Неразвитая конкуренция, или Как АЗРК борется с монополистами

cover Источник фото: sushi-week.ru

Сфера обслуживания кладбищ, предоставления интернета, сопровождения лифтов и домофонов в Казахстане монополизирована. В сфере строительства застройщики и производители стройматериалов сговорились и специально завышали, а также удерживали цены. К таким выводам пришло Агентство по защите и развитию конкуренции в опубликованном отчёте за 2021 год.

Кладбища с неразвитой конкуренцией

Агентство по защите и развитию конкуренции в отчёте за 2021 год определило рынок обслуживания кладбищ «высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией». Это значит, что несколько компаний обладают большей частью рынка.

Как оказалось, смерть – дело доходное. В Казахстане умирают около 152 тысяч человек, на захоронение которых в среднем уходит 44,5 млн долларов. Средние цены на ритуальные услуги (копка могил и захоронение) составляют по мусульманским обычаям – 39 тысяч тенге, по христианским – 37,6 тысячи тенге. При этом по всей стране насчитывается всего 99 компаний, обслуживающих более 203 кладбищ.

Агентство пишет, что есть примеры, когда акимат передал обслуживать одной частной компании 50 кладбищ. То есть на рынке есть неравные условия и непрозрачное распределение, из-за которых цены на копку, опускание тела в могилу и захоронение значительно выросли в течение 2021 года.

Агентство по защите конкуренции предложило внести изменения в типовые правила, чтобы конкурсный отбор поставщиков услуг был более справедливым. Однако точно такое же предложение было вынесено и в прошлом году, а значит необходимые меры министерством национальной экономики приняты не были.

Монополизация рынков обслуживания домофонов и лифтов

С трудностями обслуживания домофонного оборудования и лифтов сталкивается почти каждый житель многоквартирного дома. Как выяснило Агентство по защите конкуренции, эти рынки тоже являются высококонцентрированными. Несмотря на то, что на рынке много игроков, застройщики часто навязывают услуги своих управляющих компаний, которые выполняют часть сервисных услуг (что запрещено законодательством) либо передают эти объемы работы своим сервисным компаниям. Таким образом, именно строительные предприятия препятствуют входу на эти рынки и свободному выбору потребителей.

По всему Казахстану насчитывается примерно 65 компаний, обслуживающих домофоны, при этом в каждом регионе их от 2 до 10. То есть, некоторые компании владеют 40-90% рынка. Например, в Павлодаре компании «Павлодар-Домофон» и «Модус-Павлодар» владеют 75% рынка.

Монополизация ЖКХ

Как же государство планирует бороться с монополизацией рынка услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Агентство по защите конкуренции, Министерство цифрового развития и Казахстанский центр модернизации ЖКХ вводят пилотный проект: жители дома могут голосовать онлайн в приложении, чтобы сменить поставщиков услуг по дому. В этом участвуют цифровые платформы «Pater Services», «Е-KNOT», «Е-КСК», «IQamal», «Osi.kz». Некоторые из этих платформ уже работают в Нур-Султане, Павлодаре и Алматы.

Казпочта доминирует на рынке приёма платежей за комуслуги

Источник фото: pixabay.com

Агентство по защите конкуренции выявило, что платежи за комуслуги принимают всего 25 компаний, из которых 23 – банки второго уровня, при этом доминирует на рынке государственные оператор – АО «Казпочта». В 2021 году объем оказанных Казпочтой услуг снизился в 2,3 раза из-за роста онлайн-платежей.

20 млн тенге заплатили производители стройматериалов за необоснованное завышение цен

В 2021 году рост цен на строительные материалы вырос на 26,5%. Агентство провело анализ на предмет "спекулятивного повышения цен в связи с ожиданием увеличенного спроса" и выявило антиконкурентные согласованные действия предпринимателей, установление необъективно высоких цен. Проверялись производители бетона, кирпича, щебня, цемента, стекла, полиэтиленовых труб и арматуры.

По итогам анализов, АЗРК направил предпринимателям 84 уведомления о снижении цен, назначено 20 расследований, составлены 26 протоколов об административных правонарушениях, выписан штраф на сумму свыше 20 млн тенге.

Застройщики BI-Group, Базис-А, RAMS и другие сговорились и завышали цены на рынке жилья

За 2021 год в Казахстане рост цен на первичное жилье составил 16,6 %, на вторичное – 24,3%. Агентство обнаружило, что застройщики сговаривались и устанавливали завышенные цены на рынке жилья. Уведомления о снижении цен были направлены в «Базис-А», «RAMS Qazaqstan», «Bi Group», ТОО «Орда Строй Групп», ТОО «Отау Строй», ТОО «Достык Инвест групп», ТОО «Евразиян Билдинг», ТОО «Проф Инвест», ТОО «Халық билдинг» и другие.

Сотрудники АЗРК составили 21 протокол об административных правонарушениях, застройщики оштрафованы на сумму свыше 10 млн. тенге. В отношении ТОО «Орда Строй Груп» проводится расследование.

По результатам устранения нарушений, компания «РАМС-Казахстан» снизила цены на 15% (до 90 тысяч тенге за квадратный метр), «BAZIS-A» до 20 тысяч тенге за квадратный метр, «BI Group» на 8% и 11%. Другие застройщики также исполнили уведомления и снизили цены в среднем на 15-20%.

«КаР-Тел» и «Казахтелеком» монополизировали рынок мобильного интернета

Сотрудники Агентства по защите конкуренции установило, что на рынке услуг мобильного интернета действуют всего две субъекта: ТОО «КаР-Тел» и Группы компаний АО «Казахтелеком».

Другие компании не могут выйти на рынок из-за ряда барьеров: лицензирование, разрешение на использование радиочастотного спектра и крупные инвестиции. Тут вообще запутанно: лицензию нельзя получить без разрешения, а разрешение не получить без лицензии.

Для получения разрешения на использование радиочастотного спектра потенциальный оператор связи должен иметь соответствующую лицензию. При этом лицензия выдается при наличии разрешения на использование радиочастотного спектра.

из Отчёта Агенства по защите и развитию конкуренции

Новые частоты распределяются непрозрачно, отсутствуют чёткие критерии распределения радиочастотного спектра. Нет равного доступа к кабельной канализации. Запрос на разрешение к подключению к кабельно-канализационным сетям нужно направлять в АО «Казахтелеком», а он зачастую требует докладку каналов.

В Агентстве по защите конкуренции также отметили, что нужно ограничивать долю участия государства в предпринимательской деятельности, функции госпредприятий отдать в конкурентный рынок. Также необходимо сократить количество государственных заданий (прямой заказ государства квазигоскомпаниям на оказание услуг), и снизить количество государственных операторов. Сейчас в стране 39 госоператоров:  АО «Жасыл даму»,  АО «Казпочта», АО «Казахтелеком», АО «КазТрансГаз», АО «Национальные информационные технологии», АО «Казтелерадио» и другие.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости