Почему растут тарифы: три мифа коммунальных монополистов

cover фото mail.kz

О не выполненных обязательствах коммунальщиков-монополистов и мало известных большинству потребителей правах рассказывает Orda.kz.

Многие потребители и специалисты в области ЖКХ сетуют на информационную закрытость коммунальных предприятий.

«От них практически невозможно добиться чёткого, внятного и вразумительного ответа на неудобные вопросы. На общественных слушаниях они вместо того, чтобы разъяснить потребителям их права и признать свою ошибку, начинают увиливать и переходить на другую тему. А когда мы отправляем им свои запросы, то они зачастую выборочно, по своему усмотрению, дают скупые, лаконичные ответы на интересующие нас вопросы», – говорят активисты.

Между тем жалоб и претензий к коммунальщикам накопилось немало. Это и  нецелевое использование бюджетных средств, и сомнительное начисление и перерасчёт коммунальных услуг, и не выполненные обязательства перед потребителями, и коррупционные дела, и т.д.

Наша редакция заинтересовалась, о чём предпочитают замалчивать коммунальщики и что должны знать потребители, чтобы не переплачивать за их услуги? С этими вопросами мы обратились к эксперту в области ЖКХ.

Старые сказки о главном

Председатель комиссии по законодательным нормативам в сфере ЖКХ Совета ветеранов г.Алматы Шамиль Гизатулин рассказал о "главных мифах" коммунальщиков. Точнее, их якобы проблемах, на которыми так любят обосновывать поднятие тарифов.

Итак, проблема №1 – это недостаточное финансирование. Монополисты часто клянутся-божатся, что из-за отсутствия необходимых средств они не могут улучшить качество своего сервиса и удержать работников на предприятии. Отсюда и недовольство потребителей, и утечка кадров.

«Это не совсем так, поскольку в бюджете монополистов заложены расходы как на их текущее содержание, так и на дальнейшее развитие. Они проходят в смете как амортизационные отчисления и инвестиционные программы. Фишка в том, монополисты на решение основных задач используют только часть этих средств. Например, у энергетического предприятия «Алматы Жарык Компаниясы», обеспечивающего горожан электроэнергией, амортизационные отчисления в 2021 году составили 9 млрд. тенге. Однако для ремонта и восстановления основных средств АЖК потратила в прошлом году только 1,5 млрд. тенге. Возникает резонный вопрос, а почему она не использует остальные 7,5 млрд. тенге?» – говорит Шамиль Гизатулин.

Шамиль Гизатулин. Фото из личного архива

Эксперт считает, что огромный запас амортизационных средств позволяет монополисту сделать ремонт и восстановление основных средств, не повышая тарифы.

Проблема №2 коммунальщиков – это изношенность оборудования. «Вот если бы нам позволили бы поднять тарифы, то мы обязательно купили бы новые трубопроводы, трансформаторы и насосы! Тогда не было бы частых коммунальных аварий, и потребители всегда были бы бесперебойно обеспечены водой, светом, газом и теплом», – твердят монополисты. У Гизатулина своя точка зрения.

«Я считаю, что нашим монополистам не стоит постоянно покупать новое оборудование. Во-первых, у них есть свои резервы, которые они могут задействовать в крайних случаях. Я имею в виду дублирующее производство в виде запасных насосных станций, котлов и т.д. Во-вторых, у них есть свои ремонтные мастерские, оснащённые всем необходимым для починки вышедших из строя агрегатов. Поэтому не имеет смысла закупать всегда что-то новое, когда можно починить старое или использовать дублирующее производство. И даже когда кто-то из монополистов говорит, что у них не хватает узких специалистов или мощностей ремонтных мастерских, то ничего страшного. На рынке работает немало профильных предприятий, которые готовы выполнить ремонт любой степени сложности, лишь бы им платили», – говорит Гизатулин.

Ремонтная мастерская энергетической компании. Фото tagras-es.ru

Проблема №3 – высокая нагрузка на сотрудников при существующем дефиците персонала и утечке кадров. Они говорят, что рады бы обслуживать потребителей на высоком уровне, да только специалистов катастрофически не хватает. Однако многие эксперты и общественники отмечают, что проблема кроется ни сколько в нехватке специалистов, сколько в том, что некоторые действующие работники не торопятся выкладываться на все 100%.

«Из всех коммунальных предприятий Алматы у меня меньше всего нареканий к газовикам. Единственное замечание к ним – это то, что они крайне редко проводят техническое обслуживание газовых плит в квартирах. Хотя мы, потребители, исправно платим за эту услугу. Кроме того, Алматыгоргаз заставляет потребителей устанавливать датчики утечки газа с автоматической системой отключения. Разумеется, эта мера повышает уровень безопасности в наших домах, однако для большинства горожан это – дорогое удовольствие. В сегодняшних условиях можно сделать первый шаг – разрешить устанавливать обычные датчики утечки газа со звуковым сигналом. Их могут себе позволить все потребители, а автоматику отключения можно устанавливать по желанию потребителей», – говорит Гизатулин.

Работник газового хозяйства проверяет работу газплиты. Фото stavropol.bezformata.com

Таким образом, становится понятно, что 3 главные проблемы коммунальщиков-монополистов надуманы. У них хватает сил, средств и возможностей для того, чтобы своевременно и в полном объёме обеспечивать потребителей всем необходимым для комфортной и безопасной жизни. Всё остальное – от лукавого.  Об этом мы подробнее поговорим в других выпусках, где наши гости – экономисты, финансисты и бухгалтеры – по полочкам разложат тарифную политику монополистов и целевое расходование накопленных средств.   

Откуда берутся долги у добросовестных плательщиков?

От проблем коммунальных предприятий перейдём теперь к проблемам потребителей. Самая злободневная из них – это расхождения в показаниях индивидуальных и общедомовых приборов учёта потребления воды. Многие потребители не могут понять, по какой схеме коммунальщики делают им начисления, что они всегда остаются в должниках? Сами монополисты редко когда снисходят до разъяснений в СМИ и соцсетях, поэтому мы попросили нашего собеседника расставить все точки над «i».

«Индивидуальные счётчики показывают только фактический объём потребления воды жильцами квартир. А общедомовые приборы учета отображают всё потребление многоквартирного жилого дома. Здесь неизбежна разница между их показаниями за счёт потерь дома. У кого-то из жильцов течёт сливной бачок унитаза, у кого-то бежит смеситель в ванной и т.д. Вот все потери воды, которые показывает общедомовой прибор учёта, монополист компенсирует за счёт тех потребителей, в чьих квартирах не установлены индивидуальные счётчики. Им водоснабжение обходится дороже, так как монополист начисляет им завышенный тариф за потребление воды», – говорит Гизатулин.

Индивидуальные счётчики потребления воды. Фото gidroguru.com

Но даже если у потребителя установлен индивидуальный счётчик, то это вовсе не гарантирует ему покой и экономию средств. Бывает и так, что у добросовестного собственника жилья образуются невесть откуда взявшиеся долги за коммунальные услуги, хотя он вовремя и в полном объёме оплачивает их. Почему так происходит?

«Задолженность по коммунальным услугам образуется из-за того, что коммунальщики снимают показания счётчиков в середине месяца. Так у них устроена бухгалтерия, что раньше 15-го числа они не могут этого делать. Им не выгодно считать потребление той же горячей воды в период с 1-го по 30-е число каждого месяца, поэтому они ограничиваются половиной месяца. Получается так, что в одной квитанции делается расчёт разных месяцев. Это всегда приводит к хаосу, так как исходные параметры для расчёта разные, отсюда и образуются долги у некоторых потребителей». 

Реакция на квитанцию об оплате коммунальных платежей. Фото твой город.com

Эксперт также объяснил, почему потребители так много платят за свет.

«Мы платим за потребление электроэнергии не только в своей квартире, но и в местах общего пользования. Просто эти расходы проходят по двум позициям коммунальных платежей. В первой вы оплачиваете за себя, а во второй расходы на содержание общедомового имущества. К ним относятся расходы на энергоснабжение тепловых узлов, лифтового хозяйства, домофонов, видеонаблюдения, циркуляционных насосов и насосов, подкачивающих воду на верхние этажи домов. Отсюда и набегают такие крупные суммы за электроэнергию».

Как сейчас работают с должниками?

Есть проблема и с корректной работой коммунальщиков с потребителями-должниками. Раньше долги можно было взыскать только по решению суда. Однако процедуру взыскания долгов упростили ещё в 2019 году.

«Коммунальщику не надо больше подавать иск в суд о принудительном взыскании долга с потребителя. Для этого ему достаточно обратиться к нотариусу, чтобы тот вынес так называемую исполнительную надпись и передал её частному судебному исполнителю. По закону и нотариус, и ЧСИ должны предварительно уведомить должника, что в случае неуплаты у него будут заблокированы все банковские счета. На деле же нередко бывает так, что должникам замораживают счета без всякого предупреждения. Когда они пытаются потом выяснить, почему их заранее не уведомили, то коммунальщик, ЧСИ и нотариус начинают ссылаться друг на друга, уверяя, что другой, но не они обязаны были предупредить должника».

Заблокированные банковские счета потребителей - дело рук ЧСИ. Фото foxtop.ru

Кстати, для разблокировки счетов потребитель должен будет заплатить не только всю сумму долга, но также госпошлину и комиссионный сбор частному судебному исполнителю.

Эксперт отметил что за исключением газовиков, остальные коммунальщики имеют право отключать потребителей в случае 2-х месячной просрочки оплаты их услуг.

«В зимний период газовики не имеют право отключать потребителей- должников от своих услуг. Это прописано в Правилах предоставления коммунальных услуг в г. Алматы. В целом, если потребитель испытывает финансовые трудности с оплатой коммунальных услуг, то ему предоставляется отсрочка сроком на 2-3 месяца. Надо только заранее уведомить в письменном виде коммунальщиков, и тогда можно будет в рассрочку оплачивать счета. Жаль, что монополисты редко когда говорят об этом, а наши граждане ленятся выяснять, как можно урегулировать денежный вопрос».

Как не попасться на удочку мошенников

Гизатулин также рассказал о проблеме с информированием населения о существующей системе первичной установки, замены, поверки и ремонта индивидуальных приборов учёта холодной и горячей воды, электроэнергии. Сколько было случаев, когда доверчивых пенсионеров и домохозяек обманывали аферисты, представлявшиеся коммунальщиками. Они имитировали поверку счётчиков в квартирах, получали за свои услуги от 5 тысяч до 6,5 тысяч тенге и спокойно уходили. А потом выяснялось, что никакого отношения к коммунальщикам они не имели, никаких процедур не проводили, из-за чего потребителям приходилось заново платить за поверку счётчиков.

Больше всего жалоб поступает от горожан, пострадавших от рук проходимцев, якобы проверивших работу их счётчиков воды. Поэтому наш собеседник поделился своим мнением, как можно избежать в будущем подобных инцидентов.

«Я полагаю, что государственному коммунальному предприятию «Алматы су» не помешает периодически через СМИ и соцсети напоминать горожанам о том, как должна проходить процедура первичной установки, замены и поверки счётчиков воды. Начать оповещение надо с того, что в мегаполисе насчитывается чуть больше 40 частных компаний, которые имеют государственную лицензию на подобный род деятельности. Их список можно найти на сайте предприятия.  Нужно разъяснить гражданам, что если процедуру поверки проведёт компания, не имеющая гослицензию, то коммунальщики не примут такую работу. Они будут считать, что у этого потребителя нет счётчика, соответственно,  начнут начислять ему завышенный тариф».

Процедура поверки счётчика воды. Фото plastic-s.ru

А как потребителям не попасться на удочку мошенников?

«Специалисты должны разъяснить потребителям, что когда в их квартиру приходит сотрудник какого-то ИП или ТОО, то необходимо подстраховаться. Собственник жилья должен убедиться в том, что пришёл нужный специалист. Для этого он звонит в колл- центр РГП "Алматы Су" и называет компанию, от имени которой пришёл специалист. Если гость под различными предлогами отказывается показать служебное удостоверение и копию гослицензии, то его сразу же нужно разворачивать и указывать на дверь».

Наш собеседник обращает внимание потребителей на одну важную деталь, о которой редко говорят чиновники и коммунальщики.

«Пенсионерам по возрасту, многодетным малообеспеченным семьям, инвалидам всех групп и гражданам, доход которых не превышает 3 прожиточных минимума – необходимо знать, что государство возмещает им затраты на установку индивидуальных приборов учёта горячего и холодного водоснабжения. Это прописано в решении маслихата города Алматы от 23 июля 2015 года № 347. Поясняю: сначала граждане из этих социально-уязвимых групп населения за свой счёт оплачивают работу специалиста. Потом они берут у него чек об оплате и акт выполненных работ и обращаются в органы соцзащиты населения. Там им начисляют единовременную социальную выплату для возмещения коммунальных затрат в размере 3,4 МРП за каждый счётчик. Ни чиновники из территориальных подразделений минтруда и соцзащиты населения, ни тем более, коммунальщики не считают своей обязанностью рассказывать об этом на постоянной основе", – говорит Гизатулин.

От редакции

Мы продолжим серию выпусков о проблемах ЖКХ и нарушенных правах потребителей. Нам важно, чтобы граждане были в курсе всех дел монополистов и не переплачивали за их услуги. 

Лента новостей

все новости