Нурлан Смагулов написал открытое письмо новому председателю президиума НПП «Атамекен»
Бизнесмен заявил, что в последнее время читает о себе и о своей компании «Астана Моторс» много домыслов, порочащих его имя и репутацию компании.
18 февраля на внеочередном съезде нацпалаты «Атамекен» Раимбек Баталов выбором большинства занял должность председателя президиума палаты предпринимателей. Следом последовала серия интервью на разных каналах, в одном из них Баталов в разговоре с журналистом Вадимом Борейко заявил, что «Астана Моторс» является «бенефициаром утильсбора».
«Я благодарен председателю президиума НПП «Атамекен» за прямые и справедливые вопросы и отвечу так же прямо, честно и публично, потому что в последние несколько месяцев я слышу и читаю о себе и своей компании много недостоверных фактов, домыслов, порочащих моё имя и репутацию компании «Астана Моторс», – сказал Смагулов в открытом письме, размещённом на Forbes.kz
Вопрос первый – куда делись 200–300 млрд тенге от утильсбора, озвученные министерством экологии, которые якобы были направлены на поддержку автопрома?
Нашему заводу Hyundai Trans Kazakhstan «Оператор РОП» вернул 29,3 млрд тенге. Это сумма, которую мы ранее уплачивали «Оператору РОП». Приобретая автомобили отечественного производства, покупатель не оплачивает утильсбор, так как он не включен в стоимость автомобиля, произведенного в Казахстане. Почему «Оператор РОП» назвал возврат наших же денег поддержкой автопрома и субсидиями, нам до сих пор непонятно. Мы предложили новому оператору «Жасыл даму» изменить систему работы – прекратить денежные транзакции между оператором и производителями и перейти к работе по системе зачёта, как в России, что позволит снять все вопросы по финансовой поддержке автопроизводителей через утильсбор.
Второй вопрос – сколько на самом деле субсидий получило наше предприятие Нyundai Trans Kazakhstan?
Наш завод не получал и не получает ни одного тенге субсидий ни на строительство завода, ни на производство автомобилей, ни на какие другие цели. При экспорте наших автомобилей в другие страны «Оператор РОП» оказывал экспортную поддержку для возмещения расходов по оплате утильсбора в той стране, куда мы поставляли автомобили. Это общепринятое правило для стимулирования экспорта в ЕАЭС и других странах.
Общие инвестиции в строительство завода составили 30,8 млрд тенге (с учётом новой линии по сварке и окраске Hyundai Tucson). 30% от инвестиций – это собственный вклад компании «Астана Моторс», остальные 70% мы взяли в кредит в БРК на коммерческих условиях, а именно под 8,28% годовых.
Сегодня на заводе работают 700 человек, большинство из которых высококвалифицированные специалисты. За 2021 год наш завод уплатил налоги в размере 9,4 млрд тенге.
Третий вопрос – насколько перспективно развитие казахстанского автопрома?
Стран, которые производят автомобили под своими оригинальными брендами, в мире не так много – около десяти; 50–60 стран производят автомобили по лицензии автоконцернов- производителей.
В странах СНГ – это Беларусь, Россия, Узбекистан, Казахстан. До последнего времени Украина производила автомобили, пока там не были сняты защитные меры от завоза старых автомобилей.
Наша позиция – казахстанский автопром должен быть рассчитан не только на внутренний рынок. Хотя насытить казахстанский авторынок – наша приоритетная задача, но, учитывая, что наш рынок небольшой, нашей главной задачей должно стать развитие экспорта в близлежащие страны – в Россию, Беларусь, Украину и Узбекистан.
Нашему заводу чуть больше года, при этом мы уже производим две модели Hyundai методом сварки и окраски и экспортируем до 30% автомобилей, сошедших с конвейера Нyundai Trans Kazakhstan.
Сейчас мы ведем переговоры с лидерами китайского автопрома о строительстве завода по производству автомобилей. Этот завод будет нацелен на экспорт в Россию. На данном заводе все автомобили будут производить методом сварки и окраски, его производственная мощность составит 60–70 тысяч автомобилей. Достижение этого критического порога позволит нам установить оборудование для штампа кузовов, производить сидения и создать новые производства, новые рабочие места и увеличить казахстанское содержание с текущих 15% до 30–35%. Мы видим большие перспективы по производству и экспорту автомобилей и готовы развивать автопром в Казахстане.
Четвертый вопрос – касательно цен на автомобили.
Цены на новые автомобили в тех странах, где производятся автомобили, в том числе в Российской Федерации, Казахстане, Узбекистане и Беларуси, регулируются мировыми автоконцернами так, чтобы не допустить перепродажу новых автомобилей из страны в страну. Этот процесс очень прозрачный и никак не зависит от наших действий.
Пятый вопрос - что касается стареющего автопарка Казахстана.
При снижении утильсбора до нуля парк автомобилей «постареет» ещё больше, так как в основном привезут старые автомобили. Наши же заводы производят новые автомобили, а если кто-то утверждает, что привезут новые автомобили, то это лукавство, так как нет никакой экономической выгоды и дефицит автомобилей присутствует во всех странах.
Как основатель компании «Астана Моторс», которой в этом году исполняется 30 лет, хочу заявить – я патриот своей страны и моя компания является одним из крупнейших налогоплательщиков Казахстана: в 2021 году «Астана Моторс» уплатила налогов на сумму 39,6 млрд тенге, в компании работают около пяти тысяч сотрудников, и мы видим большую перспективу развития автопрома в нашей стране.
И самый важный вопрос – нужен ли казахстанский автопром гражданам нашей страны. Мы уверены на 100% – нужен. Главный вопрос, что мы оставим будущим поколениям: барахолки и старые автомобили на дорогах нашей страны или современные заводы, рабочие места, инженерные кадры и амбиции как развитой страны на просторах Евразийского союза. Передо мной и моей командой такой вопрос не стоит, я уверен в будущем нашей страны. За все цифры и факты, которые предоставили в этом письме, я готов нести полную моральную и юридическую ответственность. Пользуясь случаем, приглашаю председателя президиума НПП «Атамекен» Раимбека Баталова и его коллег на завод, с целью убедиться в настоящем положении вещей.
С уважением, основатель «Астана Моторс» Нурлан Смагулов
Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!
Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.
Лента новостей
- Компенсацию пострадавшим от паводка в Петропавловске сократили вдвое
- «Завещание» Бишимбаева, штатив как ударный инструмент и другие странные явления в суде
- Рекламный щит упал на остановку, пострадали трое
- Air Astana отменила рейсы в Дубай
- Кто их крышует? — депутат о владельцах водохранилищ
- Прокуратура проверила законность уголовного дела арестованного журналиста Данияра Адилбекова
- Гипноз и паранойя — в суде по делу Бишимбаева рассуждают о воздействии на сознание
- Подарил, но не подписал: судьбу «потерянных» активов Боранбаева раскрыли в Минфине
- Пенсионерка получила квартиру взамен разрушенного дома в Костанайской области
- Юлия Навальная вошла в список самых влиятельных людей мира по версии Time
- Хочешь кредит — спроси у мужа. Финансовое бесправие женщин хотят узаконить в Казахстане
- Протестующих в Уральске дачников упрекнули прокуроры: «Не отвлекайте от борьбы с паводками»
- Пострадавших от потопа переселили из школ в общежития Актобе
- Пострадавшим от паводков казахстанцам обещают выплатить компенсации до конца недели
- Арестованный журналист Данияр Адилбеков обратился к коллегам
- В МВД пообещали, что жертв насилия больше не будут уговаривать прощать обидчиков
- Мор рыбы в Шардаринском водохранилище: стали известны причины
- Две гражданки Казахстана получили травмы на «весёлых горках» в Узбекистане
- Казахстан потребовал 150 млрд долларов у иностранных инвесторов Кашагана
- Минфин сократил бюджетные расходы в пользу ликвидации последствий паводков