Стоит ли браться за дело, когда все вокруг только и говорят, что любой бизнес обречен на провал, если нет «крыши» и богатых родственников? «Работать на дядю» проще и безопаснее, — шепчут доброжелатели. А те, у кого получилось открыть свое дело, — скорее исключение, чем правило.

Так стоит ли рисковать, воевать с налоговой, правдами и неправдами заманивать клиентов и подсчитывать с таким трудом заработанные копейки? Людмила Ельцова корреспонденту Orda.kz рассказала, как она нашла свое место под солнцем и смогла открыть «точки» красоты в нескольких городах Казахстана и России.

Людмиле 23 года. Она гордо называет себя предпринимателем и хозяйкой сети студий красоты. Свой бизнес считает устойчивым и говорит, что смогла раскрыть ту самую формулу успеха, которая для многих остается чем-то вроде высшей математики. Предприниматель уверяет, что бизнес должен быть честным. У неё никто и никогда не требовал взяток, сама она тоже никогда и никому их не предлагала.

Никогда и никому не платила: есть ли в Казахстане бизнес «без агашек»

Согласно статистике Национального информационного центра «Молодежь», открыть свой бизнес планируют только 16,5% молодых казахстанцев. Остальные даже не допускают мысли о предпринимательстве.

В прошлом году 2,2 млн человек в возрасте от 15 до 28 лет подпадали под определение «экономически активная часть населения». Из них 96% были трудоустроены, а число безработных не превышало 85 тысяч. Всего же к концу 2020 года в нашей стране было зарегистрировано 130 тысяч молодых индивидуальных предпринимателей. Почему эта цифра так ничтожно мала?

Открывая бизнес, молодые люди сталкиваются с трудностями, о которых не думали

       — Сейчас у меня появилась помощница, которой я смогла делегировать кое-какие обязанности. Сеть растет, и держать руку на пульсе самой становится трудно. В целом одна точка может приносить от 400 тысяч до двух млн тенге. Но не думайте, что так было всегда, — улыбается Людмила.

Начинала она осваивать рынок красоты простым мастером эпиляции в одном из алматинских салонов. Кстати, от такой работы не отказываются многие студентки. Вот и Людмила, которая тогда училась на юриста, вынуждена была искать способ заработать.

Она уверена, что популярность одного из лучших мастеров в городе ей принесли коммуникабельность и стремление понять и объяснить клиентам преимущества новых технологий. Так уж получилось, что свои первые идеи по развитию бизнеса она попробовала на чужом проекте и привлекла большой поток клиентов в чужой салон.

      — В какой-то момент я поняла, что могу открыть свое дело. Как оказалось, дать старт бизнесу — это самое простое. Получила сертификат специалиста по лазерной эпиляции, собрала деньги на стартовый капитал и начала принимать клиентов в маленьком кабинетике.

Очень быстро выяснилось, что это всё не чудеса, а тяжелый труд, бессонные ночи, паника, нервные срывы…. Спасло то, что в какой-то момент почувствовала: несмотря ни на что нужно идти вперед, потому что если сломаюсь, на мое место сразу же придет кто-то другой и тогда не у меня, а у него всё получится, — вспоминает Людмила.

Никогда и никому не платила: есть ли в Казахстане бизнес «без агашек»

Результат не заставил себя ждать. Всего за почти четыре года она открыла 18 салонов в девяти городах. Сеть обслуживают 50 сотрудников — мастера, помощники, SMM-специалисты и контент-менеджеры.

Еще три года назад клиенты к процедуре относились скептически.

    — Здесь много тонкостей. Не на последнем месте стоимость услуг. На мой взгляд, у конкурентов цены явно завышены, то есть расчет только на обеспеченную клиентуру. Я уверена, что наши процедуры должны быть доступны всем, кто следит за собой и стремится быть красивым. Но скорее всего, не ценообразование сыграло главную роль, а компетентность мастеров, стерильность, безопасность и очень хорошее оборудование. По сути, выполнение этих базовых принципов и включило «сарафанное» радио.

Но есть и некоторые другие хитрости, говорит мастер. Например, активное сотрудничество с медийными личностями. Её клиенты —  блогеры, актрисы, стилисты, телеведущие. Они проходили пару процедур, видели результат и сами начинали рекламировать салон Людмилы.

«Думаю, многие конкуренты должны сказать мне спасибо за популяризацию сферы деятельности», — смеётся она.

Все хотят быть ухоженными в любом городе и в любой стране.

Но, говорит, Людмила, это только первый этап, на котором многие успокаиваются: есть клиентура и стабильный доход, о чем еще мечтать?

Лазерные технологии для Алматы были в диковинку, поэтому пришлось заняться сотрудничеством с медиками, которые помогали на своём профессиональном языке объяснять, что наши процедуры безвредные и, главное, безопасные. Ей помог опыт мастера, поэтому и удалось быстро стать проект-менеджером, уверена предприниматель.

«Молодежь напрасно боятся развития. Многие думают, что если на сантиметр отойдут от теплого места, то всё сломается. Это не так!»

     — Очень важно верить в себя и свои силы. Нужно понимать, если ты — действительно квалифицированный специалист, то к тебе потянутся. В среднем мастер в моей сфере получает 300-400 тысяч в месяц. Многим хорошо в такой зоне комфорта и большего они не желают. Но можно ведь пройти курсы повышения квалификации и узнать новое, что поможет развивать свой бизнес. Например, основы SMM и продвижения, новые технологии и многое другое.

На первое место девушка ставит качество услуг и честность и отмечает, можно рассчитывать на приход пяти подруг лишь с одного довольного клиента. Но увеличение сети, как выяснилось, это не только успех, но и некоторые трудности.

     — Попадались нечестные арендодатели. Мастера набираются опыта и пытаются уйти вместе с нашей клиентской базой… Многие говорят, что все время кто-то пытается бизнес «отжать» или подставить… Как всему этому противостоять? Только честность и прозрачность. У меня все сотрудники официально трудоустроены, налоговая инспекция видит все мои обороты. В России, конечно, тоже есть проблемы. Но там все-таки работодатель больше отвечает за сотрудника, чем в Казахстане.

Доход, расход и мотивация

      — Прибыль может быть и большая, но нужно учитывать расходы. Многие не понимают, но все оборудование, замена дорогостоящих компонентов, заработные платы действительно много забирают. Но когда ты понимаешь, что это твоя большая сеть — оно того стоит. Мое правило — никогда не останавливаться и не зацикливаться на расходах. И если дело застопорилось, это значит — не то время, не то место и не тот подход.

— Это всё амбиции молодых. В 23 года я уже менее энергична, чем в 20 лет. В моем окружении есть девочки, которые учатся и работают, успевают гулять… Многие стараются не думать о будущем… Я же уверена, что нужно понимать, все, что у тебя есть сегодня, – это результат того, чем ты занимался условные три предыдущих года. Чтобы еще через три года понять, что любой труд не напрасен!

Предприниматель советует постоянно быть в поиске нового для своего бизнеса, иначе он будет стоять на месте, а новые люди просто не захотят туда идти. Также, по ее мнению, важна поддержка близких людей. И чтобы они не ограничивали рвение к самостоятельности.

Никогда и никому не платила: есть ли в Казахстане бизнес «без агашек»

      — Лучше попробовать, чем потом жалеть о том, что упустил возможность. Мне очень помогает правило – если не ты, то кто-то другой. Ребята, не тратьте свое время впустую! Есть столько возможностей начать зарабатывать. Получите знания и научитесь понимать, что навыки приносят деньги, уважение и почет.

Можно ли совместить бизнес и личную жизнь

     — Я не замужем, но думаю, если найду похожего на меня человека, то это никак не помешает бизнесу. Взрослые люди и их отношения состоят из того, что они друг друга поддерживают, а не ущемляют. Обычно, когда встречаются два полноценных человека, они еще больше начинают расцветать.

В планах Людмилы — открытие трех новых салонов: в Шымкенте, Калининграде и Сочи. Она хочет покорить и многие другие города и страны. Не сомневается, что у неё всё получится, потому что привыкла не жаловаться на трудности, а анализировать ситуацию, делать бизнес-план и предлагать клиентам то, что не могут дать конкуренты: новые технологии, высокое мастерство, безопасность, скидки, абонементы, контроль качества.

Поделиться: