Что делать с плохими дорогами и рынком арендного жилья, рассказал Ускенбаев

cover Каирбек Ускенбаев. Источник: СЦК

Министр индустрии Каирбек Ускенбаев рассказал, зачем нужен Градостроительный кодекс, как министерство борется с плохими дорогами, почему невозможно отрегулировать рынок аренды жилья и что будет, если Toyota откроет завод в Казахстане.

Градостроительный кодекс

По словам Ускенбаева, для принятия Градостроительного кодекса была разработана и утверждена Дорожная карта, создана рабочая группа для проведения правового и аналитического мониторинга, в состав которой вошли представители АО «КазНИИСА», «КазЦентрЖКХ», «КазДорНИИ», НПП «Атамекен» и бизнес-сообщества.

«Существует более 300 тысяч нормативов, относящихся к сфере строительства. Для удобства как предпринимателей, так и населения они были сгруппированы в одном месте. Потому что нынешние документы зарегистрированы отдельно. Как искать нормативы, понимают только специалисты. Для удобства населения предусмотрено создание Градостроительного кодекса. Создана рабочая группа. Документ планируется представить в мажилис до конца следующего года»

Каирбек Ускенбаев

На базе информационной системы Государственного градостроительного кадастра министерство планирует создать интерактивные карты земельных участков и схем коммунальных сетей по каждому крупному городу. Сейчас система заполнена на 65%. Оставшиеся 35% сетей планируется оцифровать до 2024 года, при этом  сбор данных и инвентаризация сетей идут с 2018 года.

Как Мининдустрии планирует бороться с плохими дорогами?

Чтобы решить проблему плохих дорог, была усилена персональная ответственность всех участников строительного процесса, объединены технический и авторский надзоры, предлагается введение единой республиканской системы контроля качества дорог. Кроме того, процесс строительства автодорог будет полностью автоматизирован на платформе Е-Qurylys. Дорожный институт будет проводить экспертизу на наличие применения новых технологий и материалов на этапе разработки проекта.

«Одно из предложений поступило. Для ускорения процесса строительства дорог, чтобы мы не разрабатывали проектно-сметную документацию (ПСД), базовые укрупнённые расчёты у нас есть, поэтому мы можем объявлять конкурс для того, кто построит дорогу от Астаны, например, до какого-то из районов. Кто хочет участвовать должен дать цену с учётом своих рисков в рамках возможного удорожания проектов. После того как предприниматель выигрывает тендер на эту дорогу, условно говоря, он сам разрабатывает ПСД»

Каирбек Ускенбаев

О специальных экономических зонах

Специальная экономическая зона (СЭЗ) – часть территории Республики Казахстан, на которой действует специальный правовой режим, со всей необходимой инфраструктурой, для осуществления деятельности в приоритетных видах деятельности. На территории Республики Казахстан действуют 13 СЭЗ с разной отраслевой направленностью.

СЭЗ Казахстана. Источник: kazakh-invest

Для повышения инвестиционной привлекательности индустриального сектора Мининдустрии планирует расширить производства и номенклатуру товаров действующих предприятий, запустить производства новых товаров и создать условия для появления новых «точек» роста путём предоставления льгот и возможности последующего выкупа земельного участка.

«Для укрепления транзитного потенциала страны уже начата реализация таких крупных проектов, как создание контейнерного хаба в Актау и развитие Транскаспийского коридора. Проекты будут реализованы до 2025 года в рамках нацпроекта «Сильные регионы – драйверы развития страны», в формате совместного предприятия с потенциальным инвестором, в числе которых PSA, Abu Dhabi Ports, Adani Group, CMA CGM, Maersk»

Каирбек Ускенбаев

Министр сообщил, что сейчас ведётся работа по формированию модели трансформации нацкомпании «Қазақстан темір жолы» в полноценную транспортно-логистическую корпорацию.

«В целом трансформация АО «НК «КТЖ» предлагается по таким направлениям, как кооперация с мировыми транспортно-логистическими компаниями (PSA, DBShenker, CoscoShipping, DPWorld), цифровизация транспортных коридоров и создание внешних терминальных сетей»

Каирбек Ускенбаев

О рынке арендного жилья

Каирбек Ускенбаев отметил, что рынок арендного жилья, который находится в частном секторе, никем не регулируется. Он считает, что следует сначала определиться, нужно ли вообще регулировать арендное жилье.

Вместо этого министерство индустрии предлагает создать частные фонды по аренде недвижимости, акции которых могли бы приобретать простые граждане.

«Я категорический противник административного регулирования этого вида деятельности. Мы готовим свои предложения о том, чтобы создать частный рынок арендного жилья, который сможет привлечь инвестиции и иметь постоянный источник дохода от сдачи в аренду. Мы бы хотели, чтобы и госслужащие, и пенсионеры, и врачи, и педагоги, которые не занимаются бизнесом, имели право выкупать акции, например, этого акционерного общества, которое занимается арендным жильём. Это предприятие, условно говоря, по вложению в недвижимость и получению арендной платы, могло бы ежемесячно или хотя бы ежеквартально обеспечить доход для людей»

Каирбек Ускенбаев

Однако это предложение находится на стадии идеи, кабинет министров его ещё не одобрил, уточнил министр.

Ускенбаев также отметил, что Мининдустрии проверит факты незаконного снятия сирот с очереди на жильё. По его словам, коррупционные факты легко отследить – движение льготной очереди на жильё полностью оцифровано.

«В электронном формате видно же. Если кто-то думает, что сделал и там не остаётся следов, то любой IT-шник найдёт не просто следы – до каждого корня может дойти, сколько шагов было. У нас достаточно сильные специалисты. Дадим поручение, пусть проверят все такие движения. Думаю, в течение двух-трёх месяцев, до нового года, всё проверим и уже дадим полный ответ, насколько эти факты имели место»

Каирбек Ускенбаев

О влиянии России на автомобильный рынок Казахстана

Каирбек Ускенбаев прокомментировал вопрос журналистов о том, что россияне массово покупают казахстанские автомобили. По его словам, официальной статистики о массовой покупке машин россиянами нет и на авторынке не наблюдается большого ажиотажа.

Каирбек Ускенбаев отметил, что машины, которые казахстанцы покупали по льготному автокредитованию (под 4%), не могут быть вывезены за границу. Что касается машин, которые производятся не в рамках госпрограммы, министр юстиции считает, что компаниям следует увеличить объёмы производства, а не сужать рынок сбыта.

«Законы экономики такие, что весь мир борется за рынок сбыта. Чем больше мы продаем свою продукцию, тем больше она развивается и технологично, и экономически, и это новые рабочие места. Мы не видим большого ажиотажа, что россияне скупают наши машины. Официально не видим. Да, поступает информация, что россияне покупают и потом перепродают. К сожалению, мы эту статистику не видим, и здесь сложно её просмотреть.

Мы, наоборот, должны стимулировать, чтобы наш автопром еще больше машин выпускал. Мы их сейчас уже заставляем. На днях еще три-четыре завода начнут строиться, а в следующем году запустим по локализации. Например, компания Hyundai уже заявила, что в этом квартале построит три завода, в следующем году построит еще один завод по локализации. Каждый из этих проектов стоит несколько миллиардов тенге. Мы требуем у наших автопроизводителей, чтобы они шли на локализацию, чтобы казахстанского содержания было больше».

Каирбек Ускенбаев

Помимо этого, Ускенбаев отметил, что сейчас ведутся переговоры среди бизнеса о переносе закрывающегося завода Toyota из России в Казахстан.

«Toyota– один из самых популярных брендов в нашей стране. Наши производители ведут переговоры, потому что бизнес с бизнесом должен вести переговоры. С государственными органами эти вопросы бизнес-корпорации, наверное, не будут обсуждать, потому что это чисто технические вопросы: сколько денег вкладывает, какая компетенция, насколько они готовы к рынку сбыта. Получится или нет, я не знаю. Но если Toyota откроется, это будет один из самых сильных успехов страны».

Каирбек Ускенбаев

О массовых задержках авиарейсов в Казахстане

Министр юстиции заявил на брифинге, что ситуация с задержками авиарейсов стабилизировалась.

"В летний период, к сожалению, действительно задержки имели массовый характер. В настоящее время такого массового характера нет, это уже единичные случаи. По каждому случаю мы достаточно жестко реагировали. Кто-то может сказать, что такое штраф в 3 млн тенге для такой большой компании? Но когда ты получаешь первый штраф, второй, третий, десятый – уже как-то не до веселья становится. Я думаю, появляется осознание, что госмашина может работать в этом направлении ежедневно."

Каирбек Ускенбаев

Отдельно министр высказался о компании Air Astana:

"Компания Air Astana, что бы мы ни говорили, соответствует всем международным стандартам. Задержки бывают, и в том числе по техническим причинам, по которым Air Astana работу провела. К сожалению, технические причины бывают такого характера – с птицей столкнулись, или какой-то датчик дал сбой – это техника. Air Astana является одной из компаний мирового уровня потому, что она не позволит взлететь, если на 100% не будет уверена в надежности самолета."

Каирбек Ускенбаев

Также глава Мининдустрии сообщил, что до 2030 года Казахстан планирует довести число новых самолетов до 80 (приобрести 51 самолёт). В этом году должны прийти 14 новых, пять уже пришло.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости