоторых социальных проблем, но, увы, деловые люди отказываются от государственно-частного партнёрства, потому что им это невыгодно.

«Взять то же самое ГСП, которое выдаётся раз в месяц в виде продуктовых наборов и раз в квартал в виде гигиенических средств. Загвоздка в том, что эти наборы выдают не органы соцобеспечения или акиматы, а торгово-розничные сети, которые заключают соответствующие контракты с городским управлением благосостояния. Так вот, компании в текущем году отказались участвовать в тендерах по обеспечению получателей ГСП товарами первой необходимости, поэтому выдача наборов забуксовала».

По словам общественников, весь 2021 год и первый квартал 2022 года торгово-розничная сеть «Магнум» выдавала в Алматы льготникам продуктовые корзины и наборы со средствами гигиены. Затем акция внезапно прервалась. Стали выяснять причины, и оказалось, что «Магнум» не стал продлевать контракт с управлением благосостояния, а другие компании и вовсе не подали заявки на участие в тендере. Почему они так поступили, догадаться несложно.  

«Продовольственные товары этой весной резко подорожали, и владельцам супермаркетов сложно было уложиться в те расценки, что были заложены в техническом задании чиновников, вот они и не стали заключать с ними договоры. Скорее всего, бизнесмены остались без прибыли, зато с кучей проблем из-за отчётности, которая сама по себе забюрократизирована. На наш взгляд, ГСП вообще не нужна. Мы предлагаем чиновникам выдавать вместо продуктовых корзин и средств гигиены денежные сертификаты, но они нас не слушают».

Отгрузка продуктовых наборов. Фото khabar.kz

По мнению общественников, самое незавидное положение сегодня у матерей-одиночек. Если они работают, то, по логике чиновников, считаются обеспеченными и не нуждаются в помощи государства. Хотя у них бытовых проблем может быть гораздо больше по сравнению с многодетными матерями, которым помогают мужья.

«Матери-одиночке зачастую не с кем оставить ребёнка, а если у неё на руках ребёнок-инвалид, то она не может устроиться на работу, потому что за ним нужно постоянно ухаживать. Женщина остаётся один на один с грузом проблем, и ей невероятно тяжело справиться с ним. Так нет ведь, находятся циничные чиновники, которые любят упрекать матерей-одиночек и многодетных мам в иждивенчестве, эгоизме, лени и безответственности. Мол, нечего было рожать детей, коли не можете самостоятельно накормить, обуть и одеть их и дать им хорошее образование. В ответ мы приводим свой контрдовод, что за каждым пособием кроется несостоятельность государства, которое не в состоянии обеспечить всем необходимым нуждающегося человека».

По признанию самих общественников, особого прока от их многочисленных обращений в Министерство труда и соцзащиты населения, Мажилис и акиматы нет. Чиновники откладывают в долгий ящик их просьбы, не прислушиваются к их предложениям и редко реагируют на их жалобы. Переписки порой длятся месяцами, а то и годами. Вот и приходится тем, кто находится в отчаянном положении, искать помощь на стороне.

«Мы знаем, что некоторые активные, шустрые мамочки находят отклики у частных благотворительных фондов и богатых меценатов, которые берут их с детьми под свою опеку и покровительство. Но это редкие случаи, как и адресная социальная помощь международных благотворительных фондов. К тому же, отношение к такому роду спонсорства разное. Кто-то поддерживает его, считая, что раз родные госорганы расписываются в собственном бессилие, то пусть помогают другие. Кто-то, наоборот, критикует, считая, что спонсорская помощь порождает иждивенчество у просящих людей».  

История многодетной матери

Как выживают многодетные семьи в сельской местности, рассказала наша собеседница Гузялай Абдимова. 45-летняя женщина вместе с 48-летним супругом и 5 детьми живёт в посёлке Туздыбастау Талгарского района Алматинской области. Рассчитывать им приходится только на самих себя.

«У нас была ещё дочка, инвалид 1-й группы, но она умерла 3 года назад после продолжительной болезни. Мой муж Толик ушёл в себя после её смерти, у него обострилась язва желудка, и с тех пор он официально нигде не работает. Я тоже сижу дома. Никаких денежных пособий на детей мы не получаем, только школьную форму бишкекского производства да бесплатные обеды в школьной столовой. Живём за счёт своего огорода: я со средним сыном продаём выращенные огурцы и помидоры. Скоро его должны забрать в армию, и мне придётся самой продавать овощи», – рассказывает Гузялай.

По её словам, раньше их семья получала АСП, но как только старшему сыну исполнилось 18 лет, выплаты прекратились. Супругам пришлось туже затянуть пояса и искать подработку. В свободное время Гузялай стала заниматься общественной работой, чтобы по мере своих скромных сил и возможностей помогать всем сельским женщинам страны. Ей довелось услышать немало драматических историй о перипетиях с получением государственных пособий.

«Обидно, когда действительно нуждающимся семьям отказывают в выплате пособий из-за того, что их доходы всего на тысячу тенге превышают установленный лимит чиновников. Я говорю про 21 270 тенге на каждого члена семьи, если же супруги не укладываются в эту сумму, то они не могут рассчитывать на соцвыплаты. Чиновники считают их обеспеченными по местным меркам и отказывают в государственном пособии». 

Сегодня прожиточный минимум в Алматинской области составляет 38 921 тенге, а черта бедности – 27 245 тенге. Все расчёты пособий складываются из этих двух показателей. Например, та же адресная социальная помощь, размер которой меняется каждый год наряду с требованиями к получателям. И эти требования не всегда бывают логичными. Судите сами: если заявитель просто сидит дома и не работает, то ему отказывают в АСП. Если он работает и получает зарплату чуть выше установленного лимита, тоже отказывают.

Минтруда и соцзащиты населения РК не всем назначает госпособие. Фото buroau.kz

Попасть в золотую середину получается у немногих семей.

«Возьмём, к примеру, семью, где растут двое малышей детсадовского возраста и двое школяров. Папе с мамой нужно заплатить за детский сад минимум 20 тысяч тенге и ещё 15 тысяч отдать за развозку малышей, плюс тратиться на мелкие поборы в школах и карманные расходы старших детей. В месяц в итоге выходит 50 тысяч тенге, и это без учёта затрат на нормальное питание, одежду и обувь детей. Размер АСП на 4 детей официально составляет 50 975 тенге в месяц. Спрашивается, как можно прожить на эти деньги?».

По словам общественника, АСП малоимущая семья гарантированно получает на протяжении 6 месяцев, по истечении которых она должна заново переоформить заявку. Чиновники при этом строго бдят за уровнем доходов и составом семьи заявителей. Как только к ним поступает информация, что кто-то из детей заявителей уехал учиться в город или достиг совершеннолетия, то они прекращают выплаты.   

«В селе сложнее всех приходится матерям-одиночкам. Как только завершается их декретный отпуск, они выходят на работу, чтобы прокормить себя и ребёнка. Только вот малыша некому оставить, потому что родственников поблизости нет, а отдавать его в детсад или нанимать няню средства не позволяют. Иногда из-за этого разыгрываются трагедии. Недавно жительница нашего села оставила свою трёхлетнюю дочку под присмотром соседской шестилетней девочки и ушла по своим неотложным делам. А малышку покусала на улице собака, теперь она с мамой лежит в районной больнице. Семья из двух человек практически осталась без средств к существованию».

От редакции

Мы решили прояснить вопрос с назначением госпособий и проблемой финансирования соцпрограмм в сельской местности. По совету коллег вышли на связь с внештатным советником министра труда и соцзащиты населения, чтобы не тратить много времени на официальную переписку с пресс-службой ведомства. Нам пояснили, что согласно приказу МТСЗН от 5 мая 2015 года за №320 одним из критериев назначения адресной социальной помощи является регистрация заявителя по месту постоянного проживания либо по месту временного пребывания (проживания) в течение 6 месяцев, предшествующих дате обращения за назначением АСП.

Таким образом, получается, что необязательно иметь постоянную прописку для получения АСП, можно обойтись и временной. Почему некоторые заявители не могут временно прописаться по месту фактического проживания, это уже другой вопрос.

Что касается проблемы отказа в назначении выплат и неполного объёма пакета соцобеспечения, то за них отвечают исполнительные органы власти в лице акиматов и территориальных управлений координации занятости и соцпрограмм. Почему кому-то отказали в выплатах, продовольственных корзинах и наборах бытовой химии разбираться надо в каждом индивидуальном случае. Как и в вопросе некорректного поведения отдельных чиновников и их ссылок на недостаточное финансирование соцпрограмм и т.д.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости