Новый закон об электросамокатах – эксперимент над жизнями людей: урбанисты
Президент Токаев подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации дорожного движения". Он накладывает жёсткие ограничения на передвижения в стране электросамокатов. Накануне его принятия в Алматы прошёл круглый стол урбанистов, бизнеса, представителей местных органов власти на тему "Микромобильность и безопасность: как обеспечить комфорт для всех?" Корреспондент Orda.kz побывал на мероприятии и выслушал мнение, в том числе, о качестве законов, которые сейчас принимает Мажилис и Сенат
22 июня Сенат Парламента Казахстана одобрил разработанные и принятые 10 мая мажилисменами закон об электросамокатах. Накануне его подписал президент, после чего закон вступит в силу через 60 дней.
По новым правилам самокаты с двигателями станут видом транспорта, и на их передвижения накладываются жёсткие ограничения, которые практически ставят крест на существовании этого вида транспорта.
- скорость на тротуарах не более 6 км в час, что сравнимо со скоростью пешехода (5 км в час);
- те, кто едут по велодорожкам или проезжей части могут развивать скорость 25 км в час, но при этом должны иметь водительские права любой категории;
- кроме прав, необходим защитный шлем и светоотражающая одежда;
Благие намерения депутатов были подкреплены только словами
Эксперты в области транспорта из UrbanForum Kazakhstan надеялись, что в закон в верхней палате внесут изменения. В частности предлагалось ограничить скорость самокатов до 15 км на тротуарах, отменить требования о наличие водительских прав. Последнее обстоятельство, по мнению экспертов, пересадит казахстанцев не на самокаты, а скорее на машины, которые ещё больше заполонят городские улицы и ухудшат качество воздуха.
При этом базовая претензия пешеходов к самокатчиков заключалась в бескультурной езде отдельных пользователей кикшеринга – служб проката электросамокатов. Однако лихачи есть и на дорогах за рулём автомобилей, и среди велосипедистов и мопедистов, которые начали гонять по велодорожкам и тротуарам, говорит специалист по урбанистике Ануар Жусупов.
"Если бы электросамокаты были так опасны, как в начале их массового использования в 2021 году, то сейчас число обращений в травмпункты должно было вырасти в несколько раз, если не десятков раз, но этого не произошло. По всей видимости, социально безответственный период прошёл – если вы чем то начинаете пользоваться, новым видом транспорта, то вы будете падать, или сигналить, чтоб вы проехали по тротуару, но это неправильный сценарий поведения, правильный – приоритет всегда должен быть у пешехода".
Норма, по которой приоритет всегда будет у пешехода, закреплена в принятых в марте 2023 года поправках в российские правила дорожного движения. Там гуляющие по тротуарам в любом случае обладают большими правами, чем двигающиеся на самокатах, велосипедах, и других СИМ – средствах индивидуальной мобильности. Подобные нормы закреплены в законодательствах других стран.
Сервисы по прокату электросамокатов выступали только за то, чтобы их вид транспорта вывели из серой зоны и придали легальный статус, но не таким способом, как будет по закону сейчас. Как отметил представитель кикшеринговой компании Станислав Молчанов, вызывает беспокойство не только перспектива закрытия бизнеса, но и судьба самокатчиков.
"Электросамокат маленький, его не видно, как он будет ездить по дорогам? Во-первых, введение в действие этого закона приведёт к тому, что в случае ДТП водители будут нести полную ответственность. Во-вторых, это безопасность пользователей. В Минске, например, вообще запрещено заезжать на электросамокатах на проезжую часть", – подчеркнул Молчанов.
Результат закона отразится в печальной статистике ДТП
Эксперт по транспорту Роман Барабанов в беседе с корреспондентом Orda.kz заявил, что ничего не знает о доводах авторов законопроекта об электросамокатах. Специалистов или статистику при разработке закона в мажилисе не привлекали, и, скорее всего, руководствовались соображениями хайпа – то есть стремления набрать популярность у определённой части казахстанцев.
Реальная статистика показывает обратное: если за последний год число пользователей электросамокатов увеличилось в 1,7 раз, то число ДТП с самокатами снизилось на 28%. При этом в 2022 году на самокатах было больше поездок, чем у алматинцев на метро. Если все пользователи окажутся без альтернативы в виде самокатов, то у них не будет шансов комфортно передвигаться по городу.
"В Алматы и Астане пока нет других мер по развитию проката велотранспорта, расширению сети, увеличения числа автобусов. В составе рабочей группы депутатов не было специалистов в сфере транспортной безопасности или городского транспортного хозяйства", – сказал Барабанов.
Представитель акимата, курирующий развитие микромобильного транспорта в управлении городской мобильности, Мурат Туменбай рассказал, что никто из парламента не консультровался с городскими управляющими органами.
"Если вы просто попробуете встать на самокат и поехать со скоростью 6 километров, то на нём не только проехать, но даже удержать равновесие будет нельзя. Второе, если раньше самокаты можно было применять для поездок на короткие расстояния и поездка обходилась в 300-500 тенге, то сейчас, если скорость упадёт в четыре раза, то и цена такой поездки вырастет в четыре раза. Третье, если в районах города, где нет велоинфраструктуры, выгонять самокаты на проезжую часть, то, если на май этого года у нас было семь ДТП с участием электросамокатов, их число вырастет в разы", – отметил Туменбай.
Сейчас в Алматы выделили 11 зон, где полностью запрещено движение самокатов – это парки, скверы, переходные части улиц Панфилова и Жибек Жолы, и другие места массового скопления людей.
Как в Казахстане законы принимают
Эксперт по транспортной политике Елена Ерзакович неприятно удивлена не только содержанием нового закона, но и процедурой его принятия. Он был инициирован депутатами Мажилиса, не обсуждался на портале нормативно-правовых актов (открытые НПА), а после одобрения в Мажилисе и перенаправления в Сенат в него собирались внести правки, и даже обсудили их с экспертами на заседании 13 июня, но при голосовании неожиданно вернулись к прежнему варианту, то есть часы, потраченные на доработку и обсуждения, были потрачены впустую.
"Меня беспокоит этот прецедент. Депутаты сделали такой фокус, потом они говорят, что займутся мопедами, и будут писать поправки закон, в котором не разбираются. Мне важны не интересы бизнеса, а безопасность на дорогах и приоритеты, перспективы развития устойчивых видов транспорта. В будущем это может коснуться других законопроектов: об общественном транспорте, о выдаче прав и так далее. Почему депутаты вообще выборочно, спонтанно, и не следуя плану, принимают какие то законопроекты».
Эксперты не видят последовательности и качества в работе законотворцев. Увидев слабо проработанный законопроект, принятый Мажилисом, верхняя палата могла запросто отправить его обратно на доработку.
"Видимо, сенаторы не захотели ссориться с мажилисом, что те "левизну" какую-то приняли. В Сенате вообще хотели принять очень правильную статью о том, что регулирование самокатов надо спустить на усмотрение местных исполнительных органов (то есть акиматов регионов). В итоге нет понимания, кто за что отвечает, какие уполномоченные органы, а сенат легализовал эту чепуху".
По сути парламент скинул перед летними каникулами сляпанный наспех закон, который никто не знает, как применять. И даже МВД РК выступило против, поскольку не обладает ни достаточными силами, ни средствами, для того, чтобы контролировать его исполнение.
Похоже, теперь кикшеринговые компании потеряют львиную часть пользователей, и потерпят финансовый крах. Самокатчики же окажутся на дороге в плотном и опасном потоке машин и с постоянной угрозой для жизни, даже в предложенных депутатами обязательных шлемах.
При этом обладателей собственных самокатов должны будут вылавливать стражи порядка, проверять водительские права и штрафовать на тротуарах. Пока же существуют сервисы проката электросамокатов, ситуацию можно хоть как то контролировать – ограничивать скорость на определённых участках городов, устанавливать максимальную скорость.
Сейчас же закон идёт в разрез с мировым трендом по развитию микромобильного транспорта при том, что плотность населения даже в крупных городах вполне позволяет передвигаться по тротуарам, а строительство велодорожек, которые бы разделили потоки, не поспевает за потребностями жителей.
Также под вопросом теперь налоговые поступления от кикшеринговых компаний и рабочие места сотрудников, а также курьеров, которые зачастую пользовались самокатами.
Лента новостей
- Вывезти тело и закопать в степи – адвокаты Бишимбаева объясняют, как бы он мог убить Салтанат Нукенову
- Ребенок умер от удара током: организатору пенной вечеринки вынесли приговор
- Огонь, вода и резиновые пули: что сейчас происходит в Грузии
- Талдыкорган атакуют черви
- Пять человек погибло в ДТП в Карагандинской области
- Забеременевшую от родного отца школьницу поместили к кризисный центр
- Я нахожусь под постоянным давлением: журналисту Адилбекову вернули обвинение в ложном доносе
- Казахстан оказался ниже африканских стран в рейтинге свободы прессы
- Праздник в Назарбаев Университете обернулся буллингом ЛГБТ-представителей
- «Это важное событие для казахстанской армии» — Токаев открыл авиабазу Нацгвардии
- В Алматы ограничат движение на БАКАД
- Директора сельской школы отстранили от работы после смерти мальчика в уличном туалете
- Принадлежавшую Боранбаеву гостиницу в Астане передали американцам
- «Закон уже давно не работает»: акимат Алматы отказал в проведении митинга в память о Салтанат
- Как высокие налоги и низкие цены на нефть внутри Казахстана могут привести к снижению нефтедобычи
- В Алматы во время пробежки убили пенсионера
- ДУМК опубликовало список туроператоров, которым разрешается отправлять паломников для совершения хаджа и умры
- Пенсионные выплаты казахстанцев больше не будут облагать налогом
- Компания акционеров KAZ Minerals попала под санкции США
- Алматинцев попросили не платить налоги кому попало