Новые старые лица? Кто сейчас обслуживает посетителей Хоргоса

cover Фото Orda.kz

24 апреля этого года международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» с помпой возобновил свою работу. Власти пообещали, что за время пандемии навели порядок на границе, сделали ремонт в терминалах. Но отказ от победителя ТОО Zhetisu Logistics, с которым ТОО «Қорғас – Коммерц» подписало договор на перевозку багажа и пассажиров по территории международного центра, перед самым открытием вызвал массу вопросов, на которые никто так и дал ответов

Лакомый кусочек

Перевозка пассажиров и груза между границами двух государств – Китая и Казахстана, проще говоря, «межтаможка», всегда вызывала интерес как у нечистых на руки чиновников, так и мафиозных группировок. Это своего рода "золотая жила", хотя этот путь составляет всего семь километров.

Фото Orda.kz

Вся соль в том, что вывозимые и ввозимые из одного государства в другое товары здесь не облагаются налогами. То есть любой желающий мог через границу перевозить до 50 килограммов товара без пошлин. И этими привилегиями первыми воспользовались перевозчики пассажиров. Вместо того чтобы возить обычных туристов, они стали забивать свои автобусы китайским товаром.

Столпотворение и давки на автобусных остановках породили на рынке так называемых «несунов». За определённую сумму они стали помогать преодолевать эти барьеры. Позже выяснилось, что суматоха была создана искусственно ими же, чтобы они могли без препятствий перетаскивать до двух-трёх тонн товара, правда, раздробив их по 50 килограммов.

Хотели как лучше…

Так, созданная ещё в 2005 году с благими намерениями свободная экономическая зона на приграничных сопредельных территориях двух государств – Китая и Казахстана – успела обрести дурную славу. Контрабанда и поборы стали здесь привычным явлением.

Отличились и сами служивые: стали то на взятках попадаться, то «зелёный» коридор кому-то организовывали, то грузы без справок отпускали. С завидной регулярностью сменялось и руководство Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Оно пыталось что-то сделать, но все потуги сводились к смене перевозчиков пассажиров и багажа. Но ничего из этой затеи не вышло. «Несуны» и «помогайки» плодились и размножались.

Пока на рынок не зашло ТОО Kazakhstan Technology Solutions Ltd. Руководил этой фирмой совершенно неизвестный человек, но именно он тогда изменил ситуацию кардинально. Завёз совсем новенькие автобусы, малотоннажный коммерческий грузовой транспорт, построил пункты приёма багажа на казахстанской и китайской частях МЦПС «Хоргос», производственно-техническую базу для хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Ввёл электронную систему учёта и поставил всех «на счётчик».

Фото Orda.kz

Туристы, участники ВЭД и даже простые жители близлежащих аулов и районов весь ввозимый и вывозимый товар стали отправлять через их кассы, даже билеты покупали у них. Какой расчёт был между АО МЦПС «Хоргос» и ТОО Kazakhstan Technology Solutions Ltd, узнать так и не удалось. Это осталось тайной за семью печатями. Но бюджет страны начал пополняться.

Все знали, что эта компания принадлежит брату Нурсултана Назарбаева, Болату Назарбаеву, но вслух об этом тогда говорить было не принято.

Кантар внёс свои коррективы

Январские события внесли свои коррективы в работу Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Приостановленный на время пандемии Центр решил воспользоваться этой ситуацией и избавиться от фирмы Болата Назарбаева.

Как только руководитель СЭЗ «Хоргос» СУАР КНР Сюй Синь Минь заявил о снятии карантинных мер в Китае и открытии границ для туристов, руководство ТОО «Қорғас – Коммерц» спешно опубликовало у себя на сайте приглашение для инвесторов поучаствовать в конкурсе на перевозку багажа и пассажиров по территории МЦПС «Хоргос». И 15 февраля 2023 года подписала контракт с победителем – доселе неизвестным ТОО Zhetisu Logistics.

Фото Orda.kz

Тогда журналисты усомнились в законности проведения этого конкурса, администраторы проекта заверили, что с ТОО Kazakhstan Technology Solutions Ltd они расторгли все контракты, а признанная победителем конкурса компания – ТОО Zhetisu Logistics, прошла все процедуры: имеет опыт работы в этой сфере, материальные и трудовые ресурсы. А самое главное – автобусы не ранее 2021 года выпуска для перевозки пассажиров на 25–35 посадочных мест и производственно-техническую базу для хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Кроме того, компания готова осуществлять перевозку багажа. А также внесла гарантийный взнос за малотоннажный коммерческий грузовой транспорт с полной массой не более пяти тонн.

Багажный терминал, который построил ТОО Zhetisu Logistics. Фото Orda.kz

И снова здравствуйте!

Неожиданно для всех акимат Жетысуской области распространил новость о том, что 24 апреля возобновляет свою деятельность Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Если бы не надёжный источник, то никто бы не поверил в эту информацию. Ведь подобные объявления появлялись и ранее, но открытие каждый раз откладывалось.

В назначенный день журналисты поехали туда. И действительно, «МЦПС «Хоргос» заработал в штатном режиме, принимал туристов. Столпотворения и давки, как раньше, не было. Может, из-за понедельника?

Фото Orda.kz

Таможенный и пограничный контроль прошли без проблем. Ничего за эти три года здесь не изменилось. Хотя, как утверждает руководство Центра, во время пандемии они не сидели сложа руки, а провели ремонт для улучшения деятельности и приёма посетителей. Для комфортного пребывания туристов полностью переоборудовали терминал для пассажиров, реконструировали пол. Металлические ограждения были заменены на стеклянные перегородки, на каждую кабину паспортного контроля были установлены тепловизоры.

Для обеспечения комфортного прохода для всех туристов перед входом в «Блок-А» были установлены турникеты, произведён капитальный ремонт санузлов. Для туристов, предпочитающих беспрепятственный проход за дополнительную плату, был создан бизнес-терминал. Обновлена система кондиционирования зала, которая обеспечит в зимний период тепло, а в жаркие дни – прохладу.

Протестировать усовершенствованные бизнес-процессы не удалось, их работу журналистам не продемонстрировали. Но те, кто бывал тут раньше, заметили отсутствие страшного кафеля на полу и зелёных металлических ограждений.

Фото Orda.kz

В первый день проезд был бесплатный, в последующие дни стоимость проезда, как сказали, будет 3 000 тенге.

Удивил и передвижной состав. На остановке не было обещанных новеньких автобусов. Ожидали ранее знакомые водители ТОО Kazakhstan Technology Solutions Ltd со своими старенькими автобусами. Они-то и признались, что ТОО Zhetisu Logistics, хоть и выиграло конкурс на перевозку багажа и пассажиров по территории Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», но ничего не смогло сделать. Также водители рассказали, что их руководство сотни раз в Астану летало. Свой пункт приёма багажа, который должен был расположиться на казахстанской и китайской частях МЦПС «Хоргос», они так и не смоги ввести, а имеющейся пункт багажа Назарбаев им не отдал.

"Управляющей компанией разработана Стратегия развития на 2023–2025 годы. В рамках этой стратегии концепция развития будет направлена на развитие торгово-туристического кластера. А также есть генеральный план СЭЗ «МЦПС «Хоргос», в котором предусмотрены инвестиционные проекты, такие как торговые центры, гостиничные комплексы, развлекательные комплексы и т. д. В целях повышения инвестиционной привлекательности мы планируем проводить мероприятия по привлечению инвестиций для реализации этих инвестиционных проектов. Мы придерживаемся принципа прозрачности, и все поступающие проекты рассматриваем с максимальной объективностью", – начал издалека председатель правления АО «УК СЭЗ «МЦПС «Хоргос» Биржан Жылкайдаров.

"Кто сейчас занимается перевозкой пассажиров? Кто перевозит грузы? Куда делась ТОО Zhetisu Logistics? Ведь вы с ними подписали договор на оказание этих двух услуг?" – журналисты засыпали его вопросами.

"Перевозку пассажиров решили осуществлять сами. Автобусы нам дали во временное пользование", – ответил Биржан Жылкайдаров, обдумывая каждое слово.

"Мы узнали автобусы, три года назад на них туристов возила компания Болата Назарбаева, ТОО Kazakhstan Technology Solutions Ltd? А багажный терминал тоже ему отдали?" – стали уже выпытывать у него журналисты.

"Нет, перевозку багажа по территории «Хоргоса» выиграла другая фирма – TOO Terminal A. Победителем она стала только благодаря наличию собственного багажного терминала", – констатировал Жылкайдаров.

Дальше разговор был бессмысленным, и мы пошли искать представителя этой фирмы.
Ухоженный молодой человек с бородой в центре огромного зала сразу привлёк наше внимание.

"Адиль Орынбасаров, – представился он. – Директор TOO Terminal A. Мы никакого отношения не имеем ни к Болату, ни к Нурболу Назарбаевым. Наша компания купила этот терминал, а у кого – коммерческая тайна. Автобусы тоже наши, мы их пока отдали в аренду "Хоргосу".

Вот и ответы на все вопросы. После этих слов стало совсем грустно. Получив свой груз, заплатив 725 тенге TOO Terminal A, мы поспешили покинуть территорию. Ничего не изменилось, господа! И снова здравствуйте!

Для справки: нормы провоза товаров для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом или несопровождаемом багаже 1 (один) раз в месяц до 1 апреля 2023 года – стоимость не должна превышать 1 000 евро и (или) вес не должен превышать 31 килограмм.

Фото Orda.kz

Автор: Жанна Рахат

Лента новостей

все новости